В Новосибирске начался монтаж оборудования бустерного синхротрона ЦКП «СКИФ»
Первое оборудование бустерного синхротрона Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ») установлено в тоннеле здания инжектора. Монтажом оборудования занимаются специалисты Института ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН, который выступает единственным исполнителем комплекса работ по изготовлению, сборке, поставке и пусконаладке оборудования ускорительного комплекса ЦКП «СКИФ».
Сборка бустерного кольца ведется с промежутка впуска электронного пучка из линейного ускорителя, поэтому первым был установлен ближайший к этой точке гирдер — так специалисты называют часть магнитно-вакуумной системы ускорителя, смонтированную на высокоточную подставку. Также эта «ячейка» бустера самая габаритная и тяжелая: ее длина 3,4 метра и вес 3,5 тонны. Таким образом специалисты отработали оптимальную технологию транспортировки оборудования из вспомогательных корпусов.
Ранее в здании инжектора была установлена и протестирована опорная геодезическая сеть, которая позволит выполнить высокоточный монтаж гирдеров с оборудованием. Требования по точности взаимного положения гирдерных модулей составляют около 70 микрометров, что аналогично толщине волоса взрослого человека. Это рекордная точность для ускорителей: данный параметр для подобных машин предыдущих поколений составлял порядка 100 микрометров. Только при таком расположении модулей возможно достичь необходимой точности положения элементов магнитной системы, смонтированной на гирдеры, и, следовательно, необходимых параметров электронного пучка.
Планируется, что к весне 2025 года все 44 гирдера бустера будут собраны в кольцо периметром 158 метров и закоммутированы с инженерными системами. Также к этому сроку будет смонтирована автоматизированная система радиационного контроля и станут возможны испытания этого сегмента ускорительного комплекса с электронным пучком. Здесь за полсекунды пучок будет разгоняться до 3 ГэВ — эта энергия, на которой работает ЦКП «СКИФ».
Также в здании инжектора продолжаются работы по монтажу оборудования линейного ускорителя. Ускоряющие структуры, магнитные элементы, система диагностики пучка уже выставлены в проектное положение, идет сборка вакуумной системы. Первые эксперименты с пучком запланированы на декабрь 2024 года.