Стас Березкин: Люди должны реализовываться, иначе человек просто перестанет быть тем, кто он есть

фото участников экспедиции

Стартовавшая 1 июля 2021 года кругосветная экспедиция Томского областного отделения Русского географического общества «По пути русских кругосветных мореплавателей» успешно финишировала в Кронштадте 6 ноября.

Сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Березкин за три года и четыре месяца прошли 35 тысяч морских миль, посетили 32 страны, пережили два кораблекрушения и нападения акул, прошли зоны военных конфликтов и районы, где промышляют морские пираты.

Путешествие, полное опасностей, открытий завершилось.

Мы встретились с капитаном судна «Russian Ocean Way» Стасом Березкиным в Детском морском центре «Каравелла», где когда-то мальчишкой он делал свои первые открытия и постигал азы мореплавания.

– Когда мы задумывали экспедицию, за основу взяли русских кругосветчиков. Нам хотелось напомнить России и миру о славных страницах истории русского флота, об освоении Аляски, – поясняет Стас. – Вот вы знаете, что в XIX веке было сделано около сотни кругосветок во всем мире, из них пятьдесят – русскими? Но про русскую Америку, когда я учился в школе, не вспоминали вообще, поскольку это были пережитки гнилого царизма и колониализма, а по инерции и современная российская историческая программа как-то не напоминает об этом. А ведь это, действительно, одна из славных страниц нашей истории.

Попутно мы занимались реализацией программ «Народная дипломатия», «Экология мирового океана», «Уроки из океана» и других. А личная цель путешествия – осуществить свою детскую мечту, чтобы жить дальше, потому что неосуществлённая мечта съедает тебя изнутри. Мечта – это то, без чего ты не можешь жить. И вот теперь, когда она в конце концов осуществилась, я свободен.

фото участников экспедиции

– Станислав, путешественник Фёдор Конюхов в одном из интервью сказал, что современные мореплаватели не открывают морей и материков, они открывают духовность. А какое духовное открытие сделал ты в этом путешествии?

– У меня есть собственная теория устройства мира. Если коротко: в мире есть созидающее начало. Оно безлично, оно просто создаёт. И стоять у него на пути бесполезно. Оно сметает любые препятствия и создаёт. Есть начало, которое оценивает всё, что создано, и есть начало, которое направляет оба первых. Вот эти вот три начала, без каждого из которых существование нашего материального мира невозможно, лежат как бы в основе всего. И в этом путешествии, наблюдая за собой, за людьми и событиями, я нашел не то, чтобы ответы на вопросы, а подтверждение этому, доказательство теоремы.

– В этом путешествии вы столько раз оказывались на границе между жизнью и смертью, то, что вы выжили – заслуга ангелов-хранителей, Божий промысел или просто удача?

– Просто удачи не бывает. Бог – это господин вероятности. Всё в этом мире вероятно, все процессы. Соответственно есть какая-то сила, которая эти вероятности распределяет: кому-то одни события достаются, кому-то другие. Вот нам достались хорошие.

– Там, в море, Бог становится ближе?

– Бог не в море, он вот здесь (показывает на голову). В принципе, человек начинает слышать Бога, слышать высшие силы, когда от него уходят внешние раздражители. И вот в море этих внешних раздражителей мало. Там ты находишься в пограничном состоянии, ты вот раз – и умереть можешь. И вот это пограничное состояние обостряет восприятие.

– Что ты чувствовал, находясь в состоянии между жизнью и смертью: сожаление, покой? Вот, говорят: «Вся жизнь перед глазами пробежала»…

– Когда я болел ковидом, у меня было состояние ожидания, что вот могу уснуть и не проснуться. Что я чувствовал? Тревогу и страх смерти.

– А когда висел на верёвке между тримараном и бортом корабля, где тебя могло расплющить?

– Жизнь перед глазами точно не пробегала, никаких туннелей не видел. Просто мысль была, что вот оно всё закончилось.

– Поломка тримарана, нападение акул и другие подобные события не казались вам знаком, что надо остановится, вернуться?

– Нет! На самом деле все показывало, что надо продолжать. Все время что-то происходило плохое, но обязательно находился выход из этой ситуации, обязательно! Не было случая, чтобы не нашелся выход.  Даже, когда руки опускались, такое тоже было, на помощь приходили люди, которые помогали нам продолжать дальше.

– Что было самым трудным в бытовом плане?

– Да, наверное, поспать и сухим остаться. Потому что отовсюду хлещет вода, и вот эта площадка, на которой мы находимся, качается и летает, поэтому самое главное – хорошо выспаться и остаться сухим. Даже когда мы шли на яхте, там не забрызгивало, но и там случалось, что выходил с кокпита и тут же становился мокрый, и всё – ложишься и спишь мокрый. А на надувном судне ты всё время как гусь.

– Стас, ты не был дома три с половиной года. За это время столько всего произошло и в стране, и в семье, наверняка. Нет ощущения, что ты здесь чужой? Или дом – всегда дом?

– У меня сейчас такое ощущение, что вся земля – мой дом. Я не чувствую себя чужим ни здесь, ни там, где-то. Я в любом месте, благо языковой барьер стал меньше, в любой стране чувствую себя дома. Я знаю, как общаться с иностранцами, как общаться с россиянами. Я нигде себя не чувствую чужим.

фото: Станислава Березкина

– Что касается языкового барьера, английский ты изучал по ходу дела?

– Нет, я год ходил на языковые курсы, ну а потом уже по ходу тренировался, а в Австралии я просто заговорил. Меня просто кинули в Таунсвилл, а там ни одного русскоговорящего. А австралийский английский – это какой-то ужас тихий. У них там такой английский! И, тем не менее, через неделю я отлично заговорил, нормально начал общаться.

– Уехать на три с лишним года осуществлять мечту – это не эгоистично по отношению к близким, к жене? Ведь «мы в ответе за тех, кого приручили».

– Эгоистично? Нет! Люди должны реализовываться, иначе человек просто перестанет быть тем, кто он есть. Поэтому мы не препятствуем друг другу в реализации планов, желаний. У нас в семье так принято. На самом деле нужно просто понять, договориться. Во всем мире люди так живут. В предыдущей гонке одиночек участвовала американка, на момент финиша ей, кажется, 49 лет было. И у неё не было препятствий, не было трагедии в семье. И потом, сейчас существует мобильная связь. Все проблемы решаемы.

– В рамках программы «Народная дипломатия» вы встречались с людьми в разных странах. Скажи, все ли они были доброжелательно настроены к вам как к русским, россиянам?

–  Знаешь, да. Я заметил, что за границей очень редко встречаешь негатив, исходящий от людей. Это особенности воспитания, наверное. Но в тех странах, где мы встречались, общались с людьми, для человека его мнение, как правило, не самое главное. Он допускает существование других мнений и допускает, что они могут быть правильными. И этому у них можно поучиться. Я вот как раз учился именно так общаться, когда ты не только себя слушаешь, но и собеседника.

– Вы также реализовывали программу «Экология мирового океана» и даже внесли в неё свой вклад, затопив в океане два судна.

– Ну, на самом деле, у нас просто выбора не было (смеётся). Это была безвыходная ситуация, а не сознательное причинение вреда. Всё это будет лежать на дне, и, возможно, через пару миллионов лет наши потомки найдут обломок солнечной панели или тримарана и будут ломать голову, гадая, что это такое.

А вот когда люди сознательно загрязняют всё вокруг, и для них это в порядке вещей –выпил воду, бутылку выбросил в океан – меня корёжит. В Бразилии, на Филиппинах ты идёшь, и просто воды не видно из-за огромного количества мусора. Мальдивы – очень грязная страна. Острова, на которые возят туристов, очищены, а всё остальное просто ужасно. Джибути – страна, которая запомнилась грязью и попрошайками.

От затонувшего судна, если оно не везёт на борту нефтепродукты, ущерб минимальный, а вот люди, ежедневно загрязняющие море, – это проблема.

фото: Станислава Березкина

– То есть Мальдивы и Джибути разочаровали? А какие страны оставили добрые воспоминания?

– Мне запомнились Франция, Аргентина, Австралия и Турция. Это те страны, в которых я чувствовал себя комфортно, воспоминание о них вызывает только положительные эмоции.

Удивила непарадная Турция – некурортные города Айвалык, Синоп, Чешме. В них так органично сочетаются греческая и турецкая культуры. Церковь архангелов Гавриила и Михаила в Айвалыке меня просто поразила. Я искал её долго, нашел. Там сейчас музей. Я смотрю – фрески старинные и знак какой-то знакомый на фронтонах. Оказалось, масонский знак, церковь восстановлена масонами. И вот такие смешения культур, религий, традиций мне всегда интересны и удивительны.

И ещё поразили Анды. Я люблю горы, но не так, чтобы по ним ходить. А на этот раз мы проехали практически всю Аргентину с севера на юг, вдоль Анд. И это такое потрясающее зрелище. Ледник Перито Морено – самый известный ледник Южной Америки, он находится в провинции Санта-Крус в южной части аргентинской Патагонии. И этот ледник не тает. Во всем мире ледники тают, а он только растёт.

Совершенно удивительные места чилийской Патагонии, которые мы прошли морем, там потрясающие просто пейзажи, сформированные ледником. Огромные скалы, обточенные ледниками. Я как раз вчера смотрел фотографии, сделанные там, это, конечно, удивительное место.

Пустыня – ещё одно удивительное место. В Египте мы проехали от побережья Красного моря в Луксор и увидели завораживающие картины. На рассвете и на закате, когда всё это переливается разными цветами…

– Вы брали на борт попутчиков, которые проходили с вами какой-то отрезок пути. Кто из них наиболее запомнился?

– Да, попутчики вносили свой вклад в путешествие в виде денежных средств, продуктов и помогали нам на борту судна. Запомнился Серёга Зотов из Кинешмы, который сейчас живёт в Бразилии. Он такой недисциплинированный, молодой, весёлый, интересный парень. Даёт уроки русского языка и игры на гитаре, и смотреть, как он работает с детьми, – одно удовольствие. Он прошел с нами вдоль Бразилии от Салвадора до Рио-Гранде.

Чилиец Калеб Хара работал спасателем и подводным фотографом, а в 2013 после окончания университета приехал на остров Рапа-Нуи и стал инструктором по фридайвингу. И ещё он художник, сделал мне вот эту татуировку (Стас демонстрирует татуировку на руке). Это – символ связи с океаном.

Потом ещё с нами шли аргентинцы Себастьян Ют и Норберто Луна. Себастьян мало прошёл с нами, но мы с ним почти четыре месяца прожили в Буэрос-Айросе, он нам каждый день что-то помогал, и вот сейчас с нашей подачи стал изучать русский язык, мечтает побывать в России.

фото: Станислава Березкина

– У Евгения Ковалевского, вместе с которым вы обошли вокруг света, очень много различных амулетов, фенечек каких-то, а ты не веришь в магическую силу оберегов?

– У меня есть крест. Это крест особенный, я купил его в Азове, в Обуховке. Там есть такой старый храм, который в сороковые годы планировали закрыть, но местные прихожане его отстояли. Они две недели сидели в храме, не давали его взорвать. Сказали: «Будете взрывать, взрывайте с нами вместе». Там я этот крест и взял.

– Теперь, когда мечта исполнилась, что ты чувствуешь?

– Спокойствие, меня уже ничто не терзает, могу спокойно жить.

– А получится?

– Не знаю (смеётся). У меня есть несколько идей, над одной я сейчас работаю – это Русская Америка. Эта тема мне очень интересна. И вторая тема – Персидская империя. Во время путешествия я прочитал несколько трудов авторов, которые жили в Иране, изучали историю Персидской империи. Персидская империя оказала огромное влияние на азиатский континент и на Китай. И вот хочется поснимать что-то на эту тему.
Про кругосветку хочется книгу написать.

– Наверное, у каждого человека есть мечта. Скажи, каким должен быть первый шаг к её исполнению?

– Написать ТЗ (техническое задание) для господа Бога – это первый шаг. Когда вы будете писать это задание, всё в голове по этапам, по полочкам разложится, и станет понятно, какой шаг делать дальше.

Тамара Разумная, фотографии предоставлены героем публикации

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *