Поиск длиною в жизнь

Фото: Павел Разуваев

Будни поисково-спасательного отряда ««ЛизаАлерт»» Новосибирской области: просто искать пропавших. В лесу и в городе. Зимой, весной, летом и осенью. Днем и ночью.

Дальний свет фар увяз в морозном тумане, не помогают даже противотуманки. К ночи в районе Искитима мороз стал крепнуть стремительно. Час назад было минус восемь, и вот уже приборная панель Suzuki показывает: за бортом минус семнадцать. Старший нашей поисковой группы отряда «ЛизаАлерт» Егор (позывной Маскот) старается все же разглядеть хоть что-нибудь необычное на заснеженной дороге и постоянно сверяется с картой маршрута. Перед выездом на поиск он пояснил мне, как новичку:

— Мы выезжаем на место последнего актуального свидетельства. По дороге, как только видим автобусные остановки, у нас должен срабатывать рефлекс: смотрим на людей, которые там сидят. Сейчас транспорт уже не ходит. Если человек на остановке, значит уже что-то не так. Еще одна наша задача – проехать до конечного пункта маршрута – деревни Шипуново – и оклеить все попутные остановки ориентировками. Дальше поедем до Старого Искитима и будем смотреть на следы сходов с дороги, на необычные предметы, которые могут принадлежать потерявшемуся человеку. Ехать надо будет предельно медленно, иначе легко что-нибудь пропустить. По ходу движения будем светить на обочины фонарями. Если кто-то из нас что-то заметил, командует «Стоп», мы останавливаемся и принимаем решение, как действовать дальше…

Эта поездка по заданию редакции началась с общедоступной информации отряда «ЛизаАлерт» Новосибирской области:

ОРИЕНТИРОВКА: Внимание! Срочный сбор на поиск!

Пропал Кучеров Сергей Владимирович, 56 лет, г. Искитим, Новосибирская область.

МЕСТО сбора: г. Искитим, ул. Центральная, 26 (парковка магазина «Мария Ра»).

Координаты: 54.575212, 83.324995

ВРЕМЯ сбора: 18-30 и далее по готовности.

Форма одежды: ГОРОД/ЛЕС

С собой: фонари, скотч, батарейки (алкалиновые), вода, термосы с горячим питьем, перекус.

Информация «ЛизаАлерт»:

Заявка на поиск пропавшего принимается оператором горячей линии — 88007005452. Затем она передается в соответствующий регион, где пропал человек. Там заявку берет в работу инфогруппа: информационный координатор запускает прозвон. Специалист группы прозвона связываются с заявителем (иногда еще и с друзьями, соседями, близкими пропавшего), выясняют у него подробно обстоятельства пропажи, особенности здоровья и другие важные детали, которые могут повлиять на ход поиска. Вся собранная информация передается координатору, который определяет стратегию поиска, запрашивает ресурсы и ставит задачи. Параллельно готовится ориентировка. Запускается работа группы распространения информации. Ее специалисты распространяют информацию в сети. В зависимости от вводных данных, таких как обстоятельства исчезновения, особенности здоровья, давность пропажи, поиску присваивается статус «информационный поиск» или «активный поиск».

У магазина «Мария Ра» в Искитиме к моему приезду скопилось с десяток добровольцев. Первые пешие группы уже работают. Нахожу координатора поиска Юрия Кокорина (позывной Иртыш).

— Месяц назад мы искали этого же дедушку, — рассказывает он. – У него проблемы с памятью. Сейчас на улице весьма прохладно, поэтому действовать надо максимально быстро. Тем более, что такой человек может зайти куда угодно, не понимая, что происходит. В прошлый раз его нашли буквально в соседнем доме от места пропажи, и он не помнил, что с ним происходило. В данный момент активно ездят автопатрули, потому что мы предполагаем, что он может ходить по улицам.

— Помогите понять, почему люди на многие годы привязываются к этой добровольной работе по поиску пропавших?

— Думаю, это идет от желания помочь кому-то, не только себе. Придя с работы не на диване телек смотреть, а помочь тем, кому плохо. Эта причина явно прослеживается. Но все, конечно, по-разному приходят в отряд. Не знаю, зачем эти люди приходят… Кто-то действительно бежит от рутины, кто-то хочет помогать, кто-то хочет самореализоваться. Кстати, недавно появилось свидетельство, что потерявшегося мужчину видели в магазине «Народный». Вы на машине? Поедете туда?..

Иртыш

И вот Маскот и еще один опытный поисковик из нашего экипажа уже объясняют, как клеить ориентировки:

— Клеим повыше, чтобы ориентировку не заслоняли сидящие на остановке люди, и чтобы ее было видно из автобуса. В городе, когда мимо проходит поток людей, оклеиваем ориентировками остановку с других сторон.

Подъезжаем к магазину «Народный». Работает он круглосуточно, так что внутри и немногочисленные покупатели есть, и продавцы стоят за прилавками.

-Здравствуйте, — подходит прилавку Маскот, — мы из поискового отряда «ЛизаАлерт», у нас есть информация, что здесь видели этого мужчину.

— Да, он приходил несколько часов назад, — отвечает продавец Жанна. — Он у меня спросил, как отсюда можно доехать в Краснозерку. Я ответила, что отсюда можно только сесть на автобус и доехать до Искитима. Он встал, что-то помялся: «ой, а дайте мне печеньки».

— А рассчитывался он картой?

— Нет, наличными. Потом вышел. Минуты три-четыре прошло – он заходит, покупает пачку сигарет и уходит. Мы потом посмотрели по камере, он пошел в ту сторону. Еще прохожие на улице говорили, что он машину останавливал…

Информация «ЛизаАлерт»:

Активный поиск предполагает срочный выезд добровольцев. Определяется место штаба, приезжают штабные специалисты (регистратор, при необходимости связист и оперативный картограф), координатор или старший на месте, пешие поисковики. Координатор ставит задачи старшим поисковых групп. Они набирают группы и отправляются выполнять. Активный сбор на поиск, как правило, происходит в тех случаях, когда пропавший в опасности и, скорее всего, сам не вернется (пожилые люди, дети, люди с проблемами со здоровьем).

Выходим на улицу. Поселок спит, в редких окнах жилых домов теплится свет. Снаружи пусто, только изредка проезжают запоздавшие автомобили. Но вот навстречу идет компания молодых людей. Показываем им ориентировку.

— Нет, не видела, — отвечает девушка.

— Покажите-ка, — подходит ближе парень. – Моя сестра его видела, на Мраморной. Она говорила, что он какую-то Красную Елку искал.

Маскот передает добытые сведения в штаб поиска, и мы едем дальше. Движемся медленно. Поисковик открыл окно и светит по сторонам мощным фонарем. Несколько раз останавливаемся и рассматриваем следы, уходящие с дороги в лес. Но нет, следы или возвращаются, или вообще не принадлежат человеку. Вот снегоход проехал, а здесь кто-то потоптался и пошел дальше. В Старом Искитиме и Шипуново оклеиваем очередную остановку и, выполнив задачу, решаем возвращаться. Но на обратном пути проезжаем явно заброшенное здание, и я слышу команду «Стоп!» — видны следы человека, направившегося через небольшой овраг к этому строению.

— Покажите-ка свою обувь, — говорит мне Маскот. – Нет, в таких ботинках вы с нами не пойдете.

— У меня есть запасные сапоги.

— Переобувайтесь, мы подождем.

Подходим к обнаруженному сходу.

— Идем в таком прядке, — говорит старший группы. — Я – первый, за мной – мой коллега, вы – замыкающим.

Идем осторожно, нащупывая под снегом твердую почву. Поисковики светят фонарями в застекленное окно и громко кричат:

— Есть кто-нибудь?!

Никто не отзывается. Никаких признаков жизни ни внутри, ни снаружи не видно и не слышно. Следы ведут уже от здания и выводят на соседнюю запорошенную снегом дорожку. Судя по всему, человек отсюда благополучно уехал.

Информация «ЛизаАлерт»:

Поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» не пользуется услугами экстрасенсов, колдунов, ведуний, ведьм, знающих, видящих, шаманов, вуду пипл, раста, спящих, целителей, представителей внеземных цивилизаций. Это неизменная и принципиальная позиция.

Возвращаемся в Искитим. По дороге внимательно осматриваемся по сторонам. На парковке у магазина, где разместился оперативный штаб, оживленно. Видно, что люди продолжают приезжать. Добрался до места поиска и заместитель руководителя пресс-службы отряда Федор Мичурин (позывной Сириус). Парень он молодой, интересно, почему ему-то по клубам да спортзалам по вечерам не гуляется?

— Я с детства выезжал на природу с родителями, — рассказывает Федор. – Как-то раз прочитал пост об учениях «ЛизаАлерт» и решил хорошо провести время, еще раз выехать на природу. Но когда пришел в отряд, увидел масштаб, поразился воле людей, которые не за деньги занимаются таким важным делом, понял, что без этого уже не смогу.

— Что сейчас происходит дальше по поиску пропавшего дедушки?

— Люди уже выполняют одновременно шесть задач, закрываем соседние зоны поиска, осматриваем вокзалы, продолжаем распространять ориентировки. Этой ночью осмотрим всё, что в зоне досягаемости, завтра, вполне возможно, будем продолжать активный поиск. Это будет решать координатор.

Глаза у меня уже слипаются, а ведь еще до дома доехать надо. Похожу к регистратору Наталье Микулич, чтобы отметиться, что уезжаю. Она работает в отряде четыре с половиной года. Почти всё это время занимается регистрацией формирующихся поисковых групп, отслеживает время начала и окончания работы каждого волонтера.

— На данном поиске в основном пока используется городской комплект оборудования, поскольку мы работаем в темное время суток: фонари, аккумуляторы для них, заливаются навигаторы на тот случай, если будут лесные задачи, — рассказывает Наталья.

— Что входит в обязанности регистратора?

— Регистрация прибывших людей. Мы записываем, кто приехал, кто уехал, кто на какую задачу ушел, кто какое оборудование получил, сколько времени люди провели на задачах, принимаем оборудование и передаем его на хранение.

— Смотрю, что очень часто искать пропавших приходится по ночам, а ведь у каждого есть и своя работа. Как выдерживаете?

— Конечно, каждый сам оценивает, насколько у него сил хватит. Человеческие возможности, безусловно, не безграничны. В зимнее время обычно поисков меньше, и к этому гораздо проще приноровиться. Но да, недосыпы – наше всё.

Жаль, конечно, что не удалось найти человека, но понимаю, что и мои силы на исходе.

На следующий день вижу сообщение в группе «ЛизаАлерт» в ВК:

«UPD: СТОП по поиску! Идет проверка информации.

UPD2: Найден, жив! Спасибо всем, кто принимал участие в поиске!».

Как нашли дедушку, не расскажу: в «ЛизаАлерт» такие сведения не разглашают, чтобы не навредить человеку в будущем.

Информация «ЛизаАлерт»:

Мы говорим о человеке «Найден, жив» только тогда, когда родственники, заявители, то есть близкие люди человека, которого мы искали, видят его лично перед собой. Или этот человек находится в полиции, его личность установлена. В случае, если это лесной поиск, «Найден, жив» мы объявляем только тогда, когда потерявшегося вывели. Когда человек найден в лесу, но его еще предстоит оттуда вывести, мы пишем: «Идет эвакуация» или «Стоп! Проверка информации».

Нынешней зимой, по признанию ребят из новосибирского «ЛизаАлерт», заявок на поиск необычно много. Вот и буквально на следующий день в Заельцовском районе Новосибирска пропала женщина.

ОРИЕНТИРОВКА:

Внимание! Срочный сбор на поиск!

Пропала Шинкарёва (Титовец) Ирина Николаевна, 43 года, Заельцовский район, г. Новосибирск.

29 ноября 2024 года ушла из дома и не вернулась.

МЕСТО сбора: Сухарная ул., 78, корп. 2 (парковка магазина «Аккорд 24»).

Координаты: 55.047662, 82.867528.

ВРЕМЯ сбора: 12-00 и далее по готовности.

Форма одежды: ЛЕС/ГОРОД.

С собой: фонари, скотч, батарейки (алкалиновые), вода, термосы с горячим питьем, перекус.

Приезжаю в Зальцовский район. Женщину ищут уже второй день. Активный поиск пока ничего не дал. Хотя, наверное, так говорить всё же не корректно. Ведь поисковики уже обследовали огромную территорию, отработали множество версий, опросили десятки людей.

Заявляюсь на поиск, регистрируюсь и, пока группа готовится, знакомлюсь с еще одним специалистом – картографом с позывным Ганеша (по ее просьбе имя не указываю).

— Занимаюсь тем, что переношу на общую карту ход поисковых работ, — рассказывает она. – У каждой группы есть навигатор, и все сведения о маршрутах поиска фиксируются. Таким образом штаб может анализировать ситуацию и определять дальнейшие зоны поиска.

— Давно в отряде?

— Уже пять лет. Случайно увидела объявление о лекции «ЛизаАлерт» для новичков. После нее сразу поехала на свой первый поиск. Это был очень необычный поиск. Мы не знали, как зовут потерявшегося мужчину, не было сведений и о его родственниках. Заявка пришла с информацией о том, что неизвестный нуждается в помощи. Искали мы его около недели. Нашли совместно с полицией.

Информация «ЛизаАлерт»:

Мы говорим о потерявшемся, что он найден и погиб только в двух случаях: или его опознали родственники, или состоялась экспертиза ДНК, подтвердившая, что это тот человек, которого мы искали. Часто это затягивается, особенно если нужна экспертиза. И это особенно сложно на резонансных поисках, когда все спешат отчитаться. У нас будет висеть «Стоп! Проверка информации» до тех пор, пока экспертиза не подтвердит личность погибшего.

Искать пропавшего человека в «ЛизаАлерт» не прекращают никогда. Через какое-то время прекращается активный поиск, но информационный может продолжаться годами.

— Активный поиск завершается по разработанным алгоритмам с учетом всех нюансов: возраст пропавшего, состояние его здоровья, сопутствующие пропаже обстоятельства, — поясняет руководитель пресс-службы отряда «ЛизаАлерт» Новосибирской области Алина Нольде (позывной Алгебра). – А информационный поиск не прекращается никогда. Продолжаем распространять ориентировки, искать свидетельства, проверять их, отсматривать записи с камер видеонаблюдения.

На этот раз меня записывают в пешую группу. Зона поиска — в Заельцовском парке. Старший – Евгений (позывной Джексон). Он проводит положенный инструктаж, рассказывает, как осматривать тропинки, просит позаботиться о собственной безопасности.

— Задача у нас – часа на три, — говорит Джексон. – Квадрат пятьсот на пятьсот метров. Ходить будем по дорожкам, их в парке достаточно много.

Знакомлюсь с группой. К ней присоединяется друг мужа пропавшей Роман Гибелев.

— Насколько мне рассказали, жена моего товарища вчера около четырех часов дня вышла из дома и пропала, — рассказал он. — При этом она оставила дома телефон, личные вещи, документы, сняла с себя все украшения.

Как рассказал координатор поиска Владимир Мурзин, женщина, скорее всего, заблудилась в лесу.

— Заявка поступила в три часа ночи, — говорит он. — Первые наши группы появились на этом месте в полчетвертого. Особенность поиска в том, что сейчас холодно, и это, конечно, опасно для жизни. А еще – на этот поиск приходит очень много неподготовленных людей, и надо организовать поиск так, чтобы они работали наиболее эффективно и в то же время безопасно для себя.

Информация ««ЛизаАлерт»»:

У нас нет юридического лица, расчетных счетов и виртуальных кошельков, мы не принимаем денежную помощь. Все члены отряда — добровольцы. Всё, что мы делаем, мы делаем бесплатно. Участвовать в работе отряда может любой человек старше 18 лет. Заявку на поиск можно подать по телефону 88007005452 или на сайте: https://lizaalert.org/. Заявка на поиск в отряде принимается только при наличии заявления в полицию.

Поиск женщины получается резонансным. Подходит все больше горожан. Среди тех, кто хочет помочь, много соседей, жителей близлежащих домов. Пока мы собираемся, пришла женщина, которая живет поблизости:

— Здесь на доме люди установили видеокамеры, — рассказывает она, — чтобы следить за своими автомобилями. Они как раз на лес выходят.

Джексон записывает ее сведения, и мы отправляемся в Заельцовский парк.

Погода стоит чудесная: небольшой морозец, практически нет ветра, и ничего не сыплется с неба. Людей в парке гуляет много – суббота. Но мы углубляемся в дальние закоулки, где отдыхающих практически нет. Вскоре всё же встречаем прогуливающуюся пару с собачкой. Они знакомятся с ориентировкой, но говорят, что никого похожего не видели.

Сотрудники станции проката мототехники тоже никого не видели.

— Мы выезжали на снегоходах, катались по парку, но ничего подозрительного не заметили, — говорят нам. – Можем и еще поездить, поискать.

Продолжаем обследовать одну тропинку за другой. Следов много, но ничего, что привлекло бы внимание поисковиков. Роман, знавший потерявшуюся женщину, всё же просит остановиться и показывает на непонятное разрытое место у обочины парковой дорожки. Он приметил там одну перчатку. Понять, женская она или мужская, сложно. Но всё же решаем, что к нашей потерпевшей эта вещь отношения не имеет.

Уходим вглубь лесного массива. Среди сосен, где мало непролазных кустарников, и видно хорошо, и ходить полегче, чем в диких буреломах лиственных деревьев. Джексон просит остановиться и выстроиться в шеренгу. Сейчас будет работа на отклик.

Девушка выходит перед группой и кричит в разные стороны:

— Ира! Ира! Ира!..

Прислушиваюсь, не раздастся ли в ответ крик о помощи. Вроде чей-то голос послышался. Нет, это выводят на прогулку лошадей в местном конном клубе.

В этот раз я тоже не стал свидетелем завершения поисковых работ. Возвращаюсь к штабному автомобилю и собираюсь домой. Поиск тем временем набирает обороты, людей и машин становится с каждым часом всё больше. И после напряженной ночи такая активность приносит желаемый результат: «Найдена жива!».

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *