АО «СИБИАР»: полвека качества и надежности
Один из крупнейших российских производителей бытовой аэрозольной продукции и парфюмерно-косметических средств – АО «СИБИАР» отмечает юбилей.
Ровно 50 лет назад, в конце декабря 1974 года, новогодним подарком для жителей Новосибирска стало подписание государственной комиссией акта о вводе заводского комплекса Новосибирского завода бытовой химии в эксплуатацию. Все эти годы деятельность предприятия была направлена на техническое перевооружение и модернизацию аэрозольного производства, необходимого для выпуска сибирской продукции высокого европейского качества. 49 лет на этом пути вместе с заводом грамотный, дальновидный, целеустремленный руководитель – генеральный директор АО «СИБИАР» Виктор Васильевич Кушнир, начинавший здесь свою трудовую деятельность с должности мастера. Благодаря его усилиям коллектив стал за эти годы настоящей семьей и достиг важных результатов. За значительный вклад в развитие отрасли Виктору Кушниру было присуждено большое количество самых разных наград, в том числе присвоено звание «Почетный химик Российской Федерации».
СИБИАР всегда был предприятием полного цикла: от разработки рецептуры и изготовления баллона до реализации готовых товаров. Несмотря на то, что завод начинал работать далеко не на самом современном оборудовании, в последующие годы производственные мощности были значительно модернизированы. Предприятие сохранило и развило собственную инструментальную базу. Сложилась и команда высокопрофессиональных кадров.
Важно отметить, что на каждом этапе развития новосибирский завод предлагал рынку собственные ноу-хау. Первым в СССР он запустил и освоил производство жестяных аэрозольных баллонов, одним из первых в России начал выпускать баллоны объемом 1000 мл, первым в стране сумел выпустить баллоны с пропан-бутаном для портативных газовых приборов. Первым выпустил освежитель воздуха и дихлофос, в составе которых спирт был заменен на воду. Именно в стенах СИБИАРа командой химиков, технологов и инженеров, в числе которых был и Виктор Васильевич, был изобретен тот самый репеллент «Рефтамид», известный своей эффективностью не только российским семьям, но жителям стран СНГ. А уникальные рецептуры антистатика и лака для волос, однажды покорившие женщин, по сей день остаются их неизменными спутниками. Как говорится, при всем богатстве выбора (а конкурентов на этом рынке всегда достаточно много) – другой альтернативы нет. Подтверждением тому является мощность производства. Ежегодно с конвейера предприятия в дома покупателей перемещается порядка 170 миллионов аэрозольных баллонов с продукцией, которая представляет собой более 400 наименований. За последние два года ассортимент расширен такими позициями как шампунь для волос, жидкое мыло для рук, дезинфицирующее средство для обработки рук и различных поверхностей. В числе последних новинок, заинтересовавших рынок – мусс для тела, пенка для купания детей, автокосметика.
– Спрос на нашу продукцию и сама ассортиментная линейка требуют дальнейшего расширения и модернизации производства, — говорит Виктор Кушнир. – Во-первых, речь идет о самой упаковке. В настоящее время мы приобретаем новую линию по изготовлению алюминиевых баллонов, которые ранее в небольших количествах покупали в Чехии, Турции, европейской части России. Поскольку мы заметно расширили линейку продукции, химические составы которой важно упаковывать именно в алюминиевый баллон, который меньше подвержен коррозии и, к тому же, заметно увеличивает срок годности любого содержимого, покупать его на стороне в таких объемах невыгодно. В ближайшие полгода мы планируем эту линию запустить. Я думаю, после начала выпуска собственного алюминиевого баллона мы немало сэкономим на логистике, сроках производства продукции в новом баллоне, поставки которого не придется больше ждать, а также расширим ассортимент минимум на 10 видов. Плюс этот баллон позволит увеличить срок годности нашего «Рефтамида», который все эти годы остается одним из лучших и эффективных репеллентов в России, что подтверждается высоким покупательским спросом.
Во-вторых, о закупке и установке более производительных линий. Если когда-то с линии выходило по 120 штук баллонов в минуту, то сегодня это практически 350. Конечно, это будет уже не то оборудование, которое мы покупали у основных производителей в Швейцарии и Германии. Сегодня доступ к ним у нас закрыт. Санкции изменили ход многих вещей. Сегодня это Китай, но Китай достойный. Он производит достаточно качественное штамповочное оборудование, хотя аэрозольная промышленность там только начала осваиваться. Китайцы достаточно быстро ориентируются на спрос и совершенствуются. Свою роль играет и цена, которая заметно ниже европейской, особенно, если необходимое оборудование покупать через третьи страны. По опыту скажу: несмотря на то, что китайское оборудование требует более долгого процесса наладки, оно себя оправдывает, интенсивно работая на протяжении всего срока службы.
– Несмотря на все экономические сложности, которыми были насыщены минувшие годы, завод был и остается одним из лидеров своей отрасли. Как это удается? Не стало ли проще с уходом европейских брендов с рынка?
– Конкурировать всегда было сложно. Тем не менее, на сегодняшний день мы занимаем одну четвертую часть рынка России. Продукция нашего завода сертифицирована и конкурентоспособна на отечественном и зарубежном рынках. Нас знают не только жители России, но и практически все страны СНГ: отгружаем в более чем 150 городов России (от Петропавловска-Камчатского до Калининграда) и стран СНГ (Казахстан, Беларусь, Киргизия, Узбекистан, Азербайджан, Армения). Но СИБИАР никогда не останавливается на достигнутом, а потому свое присутствие мы планируем расширять. Наша продукция практически не нуждается в рекламе. Она продвигает сама себя. Мы продаем все, что производим. Запас, который хранится у нас на складах, рассчитан максимум на месяц. Да, сегодня с рынка ушла часть европейских брендов, но внутренняя конкуренция меньше не стала. Я считаю, в баллоне должно быть все привлекательно: и качество, и дизайн, и цена. И мы этими преимуществами обладаем. Наша продукция широко представлена в эконом и медиум сегментах, небольшая часть есть в премиум.
– Виктор Васильевич, как возникают новые идеи для расширения ассортимента?
– Ну, во–первых, у нас есть обратная связь от наших покупателей, которые интересуются, почему мы еще не выпускаем тот или иной продукт. Они верят в нас, зная, что все, за что мы беремся, всегда достойного качества. Во-вторых, конечно, важную роль играет в этом процессе коллектив, который всегда подхватывает новые идеи и доводит их до выпуска готовой продукции. Ведь в одиночку такое не под силу. Над каждым продуктом трудится целая команда химиков, технологов, инженеров. Мы не столько подражаем европейскому продукту, сколько, ориентируясь на запрос, создаем свой, уникальный, совершенствуем рецептуры. Так было всегда. Остается единственная проблема, которую нам по-прежнему приходится решать не своими силами: за рубежом приобретаем для наших химических составов современное качественное сырье, которого в России просто не производят.
– Увеличение ассортимента и объемов поизводства требует дополнительного штата узких специалистов. Как удается решать эту задачу?
– Да, эта проблема нас тоже не обошла стороной. Специфика обслуживания нашего оборудования достаточно сложная. Чтобы научить, например, инженера тому, что должен знать и уметь наладчик, нужен, минимум, год. А мы не можем себе позволить останавливать процесс или сбавлять скорость. У нас есть определенные обязательства. Поэтому основная наша задача в этом вопросе – удержать уже имеющиеся кадры. Наряду с ростом объемов производства на предприятии растет и зарплата. Кроме того, у нас действуют различные меры социальной поддержки сотрудников. Мы находим, чем заинтересовать, как показать, что ценим труд каждого специалиста. Коллектив сегодня хоть и обновляется, но каждый испытывает чувство гордости от того, что вносит свой вклад в производство продукции, известной на всю страну и за ее пределами.
Важным направлением в привлечении кадров Виктор Кушнир считает и профориентационную работу. Сегодня СИБИАР активно привлекает студентов. На производство приходят ребята, которые осваивают профессию слесаря в колледже имени Покрышкина. Каждый из них заряжен на труд, и это очень радует руководителя. Со своей стороны, как только им исполняется 18 лет, предприятие предлагает официальное трудоустройство и зарплату.
С огромным удовольствием школьники приходят на экскурсию по СИБИАРу. Им очень интересно посмотреть, как изготавливают то, что они видят на полках в магазинах и у себя дома – освежители воздуха, репелленты, лак для волос, средства для чистки кухонной плиты и обуви и многое другое.
– Пока у детей горят глаза, надо эту искорку суметь разжечь, и, следуя схеме: школа – колледж/вуз – предприятие/завод, привлечь их в команду, которая всегда идет впереди, первой улавливает будущую тенденцию, – признается Виктор Васильевич. – А мы и дальше будем следовать тем принципам, которые вывели СИБИАР в лидеры. Сохранять крепким наш фундамент – основу, заложенную ветеранами, профессионализм специалистов, высокое качество продукции, надежность в партнерских отношениях. Активно участвовать в жизни общества, в том числе помогая ребятам, которые находятся в зоне СВО. Мы уверены: победа будет за нами! Главное, всем нам, не сбиваясь с пути, следовать к поставленной цели.