Новосибирск и Ленинград – породнённые войной

Д.Шостакович и Е.Мравинский
Ежегодно 27 января в России отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Это единственный в мировой истории город с многомиллионным населением, который смог выдержать 872 дня осады. Что связывает его с Новосибирском?
С июля по ноябрь 1941 года Новосибирская область приняла и разместила на своей территории более 30 крупных промышленных предприятий, эвакуированных из европейской части страны, в их числе около 10 ленинградских: завод «Электроинструмент, обувная фабрика «Пролетарская свобода», электровакуумный завод «Светлана», завод имени Коминтерна…
Кроме заводов, фабрик, научных институтов, в область приехали вузы (Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта), детские дома, театры, музеи.
Наряду с Александринским, кукольным театром под руководством Образцова, военную прописку в городе обрела Ленинградская филармония, которая 4 октября 1941 года открыла в нашем городе свой 21 сезон.
Решение об эвакуации коллектива было принято правительством в августе 1941 года. И уже 14 числа эшелон с артистами, служащими, руководством и их семьями выехал из Ленинграда. С собой везли ящики с музыкальными инструментами и нотами.
Прибывшие в Новосибирск 4 сентября, не успевшие заселиться и распаковать вещи, прямо с вокзала музыканты отправились на выступление в госпитали и воинские части. А струнный квартет, увидев готовящихся к отправке на фронт солдат, расчехлил инструменты и устроил импровизированный концерт прямо на перроне.
Репетиции и выступления филармонии проходили на сцене Дома культуры имени Сталина (с 1961 года – ДК Октябрьской революции).
Конечно, симфонические концерты проходили в Новосибирске и до войны, но систематический характер и статус серьезного культурного явления они обрели лишь с приездом ленинградцев. Во многом это было связано с репертуарной политикой, которую избрали дирижёр Евгений Мравинский и блестящий лектор, эрудит, художественный руководитель Ленинградской филармонии Иван Соллертинский. Они были убеждены: публику нужно растить, а не давать ей незамысловатую, легкую музыку, которую она воспримет без труда. В итоге основой программ оркестра стали лучшие образцы европейской классики и сочинения современных советских композиторов.
Ленинградцы в целом и ленинградские эвакуированные музыканты в частности, обладающие высокой культурой, имевшие свои укоренившиеся традиции, были для молодого Новосибирска и его жителей, вчерашних выходцев из села, совершенно феноменальным и притягательным явлением. «Ленинградцы «окультурили» город, потому что это был народ совершенно другого типа. Приобщение к этой культуре было для нас очень велико», – вспоминала новосибирский врач-терапевт Вера Клепикова.
Сначала на концерты филармонии в качестве зрителей ходили лишь эвакуированные ленинградцы, но вскоре потянулись и новосибирцы. Движимые любопытством, они открывали для себя потрясающий мир классической музыки.
За три года работы в Новосибирске симфонический оркестр Ленинградской филармонии дал более пятисот концертов и осуществил более пятидесяти выездов в Барнаул, Омск, Томск, Кузбасс.
Грандиозным событием для горожан стало первое исполнение в Новосибирске 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича.
В марте 1942 года премьеры этого знакового сочинения уже прошли в Куйбышеве (Самаре), Москве. 22 июня её сыграл Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда. Ровно за месяц до исполнения симфонии в блокадном Ленинграде – 9 июля – она была представлена новосибирским слушателям.
Впервые Седьмая симфония в сибирском городе была исполнена под управлением Евгения Мравинского. На репетиции присутствовал автор – Дмитрий Шостакович. Накануне премьеры он выступил перед новосибирцами: 27 июня солировал в своем фортепианном концерте, а 4 июля – исполнил с квартетом имени Глазунова фортепианный квинтет.
Работа с Ленинградским симфоническим оркестром в Новосибирске станет началом важной жизненной вехи в жизни всемирно известного дирижёра Курта Зандерлинга.
Дирижёр-ассистент Берлинской оперы был вынужден покинуть Германию в 1935 году из-за прихода к власти нацистов. Не получив американскую визу, Курт Зандерлинг приезжает в Москву, где живёт и работает его дядя. Здесь он находит работу в оркестре Московского радио.
Начало войны застаёт дирижёра в Ленинграде: утром 22 июня 1941 года Зандерлинг репетировал симфонию Бетховена с оркестром Радиокомитета.
Дирижёр не получает направление на эвакуацию, поэтому уезжает с женой в Алма-Ату. Но ни жилья, ни работы на новом месте найти не удаётся. Зандерлинги живут на вокзале, меняя остатки вещей на продукты, и держат при себе большую дозу снотворного на случай безвыходной ситуации. Здесь их находит посыльный и вручает телеграмму с предложением работы в Ленинградском симфоническом оркестре. С этого момента он проработает в коллективе 20 лет. По признанию Курта Зандерлинга, встреча с оркестром Ленинградской филармонии сделала из него того, кем он стал.
После окончательного снятия блокады не все эвакуированные вернулись из Новосибирска в Ленинград. Кто-то обрел в Сибири новый дом, семью. Война породнила эти два города.
В Петербургской филармонии в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады открылась виртуальная выставка отреставрированных афиш военного времени.
Рядом с афишами концертов, сыгранных в блокадном Ленинграде, здесь представлены анонсы, программы и билеты новосибирских выступлений.