Краски тропиков в зимней Сибири: в Новосибирске открылась выставка «Ожерелье экватора»

фото: Константин Кутузов

В Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка «Ожерелье экватора», посвященная 75-ой годовщине установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Индонезия и 80-ой годовщине независимости Индонезии.

«Расположенная на экваторе и омываемая теплыми водами тропических океанов, эта часть мира имеет более равномерно жаркий и сырой климат, чем какая-либо другая часть земного шара, и изобилует натуральными произведениями, неизвестными в иных странах. Богатейшие плоды и драгоценнейшие пряности природны ей. Она производит гигантские цветы Raf lesia (самые крупные цветы в мире, не имеющие листьев и стеблей), великие зелено-крылатые Ornithoptera (царица между породами бабочек), человекообразных орангутангов и роскошных райских птиц», – писала в своих путевых заметках русская княгиня Ольга Александровна Щербатова, посетившая в 1893 году Индонезию.

Индонезия – «островная Индия» – самое большое государство Юго-Восточной Азии, состоящее из 17508 островов. Страна самых ярких закатов, ароматных пряностей и вкуснейшего кофе.

Передать все особенности этой страны – сочный колорит тропиков, аромат лемонграсса и корицы, шелест ярких хлопковых тканей, завораживающие звуки гонга и сасандо – невозможно словами. Но организаторы выставки «Ожерелье экватора», открывшейся в Новосибирском государственном художественном музее, предоставили сибирякам возможность прикоснуться к солнечной, загадочной и самобытной Индонезии через искусство художников, побывавших на архипелаге с творческой миссией.

В экспозиции выставки представлено более 200 работ членов Российской Академии художеств: Владимира Переяславца, Рустама Яушева, Ольги Яушевой, Аллы Полковниченко, Любови Савельевой, Фидаиля Ибрагимова, Георгия Поплавского, Владимира Анисимова, Людмилы Юги, народного художника РФ Виталия Попова, членов Союза художников РФ Геннадия Глахтеева, Ольги Мельниковой, Анны Милосердовой и других.

Керамика Любови Савельевой

На протяжении более чем двадцати лет российские художники работали на островах Суматра, Ява, Бали, Сулавеси, Калимантан, изучая культуру, традиции и быт местных жителей, чтобы воссоздать образ современной Индонезии в живописных полотнах, графике, предметах декоративно-прикладного искусства.

Помимо работ, выполненных российскими художниками, на выставке представлены артефакты и аутентичные экспонаты. Например, коллекция кукол-марионеток с острова Ява.

«Им около 150 лет, кукольный театр закрылся, а игрушки отдали старьёвщику, – рассказывает куратор выставки академик Российской академии художеств Владимир Анисимов. – Он не сразу согласился их продать, но девать ему их всё равно было некуда, и день на восьмой уговоров (просто мы, каждый раз проезжая мимо, заходили к нему в лавку) он уступил нашим настойчивым просьбам. Лавочник подписал каждую фигурку, что это за артисты, сегодня ни в одном музее или театре Индонезии таких кукол уже нет».

Эти куклы, действительно, особенные – у каждой своё неповторимое выражение лица, будто каждая отвечает за одну конкретную эмоцию: злость, страх, ужас, счастье…

Куклы-марионетки с острова Ява

Юрий Горлатых, директор Новосибирского областного театра кукол, посетивший выставку, был очарован и потрясён. Он отмечает: «Это не «проходные» куклы, они уникальны, потому что делались на века».

Знакомство с иной культурой тотчас вдохновляет на создание чего-то нового – Юрий Николаевич пригласил индонезийцев принять участие в Фестивале кукольных театров, который планируется провести в Новосибирске в 2026 году. Стоит отметить, что представители дипломатической делегации Индонезии настроены очень дружелюбно и со своей стороны охотно поддерживают любые предложения о культурном сотрудничестве наших стран.

Кроме кукол-марионеток на выставке представлены несколько работ индонезийского мастера Ардьянто, выполненных в технике «горячий батик». Этот древний вид ручной росписи по ткани (хлопку) с использованием горячего воска и послойным нанесением красок за многие десятилетия достиг в Индонезии высочайшего уровня и превратился в художественную, национальную и эстетическую ценность. Здесь до сих пор используют древнейшую форму резервирования при создании особой церемониальной ткани. Резервом служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки.

В индонезийском батике используется ткань только ручного прядения, а краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia. Каждый узор полон символики и наделён волшебной силой.

Ещё один артефакт, представленный в художественном музее, – подлинная пирога, возраст которой – 600 лет.

«Мы работали в древнем порту Индонезии, который называется Pelabuhan Sunda Kelapa, что означает «Берег кокоса». И в этом старом порту существует кладбище старых кораблей, старых лодок, мы рисовали эти корабли. Увидев одну интересную лодку, мы решили перевезти её в Россию, чтобы ещё порисовать в спокойной обстановке», – рассказывает о происхождении экспоната Владимир Анисимов.

Члены культурной экспедиции работали на островах с 2000 года, когда президентом Индонезии была дочь Сукарно, первого президента Индонезии, госпожа Мегавати Сукарнопутри. Она через посольство РФ пригласила российских художников, чтобы они жили и работали в Индонезии, и знакомили жителей страны с историей и культурой России.

Академик Российской академии художеств Владимир Анисимов

Итог 25-летней экспедиции – морские пейзажи, зарисовки местного быта, ритуалов, керамика, батик, стекло и очень много портретов. Лица индонезийцев приковывают внимание русских художников каким-то особым выражением. Возможно, это присущее жителям островов умение видеть красоту вокруг.

Солнечный закат в тропиках необычайно ярок, здесь не бывает сумерек, и цветовая гамма вечера – бесподобна. Индонезийцы устремляют взор в небо, и время словно останавливается. Именно такие моменты запечатлела в своей керамике Любовь Савельева.

Обращаясь к полотну Ольги Яушевой «Отдых на Бали», чрезвычайный и полномочный посол Республики Индонезия Жозе Антонио Морато Тавареш, поясняет: «Эта картина очень символична, потому что Бали – лучшее место для отдыха. Здесь человек отдыхает душой», – с присущей ему открытостью посол приглашает всех россиян приезжать на острова.

Головной убор солдат тараджа

«Наши страны очень похожи, они объединяют разные культуры, разные религии и национальные традиции, – говорит Жозе Антонио Морато Тавареш, – но эти традиции и религии гармонично уживаются вместе, дополняя и обогащая друг друга. Индонезийцы любят приезжать в Россию, им нравятся Москва, Санкт-Петербург, Казань. Я посещал некоторые российские регионы и должен отметить, что ваши люди очень отзывчивы. Меня всегда тепло встречают в вашей стране».

Отзывчивостью и открытостью мы, действительно, похожи. В Индонезии, например, считается нормальным, получив долгожданное блюдо в ресторане или развернув пирожок в общественном транспорте, сначала предложить его окружающим людям. На саму еду обычно никто не зарится, это, скорее, жест вежливости, который вызывает уважение. И он созвучен с традицией нашего народа кормить гостей, привозить и приносить «гостинец».

Нас также объединяет любовь к музыке. По словам одного из представителей дипломатической делегации, традиционная на островах музыка оркестра гамелан сегодня пользуется популярностью и в России. Основу оркестра гамелан составляют ударные музыкальные инструменты – ксилофон (гамбанг), металлофон (гендер), барабаны, гонги, а также смычковые, струнные щипковые и продольная флейта. Сегодня в Индонезии среди исполнителей этнической музыки очень много русских музыкантов. Также оркестры гамелан появляются сегодня в России, например – «Gameian Dadali Moscow».

Чрезвычайный посол также отметил, что отношения между Россией и Индонезией длятся гораздо дольше 75 лет. Он напомнил, что русская экспедиция 1803-1806 годов под руководством мореплавателя Ивана Крузенштерна побывала на островах более 200 лет назад. Большой вклад в изучение Индонезии внес ученый Н.Н. Миклухо-Маклай. В 1891 году Батавию посетил цесаревич Николай, будущий император Николай II.

«У нас отличные перспективы сотрудничества в различных сферах – от экономики, туризма до образования», – отметил Жозе Антонио Морато Тавареш.

Чрезвычайный и полномочный посол Республики Индонезия Жозе Антонио Морато Тавареш, директор НГХМ Екатерина Болдырева, куратор выставки Владимир Анисимов

Язык искусства понятен всем народам, он не требует перевода, поэтому выставка «Ожерелье экватора», которая пройдёт во многих российских городах, – весомый вклад в развитие дипломатических отношений между нашими странами.

Директор Новосибирского художественного музея Екатерина Болдырева отметила, что «Ожерелье экватора» продолжает ряд международных проектов, организованных художественным музеем за последние несколько лет.  Это выставки, посвящённые 500-летию Кубы, 30-летию дипломатических отношений между Россией и Арменией, выставки искусства Тайланда и большой проект, знакомящий сибиряков с живописью Китая.

Столица Сибири открыта для культурного и экономического обмена. И, возможно, в скором времени художники из Индонезии посетят нашу страну, чтобы рассказать о её культуре, красоте и людях жителям островов.

Тамара Разумная

Фотографии Константина Кутузова

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *