«Когда деревья были большими»

фото: Тамара Разумная
Эти куклы как люди – у каждой своё выражение лица, свой характер и своя история. Они живые, потому что автор вкладывает в них частичку души. И сложно поверить, что изготовлением ватных игрушек Нина Панасенко занимается менее трёх лет – так тщательно проработан каждый образ, каждая мелочь.
На витрине за стеклом ожившее советское детство – «Денискины рассказы», помните:
«Вдруг наша дверь распахнулась, и Аленка закричала из коридора:
– В большом магазине весенний базар!
Она ужасно громко кричала, и глаза у нее были круглые, как кнопки, и отчаянные».
У кукол Нины Панасенко, выставленных на застеклённой витрине в Областной научной библиотеке, глаза круглые, как кнопки, и отчаянные.

Именно такие глаза бывают у детей, только что обнаруживших, что у Деда Мороза папины ботинки, а мороженое пахнет счастьем.
Про мороженое отдельная история: «Моё детство прошло в Алма-Ате. Оно было ярким – огромный город, много солнца и горы, – делится Нина Михайловна. – Летом мы всей семьёй ходили в парк Горького. На нас с сестрой надевали красивые платья, и строго-настрого запрещалось покупать мороженое. Мама боялась, что мы испачкаемся, обляпаемся. Поэтому мороженое покупалось в конце прогулки, когда мы уже выходили из парка, и это был самый счастливый момент».
В том советском детстве было много запретов, но оно было очень счастливым, потому что большую часть времени ребятня проводила на улице в компании ровесников – строили горки и снежные крепости, играли в «Цепи», «Колечко», «Краски», купались и постоянно что-то придумывали. «А что, если…» – с этой фразы начинались самые интересные приключения и эксперименты.
Одним из таких экспериментов для Нины Панасенко стало создание ватных кукол: «В принципе у меня всё так происходит – увидела, и появилась идея: «А что, если…».

А потом это стало отдушиной, способом снять напряжение, отдохнуть после трудного рабочего дня.
«Мама мечтала сделать из меня пианистку, а я всегда рисовала. Приходила с уроков, и вместо того, чтобы репетировать, доставала карандаши. К новому учебному году мама заранее покупала сто тетрадок в линейку и сто в клетку. Но к первому сентября ни одной чистой тетрадки не оставалось, я изрисовывала все. Мама сначала ругалась, а потом смирилась, и стала даже подсказывать мне: «Расстояние между глазами равняется ширине глаза, границы губ должны доходить до линий, проведенных через внутренний край зрачков», – вспоминает мастерица.
– Что вы рисовали тогда, в детстве?
– Я иллюстрировала все, что читала. А читала много. Самой любимой книжкой был «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова, подаренный на День рождения.
Мои картины в принципе, скорее, иллюстрации, чем живопись. Наверное, сказывается отсутствие какой-то базы, которая должна быть у художника. В детстве меня не отдали в художественную школу, мама объясняла это тем, что художка была далеко от дома. Я, конечно, стараюсь восполнить этот пробел, покупаю мастер-классы профессиональных художников, осваиваю новые техники. И, если взять работы пятилетней давности и сравнить с сегодняшними, прогресс налицо. Но мои картины всё равно далеки от идеала, правда, это меня не останавливает. Я же пишу их не на продажу, а для себя. Это просто потребность души.
– Если потребностью души является живопись, почему вы выбрали профессию библиотекаря?
– Библиотекарь – это очень многогранная профессия. И умение рисовать, мастерить помогают мне в моей работе. Я очень люблю тему народного быта, народного костюма, и куклы в народных костюмах, которые выставлены здесь сегодня – своеобразный демонстрационный материал. Я рассказываю детям о русском народном костюме и показываю куклу в кичке. Это всегда вызывает бурю эмоций и вопросов: «А что такое кичка?», «А почему она с рогами?». И я объясняю, что кички служили одновременно и оберегом от сглаза, нечистой силы, и головным убором, несущим информацию о женщине. Кички носили только замужние женщины, два рога как бы символизируют, что женщина уже не одна, у неё есть муж. С рогами также связан культ плодородия. Всё это становится для детей открытием.

– Композиции о советском детстве тоже демонстрационный материал?
– Конечно! Это же история. Вот так одевались наши родители и мы. Вот в такие игры играли, так проводили время, когда не было гаджетов и интернета. Мы прибегали домой, и мама обметала с нас веником снег. Мы не случайно использовали в оформлении выставки фотоальбомы со снимками города в советский период. На фотографиях видно, что одежда в то время была действительно такая. А главное – советское детство было одинаковым во всех городах. Любую из этих композиций можно перенести в Барнаул, Красноярск, Москву, и она везде гармонично впишется и будет узнаваема. И каждая из ситуаций знакома тем, кто застал то время. Вот, например, композиция с Дедом Морозом. Мальчики постарше, окружившие его, уже знают, что Деда Мороза не существует, что это переодетый сосед или папа, и смотрят с улыбками, в отличие от маленькой девочки, которая пока ещё искренне верит в чудо, в сказку. На её лице неподдельный восторг.
– Выставка называется «Когда деревья были большими». В вашем детстве они были большими?
– Да! Как я уже говорила, моё детство прошло в Алма-Ате, мы переехали в Сибирь в 1990-х, мне было 12 лет. Я вернулась в Казахстан спустя десять лет и обнаружила, что улочки моего детства такие узенькие, а раньше они казались огромными, просторными. А ещё моему сыну скоро 16, за какие-то два года он вымахал до 180, и многие вещи сейчас стали казаться ему маленькими, он часто замечает: «Раньше я не мог дотянуться, а теперь…» Мы замечаем, что выросли, когда перерастаем какую-то планку. Когда ты маленький, у тебя восприятие жизни другое: мир больше, эмоции ярче.
– Вы очень точно, кропотливо воссоздаёте мелочи: цветы, завёрнутые в газету «Труд», пуговицы на пальто, ботинки, шапочки. Такое внимание к мелочам вам всегда было свойственно?
– Нет! Мама сохранила мой детский рисунок, на котором изображена курица с четырьмя лапами. Когда она сказала мне, что таких куриц не существует, я была так удивлена, у всех же животных четыре лапы. И мама повела меня показать курицу. Сейчас я воссоздаю мелочи со старых фотографий, из воспоминаний. Потому что воспоминания детства самые яркие.
Эта женщина в сером пальто – моя мама. У неё было точно такое пальто и белая шаль. А это я в шубе. Такие шубы были, наверное, у всех детей. Папа усаживал меня на плечи…
– Почти все композиции советского детства связаны с Новым годом.
– Это самый волшебный праздник. Предновогодняя суета тех времён отличается от сегодняшнего шопинга в поиске подарков. Праздник создавался не из мишуры и оливье, а из волшебства. Тогда ведь не было таких нарядных Дедов Морозов, как сегодня. Папа находил где-то костюм, обувал валенки, шапкой прикрывал лицо, менял голос – это и было волшебство, которое создавалось из желания подарить детям праздник. Ту атмосферу внутренней радости трудно воссоздать.

И всё-таки Нине Панасенко это удаётся. Она дарит зрителю не только возможность вернуться в советское детство, но и встречу с героями сказок, с русскими традициями.
Нина Михайловна Панасенко очень деятельный человек – заведующая информационно-библиографическим отделом ЦБС Карасукского муниципального округа, член профессионального Союза художников России, мастер декоративно-прикладного искусства. Пишет картины акрилом, акварелью, создает авторских кукол. В 2013–2014 годах для международного проекта «Посткроссинг» по мотивам ее иллюстраций издавались почтовые открытки, которые разлетелись по всему миру.
Акварельные иллюстрации художницы легли в основу для схем вышивки крестом, которые издавались в г. Екатеринбурге. В 2015 году Нина Михайловна проиллюстрировала детский сборник стихов карасукской поэтессы Е. Ткач «Миловинка». Участвовала в международном фестивале «Играй гармонь», международном фестивале национальных культур в г. Бердск, международном Форуме снега, а также областных и городских выставках. Лауреат творческих конкурсов, участник Культурной Олимпиады.
Кажется, совместить всё это нереально, но ей удаётся. Выставка ватных игрушек в Областной научной библиотеке проходит в рамках VI православного литературно-художественного фестиваля «Славянская Буквица».

Ватная игрушка – одно из традиционных народных промыслов, которое зародилось в России в XIX веке. Ватные игрушки использовались для украшения рождественских ёлок и создания сказочной атмосферы в доме. Но художник Нина Панасенко с помощью ватной игрушки воссоздаёт народные костюмы, героев русских сказок и просто останавливает время.
Хотите попасть в советское детство – пожалуйста! В русскую сказку – легко! Приходите на выставку и убедитесь сами.