Новосибирские ученые изучают использование брокколи в лечении рака

Фото: nspu.ru
Новосибирские специалисты подвели итог изучению сульфорафана как эффективного онкопротектора.
Сульфорафан – соединение, содержащееся в растениях семейства Крестоцветные и являющееся эффективным онкопротектором.
Исследования ученых за последние семь лет обобщили доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности НГПУ Михаил Суботялов и кандидат биологических наук, доцент этой же кафедры Анна Козлова.
«Онкологические заболевания в настоящее время занимают в структуре смертности второе место после сердечно-сосудистых заболеваний, поэтому поиск средств для их профилактики и коррекции данной патологии актуален во всем мире. За последние 15 лет учеными выделен ряд перспективных биомолекул, обладающих онкопротекторным действием, поэтому на них обращено особое внимание исследователей. К данным молекулам относятся куркумин, содержащийся в куркуме, эпигаллокатехин, входящий в состав зеленого чая, ресвератрол, который содержится, например, в винограде, а также сульфорафан, входящий в состав брокколи, цветной капусты, кольраби», – рассказывает Михаил Суботялов.
Преимущественно зарубежные исследования, посвященные сульфорафану, доказали его высокую биологическую активность и широкий терапевтический потенциал. Показано, что сульфорафан обладает антибактериальными свойствами против бактерии Helicobacter pylori, инфицирование которой может приводить к язвенной болезни. Сульфорафан также перспективен при лечении детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, но главные надежды на сульфорафан возлагаются именно как на онкопротектор.
«Одно из трендовых направлений в онкологии – иммунотерапия, когда лечение осуществляется не столько воздействием на организм агрессивными методами, сколько «обучением» нашей иммунной системы самостоятельно сражаться с раковыми клетками. За исследования в области иммунотерапии рака в 2018 году была вручена Нобелевская премия по физиологии или медицине – ее получили Джеймс Аллисон из США и Тасуко Хондзё из Японии. У каждого из нас в организме есть раковые клетки – в соотношении примерно одна на миллион. В норме здоровая иммунная система своевременно распознает и уничтожает эти клетки. Одним из механизмов развития онкозаболевания является ослабление иммунной системы, она перестает замечать опасные клетки и в организме начинается развитие опухолевого процесса. Сульфорафан и подобные ему молекулы обладают иммуномодулирующим эффектом. Не стимулируя и не подавляя иммунитет, они возвращают его в здоровое состояние, при котором иммунная система снова начинает распознавать раковые клетки и «приговаривать» их к смерти», – поясняет ученый.
Ещё одним важным свойством сульфорафана по сравнению с другими биомолекулами является его высокая биодоступность – степень усвояемости организмом человека.
«Следует отметить, что сульфорафан демонстрирует самую высокую биодоступность среди известных антиоксидантных фитохимических веществ, таких как кверцетин (в 20 раз выше) и куркумин (в 80 раз выше). Абсолютная биодоступность сульфорафана составляет примерно 80 %, он легко всасывается и выводится. Это свидетельствует о его высоком потенциале для использования в качестве нутрицевтика для улучшения состояния здоровья или в качестве фармацевтического средства для профилактики и коррекции некоторых патологий», – отмечает Анна Козлова.
Сейчас перед российскими специалистами стоит задача разработки высокоочищенного сульфорафана и вывода его на российский рынок. Это необходимо для создания импортозамещённого фитопрепарата, обладающего высоким иммунотерапевтическим потенциалом.