Первый российский автовоз и кузов карьерного самосвала: как новосибирский завод выполняет задачу Минпрома РФ

В. Ананченко
АО «НовосибАРЗ» – современный завод транспортного машиностроения, чья история начинается в 1968 году. Предприятие выпускает прицепы и полуприцепы для грузового автомобильного транспорта, производит запчасти и дополнительное оборудование для грузовых автомобилей.
До введения экономических санкций здесь использовали в основном импортные шасси автомобилей Volvo и Scania. Однако сегодня им на смену пришли российские и китайские аналоги. Стоит особо отметить, что прицепная техника теперь практически целиком производится из отечественных материалов благодаря грамотной работе конструкторского бюро АО «НовосибАРЗ». Износостойкая сталь Powerhard и высокопрочная Powerform от «Северстали» полноценно заменили шведскую Strenx 700 MC. Металл новосибирцам поставляют также Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты.
Несмотря на достаточно жёсткую конкуренцию – в России сейчас порядка 40 заводов, производящих прицепную технику – «НовосибАРЗ» удерживает лидирующие позиции в своей сфере. Этому способствуют три ключевых фактора. Высокая локализация – то есть все компоненты прицепов изготавливаются на заводе, что существенно сокращает издержки. Географическое положение завода – расположение в центре России значительно облегчает логистику и затраты на неё. Индивидуальный подход – создание узкоспециализированной техники под цели и запросы заказчика.
«Предприятие располагает большим спектром уникального для восточной части России современного оборудования, что позволяет с листа довести изделие до готового продукта, которое отправляется заказчику», – отмечает генеральный директор АО «НовосибАРЗ» Вадим Ананченко.
Оборудование завода на 90 процентов состоит из импортных станков и установок. Их бесперебойную работу обеспечивают квалифицированные специалисты сервисных центров ушедших с российского рынка европейских поставщиков. К тому же в последние два года отечественная промышленность в России сделала огромный прорыв, появились отечественные узлы и агрегаты. Например, недавно предприятие расширило свои возможности с приобретением 16-метровой дробеструйной камеры, изготовленной полностью из российских комплектующих.
Продукция «НовосибАРЗ» отлично зарекомендовала себя в тяжёлых климатических условиях Крайнего Севера, Красноярского края, ХМАО-Югры, Якутии, Магадана, Дальнего Востока.
Основные преимущества новосибирских прицепов и полуприцепов на российском рынке – это запас прочности и удобный для заказчика сервис.
«Во-первых, мы используем высокопрочные металлы стойкие к низким температурам, самое современное гидравлическое оборудование. Во-вторых, мы делаем технику точно под клиента, под конкретные задачи. И в-третьих, доступность сервисных услуг. В регионах работает 11 дилеров: в Братске, Усть-Илимске, Чите, Владивостоке, Хабаровске. Мы находимся рядом с заказчиками и всегда готовы оказать необходимую помощь», – поясняет Вадим Ананченко.
Сегодня Новосибирский авторемонтный завод решает важную для страны задачу, поставленную Министерством промышленности РФ – разработать аналоги иностранных прицепов и полуприцепов.
Результатом работ по импортозамещению станет первый российский полностью оцинкованный полуприцеп-автовоз, предназначенный для перевозки легковых автомобилей. Он будет представлен в мае 2025 года в Москве на выставке строительной техники и технологий СТТ Expo.
«Это будет достойный аналог иностранному автовозу. Наш потребитель сегодня достаточно избалован импортной техникой, которая выглядит презентабельно и очень комфортна в эксплуатации. Поэтому мы стремимся сделать свою продукцию максимально удобной, функциональной, красивой. Маркетинговые исследования подтверждают, что спрос на автовозы есть, а новосибирские прицепы, рассчитанные на восемь машин, способны этот спрос удовлетворить», – подчёркивает Вадим Ананченко.
Ещё одним важным событием в жизни АО «НовосибАРЗ» и новой вехой в развитии промышленности региона стала недавняя презентация инновационного самосвального кузова для карьерного самосвала KOMATSU 785 грузоподъемностью 90 тонн. Новый кузов разработан и изготовлен из износостойких материалов российского производства в партнерстве с ПАО «Северсталь».
«В последнее время страна встала перед необходимостью замещения импортных материалов. Бывшие партнёры оборвали поставки, и наши производители были вынуждены оперативно искать выход, самостоятельно находить новые решения. Но это и подтолкнуло отечественную промышленность к росту. Сегодня мне отрадно видеть, как Россия возвращает свою былую мощь. Производства возрождаются, появляется новая продукция, которая уже начинает превосходить европейские аналоги. «НовосибАРЗ» решает эти важнейшие задачи вместе со страной».