«Говорит Новосибирск»: музей под открытым небом рассказал новосибирцам о жизни города в годы войны

фото: Константин Кутузов

В театральном сквере Новосибирского государственного академического театра оперы и балета с 4 по 8 мая, накануне Великого праздника Победы действовал интерактивный музей, состоящий из шести площадок-фотозон: «квартира», «фабрика», «театр», «госпиталь», «завод» и «казарма».

Авторы культурно-исторического проекта «Говорит Новосибирск» тщательно воссоздали атмосферу военных лет, чтобы каждый желающий мог погрузиться в неё, понять и прочувствовать. А экскурсовод Татьяна Трофимова рассказывает жителям и гостям города о жизни региона в 1941-1945 годы.

Война ворвалась в жизнь новосибирцев воскресным днём 22 июня, разрушив все планы и мечты. В 16:00 из черных тарелок репродукторов прозвучало сообщение народного комиссара иностранных дел Вячеслава Молотова: «…Сегодня в четыре часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну…»

фото: Константин Кутузов

Телеграмма о всеобщей мобилизации поступит из Москвы только на следующий день, но спустя всего 20 минут после сообщения Молотова в городской военкомат уже пришёл первый доброволец – слушатель партийных курсов Совин – с просьбой направить его в действующую армию.

До конца июня в военкоматы Новосибирске было подано почти 7000 заявлений от добровольцев, 2500 – от женщин.

Жизнь тех, кто остался в городе также претерпела множество изменений, но сибиряки не роптали – война.

Уже 3 июля в город прибыл первый поезд с эвакуированными жителями западных регионов страны. Всех их необходимо было разместить, поэтому началось «уплотнение» новосибирцев. Если до войны в среднем на одного жителя нашего города приходилось 3,5м² жилья, то теперь нормы были урезаны до 2 м². Под жильё приспосабливали чердаки и подвалы, общежития и школы, в срочном порядке возводились каркасно-засыпные бараки, копались землянки. Эвакуированных селили в коридорах и общих кухнях коммунальных квартир.

Квартира

Скромная мебель – стол, кровать, этажерка, печка-буржуйка, служившая и для обогрева жилья, и для приготовления пищи, одеяла, матрасы, посуда – интерьер типичной новосибирской квартиры 1941-1945 годов. Горожане делились тем немногим, что у них было с приезжими. Но, кроме одежды, посуды, белья, людям требовалась пища.

фото: Константин Кутузов

С 1 сентября 1941 года в Новосибирске вводится карточная система распределения продуктов. Слово «карточки» прочно и надолго войдет в быт горожан, с ним будет связано множество человеческих трагедий. Утерянные или украденные карточки не восстанавливались, поэтому потеря маленького клочка бумаги могла оставить без пропитания целую семью.

Получатели продовольственных карточек делились на две категории: первая – работающие в оборонной промышленности, на транспорте, заводах, вторая – все остальные. Дневная норма по карточкам первой категории составляла 600 грамм, второй – 500. Иждивенцы и дети до 12 лет получали 400 грамм хлеба. Тот военный хлеб, испечённый из муки грубого помола, был порою единственной едой для людей, стоявших у станков по 10-12 часов, а затем возвращавшихся в холодные бараки и землянки. Отсутствие теплой одежды, обуви, скудное питание, нехватка дров – откуда они брали силы для работы, для выполнения и перевыполнения норм? Какая неведомая сила помогала героям тыла выстоять?

Фабрика

Швейная фабрика имени ЦК Союза швейников (нынешний «Синар»), обувной комбинат имени Кирова («Корс»), артель «Сибирская кружевница» (фабрика «Северянка») – судьбы этих предприятий, выпускавших в довоенное время одежду и обувь для жителей города, схожи. С началом войны вместо модных платьев, костюмов и босоножек фабрики стала отшивать гимнастёрки и бушлаты, валять валенки, изготавливать солдатские сапоги. Люди чувствовали себя здесь, как на передовой: плановые задания выполнялись ценой перенапряжения и полной отдачи сил. Трудились, не зная выходных, порой по 20 часов в сутки. Спали прямо на рабочих местах, на столах, на полу. Каждый считал своим долгом работать так, чтобы было не стыдно перед бойцами, перед своими мужьями, братьями и отцами.

фото: Константин Кутузов

На площадке, посвящённой фабричной деятельности военных лет, представлены образцы производимой продукции и короткие воспоминания новосибирцев, работавших на фабриках и заводах, приближавших своим самоотверженным трудом Победу.

Театр

Среди множества задач, стоявших перед советским государством в военное время, была и задача сохранения культурных ценностей. Сберечь от разграбления бесценные коллекции было решено в Сибири.

За годы войны в Новосибирск были эвакуированы экспонаты из 20 государственных музеев: основные фонды Третьяковской галереи, Эрмитажа, художественные ценности музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, экспонаты ленинградских дворцов-музеев, музеев Новгорода, Калинина, Севастополя и многих других.

Эвакуация в наш город панорамы «Оборона Севастополя» потребовала титанических усилий сотен людей, но, благодаря их колоссальному труду, полотно размером 14 на 115 метров было сохранено.

фото: Константин Кутузов

25 июня 1942 года во время бомбардировки и артиллерийского обстрела в здание панорамы попали бомбы. Живописное полотно загорелось. Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Моряки-черноморцы вынесли из огня 86 отдельных элементов картины. Ночью 27 июня уцелевшие фрагменты погрузили на последний корабль, прорвавшийся в осаждённый город – эсминец «Ташкент». Под непрекращающимися бомбёжками немецких самолётов экипаж корабля доставил панораму и 2000 человек – женщин, детей и раненых – в Новороссийск, откуда полотно эвакуировали в Кустанай, а затем в Новосибирск.

Театр оперы и балета в военные годы был не только хранилищем культурных ценностей страны, но и центром культурной жизни города. Здесь проходили концерты Ленинградской филармонии, Ленинградской академической капеллы, Джаз-оркестра РСФСР под руководством Леонида Утесова, Молдавского ансамбля песни и пляски «Дойна», Центрального театра кукол под руководством Сергея Образцова, Украинского и Белорусского ансамблей песни и пляски, Черновицкого и Молдавского джаза и других.

Официальное открытие Новосибирского театра оперы и балета состоялось 12 мая 1945 года. Город уже знал о Победе. Премьера оперы Глинки «Иван Сусанин» стала своеобразным победным гимном, исполненным лучшими мастерами сцены: Сорочинским, Добролюбовой, Кривченей, Ярославской. Спустя 80 лет театр восстановил оперу «Жизнь за царя. Иван Сусанин».

Госпиталь

Наполовину окрашенные стены, металлические кровати, тумбочка и цветущая за окном сирень.

«Все лето кровь не сохла на руках.
С утра рубили, резали, сшивали.
Не сняв сапог, на куцых тюфяках
Дремали два часа, и то едва ли», – эти строки Константина Симонова правдиво передают атмосферу военных тыловых госпиталей. В Новосибирске и Новосибирской области в годы войны функционировали115 эвакогоспиталей на 63 550 коек.

фото: Константин Кутузов

За 4 года в них провели почти 55 000 хирургических операций, свыше 17 500 переливаний крови, восстановили здоровье 218 611 раненых военнослужащих. По статистике более 80% солдат и офицеров из новосибирских госпиталей вновь возвращались в ряды армии. Между Новосибирском и фронтом курсировали 80 санитарных поездов.

Казарма

«Плохо освещенная казарма казалась без конца, без края, вроде бы и без стен, из сырого леса строенная, она так и не просохла, прела, гнила, была всегда склизкой, плесневелой от многолюдного дыхания. Узкие, от сотворения своего немытые оконца, напоминающие бойницы, излаженные меж землей и крышей, свинцовели днем и ночью одинаково мертво-лунным светом. Четыре печи, не то голландки, не то просто так, без затей сложенные кирпичные кучи, похожие на мамонтов, вынутых из-под земли иль сослепу сюда нечаянно забредших, загораживали проходы», – так описывал новосибирские казармы в романе «Прокляты и убиты» Виктор Астафьев.

фото: Константин Кутузов

На площадке музея под открытым небом казарма представлена более цивильно, она практически не отличается от госпитальной палаты. В реальности все было суровее, жестче – холод, грязь и тревожное ожидание – куда пошлют. Вырванные из мирной жизни люди – пекари, пахари, учителя, инженеры – брали в натруженные руки оружие, чтобы защитить свою страну, своих близких.

Завод

В первые годы войны в Новосибирскую область и Новосибирск, который к этому моменту уже был одним из крупнейших промышленных центров за Уралом, вывезли более 150 предприятий, различных учреждений и организаций, в частности 31 оборонный завод. Из них почти 70 было разместили в Новосибирске.

Уже в 1941 году оборонная продукция выпускалась на 382 предприятиях из 478 действующих на территории области. В работе на оборонных предприятиях были заняты 125 тысяч человек.

фото: Константин Кутузов

Только завод «Сибсельмаш» дал фронту почти 1/3 от всего боевого арсенала –125 млн снарядов, бомб и мин. Завод им. Чкалова выпустил почти половину от всех изготовленных в СССР за время войны самолетов-истребителей – 15 797 тысяч. Работая под девизом «Полк в день», труженики завода собирали 28-30 самолетов в день.

В Новосибирской области в военное время зародилось движение «тысячников» после того, как токарь «Сибсельмаша» П.Е. Ширшов выдал за смену более десяти норм.

Именно поэтому Новосибирск заслуженно носит почётное звание «Город трудовой доблести».

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *