Не миллениал, но и не зумер: в Новосибирске художник-коллажист показала мир глазами зиллениала
Фото: ЦК19
В новосибирском центре культуры ЦК19 открылась выставка «Мухоморная сказка, или Мир глазами зиллениала». Художник-коллажист Мария Бакланова и актриса Мария Гладких представили художественное исследование поколения, балансирующего между аналоговым прошлым и цифровым настоящим. В проекте 33 работы, отражающие уникальный культурный код зиллениалов – поколения-хамелеона. Автор экспозиции использовала вырезки из старых газет и каталогов известных брендов, чтобы размышлять о поколении, родившемся в девяностые годы.
«Увлечение коллажем у меня началось в Новосибирском государственном театральном институте. Нам тогда дали задание вести “дневник актерских наблюдений”, где каждый день нужно было описывать свои впечатления от людей, природы и так далее. Я решила использовать не только слова, но и визуальные образы. В итоге я стала добавлять свои текстовые записи в виде коллажей. Так я вела дневники три года, фиксируя и наклеивая всё, что казалось мне интересным. Так и возникла моя любовь к коллажу», – рассказывает художник-коллажист, актриса и драматург Мария Бакланова.
Идея выставки «Мухоморная сказка, или Мир глазами зиллениала» у сибирячки возникла неслучайно. Ее вдохновил интерес к изучению своего поколения и к самоидентификации в обществе. Она решила собрать важные моменты, которые повлияли на ее жизнь и жизнь людей ее возраста, и поняла, что лучше всего это передать через коллаж. «Выставка имеет такое название, потому что первым коллажем в серии стал коллаж “Мухоморная сказка”. По моему мнению, он отлично показывает наше поколение. Мухоморы здесь как символ яркости, необычности людей, рожденных в 1993-2000 годы, а сказка – как общая вера во всё хорошее с благим концом», – отметила Мария Бакланова.

Зиллениалы представляют собой микропоколение, находящееся между миллениалами (1981–1996) и зумерами (1997–2012). Эти люди выросли в «аналоговом» мире, но их юность и зрелость пришлись на период стремительного развития цифровых технологий. Они сочетают в себе черты обоих поколений, что делает их уникальными и, вероятно, одними из самых адаптивных на сегодняшний день. Зиллениалы помнят, как социальные сети были местом открытий, а не алгоритмов, и наблюдали, как яркие статусы во «ВКонтакте» уступили место бесконечной ленте в «TikTok».

«Изначально наши работы, вдохновленные “Мухоморной сказкой”, были связаны с высказываниями людей из нашего окружения – однокурсников, друзей, коллег. Это возрастная группа, которую сегодня называют “зиллениалами”. Их накопилось так много, что мы не могли их игнорировать, – говорит куратор выставки, актриса, драматург, педагог актерского мастерства Мария Гладких. – Возможно, они переворачивают мир, но мы не ставили перед собой такой цели. Для нас важно было объяснить, что наше поколение, несмотря на свою нестабильность и, возможно, кажущуюся инфантильность, на самом деле является ищущим».
Координатор выставки, которая также относится к поколению зиллениалов, описывает жизнь в тот период как крайне нестабильную в бытовом плане. «Вещи, которые должны были стать привычными и развиваться постепенно, изменялись очень резко. Внезапно появилась возможность звонить в другой город без посредников или отправлять быстрые сообщения. Эта новая связь казалась странной. Люди быстро сообщали, что теперь мы живем так. Через неделю мы уже жили иначе. Этот быстрый темп порождал нестабильность, которая затрагивала не только быт, но и другие сферы жизни: семью, дружбу, любовь, работу», – объясняет куратор выставки.

Материалами для коллажей служат исключительно найденные образы из старых журналов и брошюр. Эта техника становится мощной метафорой поколенческого опыта. «Мы не создаем реальность с нуля, – поясняет художник. – Мы как археологи собираем свою идентичность из готовых фрагментов медийного ландшафта, наделяя старые образы новыми смыслами. Иногда недосказанность бывает красноречивее любой ясности. «Мухоморная сказка» – это исследование, сотканное из обрывков, попытка услышать эпоху через шёпот забытых образов».
Экспозиция разделена по темам – автор размышляет на темы дома, семьи, любви и дружбы. Некоторые работы показывают целые истории и сюжеты про взросление. Особую глубину проекту придает его текстовое сопровождение. Марию Бакланову в первую очередь вдохновляли сами истории, которые она переживала очень глубоко. Она – нежная актриса с тонким восприятием мира. «Когда я была маленькой, я рисовала солнце в углах альбомного листа. Мне казалось, что солнце настолько большое, что на моём рисунке его может поместиться только кусочек. Сейчас я пишу пьесы для детей. И в каждую я добавляю кусочек того солнца, которое не дорисовала в детстве», – «рассказывает» один из коллажей под названием «Писательница. Автопортрет». С помощью газетных вырезок художница изобразила дом, дерево под лучами двух солнечных дисков.
Автор посредством коллажей рассказывает не только о себе, но и о своих близких родственниках. К примеру – про бабушку, которая была верной спутницей военного, и ее мечтах о собственном доме. «Теперь я коплю на дачу для бабушки. Это моя мотивация для заработка», – говорится в истории к коллажу «Цветы». Из детства у Марии Баклановой сохранилось много воспоминаний, и о некоторых из них она рассказывает в своих других работах. «Самой лучшей сестре на этой планете, да и во всей Вселенной», – написано на клочке бумаги братом художника-коллажиста. Эта записка стала центральной в работе «Любовь». Как говорит Мария, такое послание адресовал ей младший брат Костя, когда та уезжала из родного города. Сегодня она работает актрисой в Международном театральном центре имени А. П. Чехова в Южно-Сахалинске. «Это самое ценное, что есть у меня – любовь моей семьи», – рассказывает автор выставки.
А работа «Время стричь купоны» не без юмора повествует об опыте мамы, которая дает некоторые советы во взаимоотношении с противоположным полом. «Если знаешь, что второго свидания не будет, возьми всё, что дают от первого», – подбадривает родитель в этой истории. Термин «стричь купоны» как раз придумала мама художницы

«Моего единственного друга осудили за хранение запрещенных веществ. Когда его освободят, мне будет уже 40 лет. У меня будут жена и дети, а у него – ничего. Я никогда ему этого не прощу», – размышляет зиллениал в коллаже «Клад». А работа «Гуси-лебеди» рассказывает о «личном успокоительном» методе художницы. «Иногда представляю, что даю интервью. Могу часами сидеть и болтать о том, как правильно жить и к чему надо стремиться. Это моё личное успокоительное», – делится Мария Бакланова в истории этого коллажа.
Одна из историй, которая нашла отклики у гостей выставки, размещена в работе «Сила жизни». Автор рассказывает в ней о случае из детства. «После школы у меня сильно заболел живот. Боль усиливалась, и я сказала об этом маме с папой. Мама была убеждена, что это аппендицит, но папа почему-то не хотел вызывать скорую. Когда врачи всё-таки приехали, у меня была высокая температура и не было сил. Доктор пальпировал живот и спрашивал: “Болит?”, и я всегда отвечала: “Терпимо”, хотя мне было очень больно. От очередного прикосновения врача аппендикс лопнул. А я до сих пор говорю “терпимо”, когда мне плохо», – говорится в этой истории. А другая рассказывает о «пяти красивых моментах», которые сибирячка пытается найти в том, что ее окружает, когда она испытывает сильный стресс. «Это может быть что угодно: фактура, звук, свет, человек. Очень успокаивающая практика. Проблемы становятся мелочными, потому что красота всегда побеждает», – делится своими умозаключениями коллажист в своей работе «Красота».
Коллажными зарисовками и историями из жизни Мария Бакланова и куратор выставки Мария Гладких показали людей, которые родились с 1993 по 2000 год. О чем думают, к чему стремятся. «На самом деле они до сих пор ищут себя», – уверены сибирячки. По их мнению, выставка способна отправить зрителей в путешествие по коллективному бессознательному поколения. А некоторые посетители смогут сложить из предложенных фрагментов воспоминаний собственную картину мира.

Фотографии автора и ЦК19
