Машинки счастливого детства: в новосибирском музее показали сокровища игрушечного автопрома  

Фото: Кирилл Буньков

Выставка «Крути колеса» распахнула двери в новосибирском Музее связи и техники, приглашая сибиряков окунуться в мир игрушечных машинок и редких технических экспонатов родом из Советского Союза. Автопарк выставки радует как популярными моделями, знакомыми каждому ребенку той поры, так и уникальными редкими экземплярами, заставляющими сердце биться чаще даже у взрослых коллекционеров.

Во второй половине ХХ века в стране выпускали большое количество разнообразных технических игрушек. Над их созданием трудились не только технологи и художники, но и педагоги, методисты, педиатры. Главной задачей советской игрушки было развивать и обучать ребенка. «Советские игрушки того времени имели свои особенности. Они были скромными по исполнению, но пробуждали детское воображение и учили бережно относиться к вещам. Часто эти игрушки были редкостью, что придавало им особую ценность. Кроме того, они помогали детям познакомиться с различными профессиями», – начала рассказ об экспозиции научный сотрудник научно-методического отдела Новосибирского краеведческого музея Екатерина Швец.

Уникальная коллекция насчитывает более 50 предметов из фондов Новосибирского государственного краеведческого музея, парка музеев «Галерея времени» и частной коллекции Андрея Иванова. Визуальный облик большинства автомобилей характерен для своей эпохи и отражает не только моду, но и общественно значимые события периода. Многообразие модельного ряда детского автопрома советской эпохи позволит проследить путь перемен технического прогресса автомобилей. Разноцветные миниатюрные «Москвичи», «ГАЗы», «Уралы» — какими огромными они казались в детстве. Эти игрушки – это не просто история советского автопрома, это история XX века, воплощенная в детских мечтах.

Один из разделов экспозиции знакомит с игрушечной военной техникой. Одной из самых популярных забав у советских детей была «войнушка». Ещё свежи были воспоминания о Великой Отечественной войне среди родных и близких. Множество фильмов советского времени рассказывали о подвигах военного времени. В таких играх максимально использовались достижения советской игрушечной индустрии. Это были многочисленные модели танков, самолетов, пушек, ракет, пистолетов и другой военной техники. В 1970-е годы впервые появляются модели военной техники, выполненные с соблюдением реальных пропорций. По словам Екатерины Швец, в предыдущие годы такие игрушки делали максимально условными для сохранения секретности. Игрушки производились как специализированными заводами, так и предприятиями, выпускающими разнообразное оборудование, включая военное.

«Тульский патронный завод в середине XX века, в 1967 году, начал выпускать серию военных игрушек. В коллекции представлены различные образцы, включая знаменитый танк Т-34, использовавшийся в Великой Отечественной войне, бронированную разведывательную машину, разнообразные двигатели, ракетоносцы и другие военные игрушки, – рассказывает экскурсовод. – Также обращает на себя внимание набор для проведения парада на Красной площади. В него входят ракета на тягаче, пушка, танк и вездеход-амфибия. Такие игрушки были популярны в советское время, так как позволяли детям играть в войнушку самостоятельно или с друзьями».

Внимание юных посетителей выставки привлекли и грузовики – в частности, модель ГАЗ-АА, известная как «Полуторка». «Она могла перевозить груз до полутора тонн и стала символом Великой Отечественной войны, наряду с танком Т-34. Эти машины играли важную роль в эвакуации из блокадного Ленинграда по Дороге жизни на Ладожском озере. В 80-е годы Ленинградский завод двигателей выпустил модель этого автомобиля», – отметила Екатерина Борисовна.

 

Эпоха грандиозных строек 1960-1980-х годов также нашла своё отражение в детском мире. Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, гигантских гидроэлектростанций, таких как Саяно-Шушенская, Братская, Волгоградская и атомных станций: Ленинградской, Ингалинской и Чернобыльской, вдохновляло создателей игрушек. Неудивительно, что огромной популярностью пользовались разнообразные грузовики, а также строительная, ремонтная и специальная техника. «Например, эта игрушка в виде КАМАЗа с экскаватором напоминала настоящие большие машины, задействованные в масштабных строительных проектах Советского Союза. На этих стройках работали те самые автомобили, которые позже стали детскими игрушками, – продолжает экскурсию Екатерина Швец. – А вот эти игрушки – грузовик с бетономешалкой и водовоз – изготавливали на фабрике детских игрушек «Огонек» из пластмассы. В 1970-е годы этот материал был популярен у производителей детских игрушек. Пластмассу делали легкой и экологически чистой, безопасной для здоровья детей».

 

Игры и игрушки того времени стали отражением социально-экономических и культурных процессов. Яркий пример – запуск в 1970 году на Волжском автозаводе в Тольятти производства автомобиля ВА3-2101 «Жигули». Это положило начало эпохе массового автомобилестроения в нашей стране. Отразилось это явление и в детской игрушке. Уже с 1971 года в продаже появились детализированные модели автомобилей СССР. А к 1982 году завод «Тантал» в Саратове выпускал модели практически всех советских автомобилей. Эти игрушки были настолько популярны, что их экспортировали в 40 стран мира.

Первые игрушки с дистанционным управлением – модели автомобилей – стали появляться в СССР в 1970-е годы. В нашу страну они попадали в основном из ГДР (Германской Демократической Республики). Расцвет эпохи советских игрушек с дистанционным управлением в СССР наступил в 1980-е годы. Тогда на полках магазинов появились танки, луноходы, автомобили и паровозы. Они не только могли самостоятельно двигаться, но даже светились и издавали звуки. Управляли такой техникой обычно с ручного пульта, который был подключен к игрушке. Производством управляемых игрушек занимались крупнейшие заводы страны: харьковский «Электроприбор», ленинградский «Спутник» и московский завод детской игрушки «Огонёк».

Нашлось место на выставке «Крути колеса» и гоночному автомобилю 1968 года. Он разработан в лаборатории картинга Клуба юных техников (КЮТ) СО АН СССР в Новосибирском Академгородке. Карт изготовлен ученицей 8 класса Натальей Паршиной под руководством Анатолия Александровича Синегубова. На этом гоночном авто школьница в 1969 году стала чемпионкой Новосибирской области по картингу, а в 1970 году приняла участие в Чемпионате СССР по картингу.

Советская игрушка 1960–1980-х годов не только развлекала детей, но и служила важным инструментом их воспитания и подготовки к взрослой жизни. Она должна была максимально точно отражать реальность, знакомя малышей с окружающим миром и востребованными профессиями. Например, игрушечные модели специализированных автомобилей – «Милиция», «Такси», «Кулинария», «Мороженое» – были настолько реалистичными, что повторяли конструкцию настоящих машин. А игрушечные весы, электроплиты, наборы парикмахера и доктора, швейные машинки помогали детям узнать о профессиях, которые были необходимы стране, и способствовали их профориентации.

На выставке можно увидеть целую экспозицию, где каждый предмет рассказывает свою историю. Особенно впечатляют швейные машинки, которые, несмотря на свою «игрушечность», оснащены настоящими иглами. На них действительно можно шить, но только простые изделия. Эти машинки не предназначены для сложных операций – как профессиональные модели, но они позволяют детям почувствовать себя настоящими мастерами.

Как отметили в музее, эти игрушки – настоящие свидетели эпохи, которые сохранили дух времени и тепло человеческих рук. Они напоминают нам о том, что даже в самые трудные времена взрослые старались сделать жизнь детей ярче и интереснее.

Фотографии Кирилла Бунькова

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *