Корсары особого назначения
Фото Константина Кутузова
13 ноября 2025 года исполняется 35 лет со дня образования отделов специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний. История праздника связана с приказом МВД СССР от 13 ноября 1990 года, который утвердил штаты ОСН. Так 20 февраля 1991 года в ГУФСИН России по Новосибирской области начал работать отряд спецназа «Корсар».
Преступник решил сбежать из колонии и, раздобыв неизвестно какими путями нож, захватил заложника в здании исправительного учреждения. Приставив нож к горлу мужчины, прикрываясь его телом от охраны, он потребовал предоставить ему автомобиль. Белую «Газель» поставили перед выходом. Дверь открывается. Преступник выглядывает наружу. Никого не видно. До машины, стоящей с распахнутыми дверями, всего несколько метров. Заложник молчит и беспрекословно подчиняется насилию. Бритвенной остроты лезвие сильнее впивается в кожу под подбородком. Шаг, еще шаг…

Прямо под ногами раздается громкий хлопок, пламя слепит глаза, дым сбивает и без того судорожное дыхание. Тяжесть чужого тела валит с ног.
– Есть контроль!
Штурмовики «Корсара» черными призраками молниеносно обездвиживают преступника, контролируют заложника, проверяют машину и держат периметр безопасной зоны.

Это тренировка. Отработку навыков по освобождению заложника продемонстрировали для «Честного слова» сотрудники отдела специального назначения (базового) «Корсар» накануне своего профессионального праздника. С 2017 года «Корсар» возглавляет полковник внутренней службы Константин Анатольевич Игонин.

– Основные задачи отдела специального назначения «Корсар» остаются прежними, – рассказывает Константин Анатольевич, – предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений на объектах ФСИН, поиск и захват особо опасных преступников, обеспечение безопасности на спецмероприятиях, освобождение захваченных осужденными заложников, а также пресечение массовых беспорядков.
– Какие задачи сегодня в приоритете? Какие новые подходы в предупреждении правонарушений развиваются?
– Намного больше внимания сейчас уделяется обеспечению безопасности сотрудников учреждений исполнения наказаний. Нас привлекают и при обысках, и при сопровождении караулов, при перевозке особо опасных преступников и так далее.
– Как совершенствуется материально-техническая база «Корсара»?
– Вооружение, снаряжение, экипировка в отделе спецназначения обновляются постоянно. Для подготовки личного состава все методические рекомендации по оснащению отдела специального назначения для подготовки личного состава выполнены в «Корсаре» на сто процентов. Есть и штурмовые полосы, и макеты техники, на которых мы отрабатываем освобождение заложников. Четыре года назад даже железнодорожный вагон для перевозки осужденных установили.

Из нового – начали использовать беспилотные летательные аппараты. Сотрудники прошли обучение управлению дронами, получили удостоверения пилотов БПЛА. И теперь на учениях мы постоянно отрабатываем применение беспилотников. Сегодня уже очевидно, что беспилотники очень эффективны при розыске и задержании преступников и на местности, и в населенных пунктах.
Из года в год наша материальная база становится лучше. Отделу выделяется современное вооружение, более качественная защитная экипировка, обновляется техника, необходимая для выполнения различных задач.
– В задачах «Корсара» указано обеспечение безопасности на спецмероприятиях. Что это за мероприятия? О чем речь?
– Если кратко, речь идет о мероприятиях, которые проводятся совместно с оперативными, режимными и другими службами для решения нестандартных задач. Наша главная задача при этом – обеспечить безопасность сотрудников уголовно-исполнительной системы региона.

– Чем отличается подготовка сотрудников «Корсара» от спецподразделений других силовых ведомств?
– Каждые спецподразделения различных структур акцентированно готовятся на выполнение особых заданий. Например, при подготовке бойцов «Корсара», конечно же, учитывается, что наши подопечные находятся в исправительных учреждениях. Но все же, тактика освобождения заложников во многом схожа для любого спецназа. Мы много общаемся, тренируемся и работаем с другими спецподразделениями как раз для того, чтобы отточить совместные действия. Но, конечно, у каждого спецназа – своя специфика.
– Каким оружием обязан сегодня в совершенстве владеть сотрудник «Корсара»?
– Все, что стоит на вооружении отдела, сотрудник спецназа «Корсара» должен знать и уметь этим пользоваться. Да, есть в отделе спецназовцы, которые специализируются на каком-либо деле: взрывники, снайперы и высотники… Они владеют своими специальностями намного более совершенно. Но в то же время, любой сотрудник также обязан владеть мастерством снайпера, уметь при необходимости заменить взрывника. Это касается всех бойцов спецназа.

– Константин Анатольевич, а женщины в «Корсаре» служат?
– Раньше служили. Но сейчас в спецназ ФСИН девушек не принимают. Но знаете, у нас, к примеру, очень большой документооборот, и на такого рода работе как раз девушек, может, и не хватает. Но уже четыре года у нас чисто мужской коллектив.
В оружейную комнату «Корсара» вход посторонним, конечно же, запрещен. Но с оружием, которое используется сегодня отделом спецназначения, нас с фотокорреспондентом «ЧС» Константином Кутузовым познакомили. Пистолет Ярыгина, австрийский Глок-17, пистолет-пулемет ПП-2000, револьверный гранатомет, снайперская винтовка Винторез, снайперская винтовка СВ-98…

– Все оружие учитывает особенности нашей работы, – рассказывает о разложенных на столах пистолетах, пулеметах, автоматах и винтовках заместитель начальника отдела специального назначения «базовый» «Корсар» подполковник внутренней службы Роман Сергеевич Распутин. – Вот, например, шестизарядный гранатомет. Он стреляет как гранатами, так и специальными боеприпасами с газом, с дымом. А здесь – пистолет-пулемет на базе автомата Калашникова под пистолетный патрон девять миллиметров. Он служит для создания высокой плотности огня при ведении ближнего боя. А тут – карабин, который стреляет патронами со слезоточивым газом и резиновыми пулями. Его используют при массовых беспорядках.

– А почему все же такое разнообразие оружия в отделе?
– Дело в том, что наш отдел является базовым в Сибирском федеральном округе. И мы тестируем поступающее новое вооружение. Составляем отзывы и методические рекомендации по его использованию. Затем уже это оружие поступает в отделы спецназа ФСИН в других регионах СФО. В зависимости от характеристик и того, как показало себя оружие при испытаниях, в отделе самостоятельно определяют, как и когда его применять. То же самое касается и снаряжения, и экипировки. Они также проходят испытания в нашем отделе. И мы даем рекомендации, что можно улучшить.
– Скажите, а чем вооружаются в большинстве случаев штурмовики отдела при тревоге?
– По тревоге мы вооружаемся в зависимости от поставленных задач. Основное оружие – это автомат и пистолет. Они закреплены за каждым бойцом.
– Медики, психологи, кинологи входят в состав «Корсара»?
Раньше они были в нашем штате. Сейчас этих специалистов привлекают по необходимости из ГУФСИН по Новосибирской области.
– А переговорщики в отделе есть?
– Да, несколько наших бойцов прошли специальное обучение по ведению переговоров с преступниками.

– Как организована служба в отряде?
– На сутки заступает дежурная смена. Отдельно группа быстрого реагирования обязана быстро прибыть к месту происшествия и оперативно оценить обстановку. Чтобы к приезду основной группы спецназа уже можно было сориентироваться, как эффективнее работать. Если нет оперативной задачи, день начинается с физической подготовки и изучения приемов рукопашного боя. Затем – огневая подготовка, специальная, тактическая подготовка, разнообразные тренировки, помогающие постоянно оставаться готовыми к любым происшествиям.
Подготовка и деятельность сотрудников «Корсара», естественно, засекречены. Но, несмотря на секретность, отдел спецназначения – очень медийный и проводит множество мероприятий спортивной и военно-патриотической направленности.
По инициативе ОСН (б) «Корсар» с 1997 года в Новосибирске проводятся соревнования по рукопашному бою, посвященные памяти Александра Толкунова. Старшина внутренней службы, боец спецподразделения 6 марта 1996 года выполнял задачу по охране членов Правительства Чеченской Республики. В районе площади Минутка в городе Грозный автобус с сопровождаемыми лицами попал в засаду. Несмотря на полученные ранения, Александр Толкунов продолжил вести бой с участниками незаконных вооруженных формирований и ценой своей жизни дал возможность пассажирам автобуса отойти в укрытие и остаться в живых.

Вдова героя, майор внутренней службы в отставке Елена Толкунова также проходила службу в спецподразделении. Преемственность поколений в настоящее время продолжает дочь Александра Толкунова – Наталья, майор внутренней службы, сотрудник отдела кадров ГУФСИН России по Новосибирской области.
Особое внимание личный состав ОСН уделяет воспитательной работе с подрастающим поколением. Отдел курирует деятельность трех патриотических клубов, базирующихся в Новосибирске и Куйбышеве. Так, при участии капитана внутренней службы Ивана Панченко, руководителя военно-патриотического формирования «Корсар», мастера спорта России международного класса по лыжным гонкам, проводятся спортивные мероприятия и уроки мужества с детьми и подростками сибирской столицы. Кроме того, ветеран отдела Сергей Беспрозванных уже двадцать лет возглавляет куйбышевский патриотический клуб «Корсар», пропагандируя здоровый образ жизни. Он воспитал двенадцать кандидатов в мастера спорта по рукопашному бою.

А еще, пожалуй, пришла пора сообщить, что именно сотрудник «Корсара» пришел на помощь потерявшимся детям в Новосибирске 21 февраля этого года. Старший лейтенант внутренней службы Павел Маклаков увидел ориентировку на поиск мальчишек. У него был выходной – только-только вернулся из командировки. Детей к тому времени искали уже четыре дня. Павел заметил, что мальчики прячутся в подъезде за какими-то коробками, разглядел их повнимательнее и вызвал полицию.
В учреждениях ГУФСИН по Новосибирской области захвата заложников на памяти сегодняшних сотрудников «Корсара» не было.
– В исправительных учреждениях Новосибирской области серьезных инцидентов, по сравнению с другими регионами, происходит мало, – говорит Роман Распутин. – В этом году ни одного происшествия, при котором потребовалось бы вмешательство «Корсара», не было. Да и в прошлом – тоже. Но работы все равно много. Мы сопровождаем сотрудников ФСИН при проведении в колониях различных мероприятий, предотвращаем возможные опасности. К примеру, наши бойцы охраняют сотрудников, когда они проводят внеплановые обыски. Еще раз подчеркну: основная задача нашего отдела – обеспечение безопасности сотрудников ФСИН. И, конечно же, если требуется, «Корсар» помогает при массовых беспорядках осужденных в других регионах СФО.
Роман Распутин стал работать в «Корсаре», имея за плечами большой опыт службы в армии. Закончив военный институт в Академгородке Новосибирска по специальности «войсковой разведчик», по распределению попал в отряд специального назначения «Меркурий» в Смоленске. Отслужив по пятилетнему контракту, вернулся в Новосибирск. Сначала устроился работать преподавателем сотрудников отделов специального назначения. Десять лет обучал спецназовцев, приезжающих со всей России для повышения квалификации. Потом ему предложили должность начальника учебного отделения «Корсара». К нашей встрече Роман Распутин стал занимать должность заместителя начальника «Корсара».

– А кого принимают в «Корсар», какие «вступительные экзамены» сдают новички?
– «Случайных» людей у нас не бывает. Приходят или по совету наших же сотрудников, либо по рекомендации учреждения ФСИН. Предварительно беседуем с кандидатом. Стараемся сразу определиться, нужен ли нам такой товарищ по работе. Если он подходит, то отправляется к медикам и психологам. Категория годности к службе для нашего подразделения самая высшая – А-1. Если по медицинским и психологическим показателям человек подходит, сдает тест по физической подготовке. Если все хорошо, новичок зачисляется в отдел.
Нетрудно представить, как нелегко приходится родным и близким бойцов «Корсара», каких нервов стоит им сохранение семейного благополучия. Тем более, что бойцы отдела не любят, да зачастую и не имеют права распространяться о нюансах своей работы. Полагаю, в конце нашего знакомства с отделом специального назначения Главного управления ФСИН по Новосибирской области достаточно будет просто рассказать, что за мужество и отвагу, проявленные при выполнении служебно-боевых задач, ветераны и действующие сотрудники удостоены государственных и ведомственных наград. Орденом Мужества награждены одиннадцать сотрудников отдела (один – посмертно). Медалями «За отвагу» удостоены тринадцать сотрудников, медалями Суворова – четыре человека, медалями «За отличие в охране общественного порядка» – двенадцать сотрудников отдела. Также четыре сотрудника награждены именным оружием.
Теперь понятно, какие люди служат в «Корсаре»?..
