Константин Нечаев – Вселенная музыки и доброты
Каждый человек – это Вселенная, полная тайн, возможностей, противоречий, сложная и многогранная. Вселенная «Константин Нечаев» звучала для современников прекрасной музыкой, вдохновляла и согревала их.
Согласно теории Большого отскока, взрываясь, Вселенная рождает новые звёзды. Большой взрыв Вселенной Нечаева породил огромное количество звёзд, продолжающих светить и звучать сегодня.
Константин Николаевич Нечаев родился 1 января 1884 года в Казани, в семье судейского чиновника Николая Ивановича Нечаева. С семи лет по ходатайству матери он был принят воспитанником в сиротский приют, в котором после смерти мужа Александра Петровна работала кастеляншей и швеёй.
Именно в приюте впервые проявились музыкальные способности мальчика – он пел в хоре и сочинял музыку. Администрация приюта, взяв Константина под своё покровительство, устраивает его в гимназию с предоставлением бесплатного места в общежитии. Здесь под руководством Н. Самарина Костя учится играть на фортепиано и арфе, и уже в 12 лет начинает выступать как пианист на гимназических вечерах, исполняя в том числе и собственные произведения.

Поскольку исполнительство в конце XIX века считалось увлечением, а не профессией, по окончании гимназии 19-летний Константин поступает на юридический факультет Московского университета на «казённый счет».
Однако занятия музыкой он не оставляет. Получив бесплатную возможность заниматься в фортепианном классе частной музыкальной школы Протопопова, Нечаев осваивает четырёхлетний курс за два года и поступает в Московское филармоническое музыкально-драматическое училище по специальности «теория композиции музыки».
Выходец из народного слоя интеллигенции, Константин Нечаев обладал обостренным чувством справедливости, поэтому революционные идеи были не просто близки ему – в студенческие годы он строил баррикады, стоял на сторожевых постах, прятал дома запрещённую литературу. Огромное влияние на формирование мировоззрения молодого человека оказали Я.В. Свердлов и Л.Б. Красин, брат которого Борис был близким другом Константина. Однако революционные страсти ушли вместе с молодостью.
В 1909 году Константин, будучи уже женатым, оканчивает университет и устраивается работать помощником следователя. В молодой семье Нечаевых растут двое сыновей, забота о них вынуждает отца давать частные уроки, преподавать музыку и даже подрабатывать тапёром в кафе, ресторанах и на киносеансах. В свободное время, которого у юного семьянина было немного, он пишет романсы, камерную музыку, симфонические произведения.
Юридическая работа отнимала много времени и сил, а Константин Николаевич мечтал о музыке. Поэтому в 1912 году он принимает решение временно покинуть Москву и поселиться в сибирской глубинке. Сибирь манит музыканта своими просторами и какой-то неведомой тайной. В мае вместе с женой и детьми Нечаев переезжает в село Павловское Барнаульского уезда, где приступает к обязанностям мирового судьи, а в свободное от работы время занимается творчеством – создает хор из местной интеллигенции, музыкальный кружок, самодеятельный театр.
С приездом Нечаева изменилась не только культурная жизнь Павловского – Константин Николаевич ведёт большую образовательную и просветительскую деятельность. О новом мировом судье шла народная молва как о человеке отзывчивом и справедливом.
«Меня поражала в нем необычная для чиновников царской юстиции простота, лояльность, чуткость и революционная настроенность. Он вовсе не был «цепной собакой царизма» при исполнении служебных обязанностей, – вспоминал Адриан Торопов, автор трудов по педагогике и вопросам культурного развития страны. – К.Н. Нечаев – огромный художественный и всесторонний талант, соединенный с изумительной скромностью. Любимым его обществом были крестьяне и сельская интеллигенция».
В душе Константина Николаевича все больше крепла решимость расстаться с судебной деятельностью и полностью посвятить себя творчеству и музыке. Нечаев подаёт ходатайство о прекращении службы, но начальство не удовлетворяет его. В 1916 году семья переезжает в Барнаул, куда Константина Николаевича переводят на должность мирового судьи второго участка.
В Барнауле Нечаев участвует в создании общества «Патронат», оказывающем поддержку освобождённым из тюрем людям, помогающем им обустроиться в жизни, найти работу и даже раскрыть свои таланты. Его соратником и единомышленником в этот период жизни становится авторитетный барнаульский музыкант Антоний Марцинковский. По инициативе Нечаева и Марцинковского весной 1917 года в Барнауле открывается Народная консерватория, куда мировой судья параллельно со службой устраивается преподавателем по классу фортепиано и теории музыки.
Осенью 1917 года в Барнауле устанавливается Советская власть, и все судебные учреждения распускают. Нечаев получает должность секретаря Алтайского союза кооператоров, а кроме этого, руководит симфоническим оркестром и работает тапёром в кинотеатре «Новый мир».
Начало ХХ века – время сложное и противоречивое. Но Константин Нечаев, избравший своей миссией служение людям, несёт эту службу – независимо от власти и социального строя. Он видит в людях не большевиков и меньшевиков, а чьих-то сыновей и мужей. Поэтому, когда новая власть уступает позиции правительству Колчака, а Нечаева мобилизуют в следственную комиссию на должность участкового следователя, он принимает для себя решение – служить своему народу. «Пришел к выводу, что работать в комиссии необходимо, дабы противостоять её реакционной части и отстаивать интересы тех, кого она обвиняет», – пишет К. Нечаев. И он, действительно, с риском для себя помогает людям избежать физической расправы, добивается для них более мягких приговоров. После освобождения из-под стражи большевика Ф. Ильина один из коллег следователя бросил ему в лицо: «Вы – тайный большевик! Это Вам с рук не сойдёт!» Но до расправы над Нечаевым дело не дошло – в Барнаул вернулась Советская власть, и теперь уже она упрекала следователя в сотрудничестве с колчаковцами. Константину Николаевичу пришлось доказывать непричастность к расправам над большевиками и подпольщиками, собирать показания свидетелей, справки. Тем не менее, Нечаев оказался востребован Советской властью – его назначили музыкальным инструктором Пролеткульта, а позже – заведующим музыкального подотдела Алтайского отдела народного образования. Созданная с его участием Народная консерватория переименовывается в рабоче-крестьянскую, но Константин Николаевич продолжает преподавать в ней, под его руководством учащиеся организуют концерты, музыкально-певческие вечера, ставят оперные спектакли.
Отдельная яркая страница в творчестве композитора – музыка для детей. Константин Николаевич создал несколько циклов детских песен и танцевальных мелодий. Параллельно с другой деятельностью он почти сорок лет работал в детских садах, обучая детей пению. «Будут петь дети – будет петь и народ», – часто повторял музыкант. Его детские песни – своеобразная азбука жизни. Их тематика настолько разнообразна – природа, звери, профессии, времена года… Имея трёх собственных детей – двух сыновей и дочку, композитор легко находил общий язык с малышами. Они любили его. Как любят добрых волшебников, потому что через музыку он открывал ребятне мир, полный красоты, волшебства и загадок.

Почти треть своей жизни – с 1934 года – Константин Нечаев прожил в Новосибирске. Здесь он преподавал в Музыкальной школе №1 и детском саду УНКВД, проводил семинары для учителей и воспитателей, был одним из инициаторов создания Сибирского отделения Союза советских композиторов. В годы войны выступал с концертами в госпиталях, ДК, за что получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1841-1845 годов». С 1948 года был председателем СО ССК.
В 1956 году принял активное участие в открытии Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Первого октября того же года Нечаев начинает преподавать в консерватории теорию музыки, но 23 октября учитель, наставник и музыкант умирает, оставив после себя плеяду талантливых учеников, в числе которых – В.Левашов, А.Новиков, А.Муров, К.Чесноков, В.Пушков, П.Арканов, А.Зацепин, Г.Иванов и другие.
«Абсолютный альтруизм: полная отдача себя людям, жизнь и активная деятельность для людей, полное бескорыстие, – говорит об учителе К.Чесноков. – Глубокая культура и воспитанность, основанные на истинном патриотизме, на человеческой доброте, порядочности, совестливости, на уважении к людям любого возраста, с особенной любовью к детям. Он сам был как бы большим ребёнком».
Таким людям, по мнению доктора культурологии Юрия Марченко, живется непросто. Но именно они двигают жизнь вперед и делают её прекрасной, создавая вокруг себя особое притяжение, особую Вселенную, в которой загораются новые звезды.

