Николай Диканский: Не надо было делать «Сколково»

Академгородок

Фото Алексея Игнатовича

ЧС-ИНФО продолжает серию публикаций, посвященных обсуждению проекта развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0». Сегодня на наши вопросы отвечает бывший ректор Новосибирского государственного университета, советник РАН, предполагаемый будущий председатель нового Общественного совета по развитию новосибирского Академгородка, академик Николай Диканский.

Николай Диканский
Николай Диканский. Фото с сайта sbras.ru

— Николай Сергеевич, вы имеете непосредственное отношение к проекту «Академгородок 2.0». Как вам кажется, разработка концепции велась достаточно открыто?

— Пока проект «Академгородок 2.0» как таковой, похоже, еще не совсем сформирован. Прошла научная сессия общего собрания СО РАН, где шел разговор об этом проекте, но ему были посвящены лишь отдельные выступления. А вот общего представления перед общественностью не было. Я считаю, что этому проекту должно быть посвящено отдельное собрание, а институтам и президиуму СО РАН необходимо провести его детальное обсуждение на ученых советах. Иначе может появиться много возражений и обид.

Непонятно, почему уже сейчас не происходит более широкого обсуждения. То ли хотят, чтобы мы уже потом все обсудили, то ли пока не готовы, ждут реакции президента…

— То есть информации по проекту недостаточно даже в научном сообществе, не только среди широких масс населения?

— Пока на тех мероприятиях, где проект обсуждался, не было озвучено почти никаких подробностей. Из-за этого возникают конфликтные ситуации. Никто толком не знает, что планируется включить в проект, и поэтому появляется конкуренция и ревность.

Например, на ученом совете СО РАН обсуждался проект Сибирского кольцевого источника фотонов «СКИФ», и представители разных институтов стали говорить, что якобы этот объект – только для Института ядерной физики. Начали возмущаться. Но на самом деле это будет центр для всех институтов СО РАН. И даже не только для Новосибирска, но и для Томска, Омска, Красноярска, Иркутска… Это центр коллективного пользования: он пригодится представителям разных наук. И это касается большинства запланированных проектов.

— То есть «Академгородок 2.0» — это комплексный проект, учитывающий все направления науки?

— Да. Концептуально проект един. Он предполагает единый центр и охватывает очень широкий спектр наук и огромные возможности для исследований. Сам по себе, как идея, проект ННЦ — цельный. Другой вопрос, в каком виде он будет реализован и будет ли реализован вообще…

— А почему возникают сомнения?

— Этот проект появился как результат желания Президента России Владимира Владимировича Путина придать новый импульс развития Новосибирскому научному центру, замученному тридцатилетним сокращением бюджетного финансирования. Я хочу верить, что проект не является только предвыборной акцией, что он появился от осознания важности развития такого значимого центра науки для всей России.

Но мне не понравилось, что на собрание, посвященное обсуждению проекта, не приехали ни губернатор, ни мэр Новосибирска. Из других регионов тоже присутствовали только «третьи» лица. Это говорит о степени внимания к такому важному делу. А возможно, и о том, что на самом деле никакого проекта вообще нет… Так что будет ли он, пока под большим вопросом.

Не понравилось и то, что не было доклада по развитию Новосибирского государственного университета. Без обстоятельного обсуждения его развития не может быть развития Новосибирского научного центра.

Хотя уже сейчас видно, что сама идея модернизации Новосибирского научного центра очень вдохновила многих людей из Академгородка и других институтов. Не хотелось бы, чтобы она пропала.

— Если проект все-таки будет принят, то с чего стоит начинать работу? 

— ННЦ, как он запланирован – это очень большой научный центр даже по меркам всей России (какие территории планируется включить в ННЦ, читайте в материале ЧС-ИНФО — Прим. ред.). Поэтому развитие этого центра должно форсироваться. Неправильно, если вся наука сосредоточена в центре. Когда строился Академгородок, одна из задач его создания как раз была связана со стратегическими соображениями: надо было рассредоточить науку по стране на случай, если произойдет что-то катастрофическое, чтобы что-то все равно выжило.

Кстати, когда Академгородок создавался, я как раз был студентом: я из первого набора университета. Тогда я поразился, с какой скоростью все это строилось. Сейчас, к сожалению, скорости совсем другие. Так быстро реализовать что-то вряд ли удастся.


Позволим себе небольшое отступление. Военный инновационный технополис «Эра» («Элита российской армии»), где обучаются выпускники вузов, проходящие службу в научных ротах, который на днях посетил президент Путин, был построен всего за пять месяцев. Указ о создании в Анапе военного технополиса был подписан в июне. Первую очередь объекта на площади 170 тысяч квадратных метров построили за 155 дней. 18 сентября технополис «Эра» уже начал работу. Сейчас он состоит из пяти корпусов, оснащенных самым современным оборудованием.


Уже ясно, что модернизация такого научного центра, прежде всего, должна начинаться с развития системы образования. Нужно в первую очередь развивать Новосибирский государственный университет. Специалистов нужно готовить заранее!

Необходимо развивать и Специализированный учебно-научный центр (ранее – Физико-математическая школа. — Прим. ред). СУНЦ НГУ готовит ежегодно 200-250 выпускников, причем не только с упором на математику и физику, но и на другие естественные науки. И, если мы хотим охватить все направления, то необходимо количество учащихся увеличить минимум вдвое.

Когда я был ректором НГУ, то как раз планировал развитие университета. Предполагалось, что количество студентов и аспирантов вырастет до 12 тысяч человек. Но для этого необходимо увеличить количество общежитий: расположение вуза такое, что все должны жить в кампусе. И для СУНЦа тоже нужно общежитие.

В проекте «Академгородок 2.0» необходимые на это затраты заложены. Предполагается выделить из федерального бюджета 14,9 миллиарда рублей на НГУ и 7 миллиардов рублей на ФМШ. Это хорошие деньги.

— Если говорить о научных проектах «Академгородка 2.0», то что привлекает внимание в первую очередь?

— Среди крупных проектов, которые были озвучены, наиболее проработано создание центра коллективного использования «СКИФ». Проекта в полном масштабе еще нет, но, по предварительной оценке, на него потребуется около 40 миллиардов рублей. Кстати, на разработку предварительного проекта уже пошли деньги, это делалось из собственных средств институтов.

«СКИФ» будет построен в Кольцово, потому что, когда делался «Вектор», предполагалось его развитие, и там уже были заложены большие резервы по теплу и электроэнергии. Сейчас они используются только на треть от заложенного. Это означает, что не нужно будет дополнительно строить коммуникации.

— А зачем вообще нужен «СКИФ»? Читателям не из научных кругов это не очень понятно.

— Чтобы изучать материаловедение, биологию, медицину… Он нужен и химикам, и физикам… Да всем! Это не только для ИЯФа, как многие думают.

Важно еще учитывать: чтобы делать такого масштаба проекты, необходимо, чтобы собственные силы и собственные мощности института были сравнимы. Не должно быть такого, когда разработчики просят в 30 раз больше денег, чем они вообще способны освоить. К сожалению, не все могут реализовать то, что хочется. И это обязательно надо учитывать при планировании каждого проекта.

Что касается СКИФа, мы делали уже много подобных изделий для зарубежных институтов, так что этот масштаб вполне адекватен нашим мощностям. Мы такой источник действительно можем сделать, и уже помогали многим центрам в мире реализовывать подобные объекты. Мы знаем, как это делается и все технологии для этого есть.

— А будет кому на этом источнике работать? Не получится так, что он будет стоять без дела?

— У нас очень большой спрос на подобное оборудование, оно действительно необходимо. Сейчас есть только один подобный центр – «Сибирь 1» – в Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт». И эту машину тоже делали мы.

Кстати, предполагается, что СКИФ станет пилотным проектом. По его образу и подобию будет сделано еще две машины: во Владивостоке и в Протвино.

— Одно из важнейших направлений в нашей жизни – это энергетика. Планируется ли что-то для развития науки в сфере нефтегазового комплекса?

— Планируется создание Национального междисциплинарного исследовательского центра геологии и геофизики трудноизвлекаемых запасов углеводородов «ТРИЗ». Стоимость этого проекта около 17,7 миллиарда рублей из федерального бюджета, плюс 8,6 миллиарда рублей – средства недропользователей. То есть привлекаются средства у частных компаний. Привлечение средств бизнеса – это сейчас тренд.

— А учитывается ли в проекте создание информационной среды для развития междисциплинарных исследований?

— Предлагается создание современной информационно-вычислительной инфраструктуры: Национальный сибирский центр высокопроизводительных вычислений, хранения и обработки больших массивов данных. На него потребуется около 18 миллиардов рублей. Там заложены фантастические вычислительные ресурсы: производительность 0,2 экзафлопса и объем в 1 экзабайт. Это будет прекрасным инструментом для моделирования всевозможных процессов, как для институтов Академгородка, так и для всей сибирской науки.

— А достаточно ли у нас квалифицированных сотрудников, чтобы во всех этих центрах и на всех этих установках работать? Не возникнет ли после их появления кадровый голод?

— С этим проблемы не будет. В НГУ хорошая система обратной связи: мы обучаем студентов в соответствии с последними достижениями в своих областях науки. Поэтому мы сможем подготовить специалистов, которые готовы управлять всеми запланированными установками. Мы очень четко знаем, что нужно: сколько необходимо подготовить радиоинженеров, сколько физиков-ускорительщиков, сколько людей, которые автоматизацией занимаются, и других специалистов. Повторюсь, специалистов нужно обязательно готовить заранее! Это очень важно. Возможности для этого у университета есть, все эти специальности реализуются, мы имеем все лицензии и сами пишем программы по необходимым направлениям обучения. При этом надо обязательно учитывать, что необходима преемственность. На всех новых объектах обязательно, помимо опытных ученых, должны работать и младшие научные сотрудники, и аспиранты, и студенты. Тогда направление будет развиваться.

— То есть проект «Академгородок 2.0» действительно нужен людям, и мы реально способны его «потянуть»?

— Конечно. В СО РАН было около 100 институтов, а сейчас, в связи с присоединением медиков и «сельхозников», я думаю, добавилось еще как минимум полсотни. Это огромное поле, и его надо удобрять. Не надо было делать «Сколоково» — надо было сюда вложить деньги, и был бы более быстрый выхлоп.

Да, «Академгородок 2.0» — это очень серьезный проект. Требуются огромные объемы инвестиций, задача масштабная, но необходимая. Будем надеяться, что она все-таки будет реализована. ИНАЧЕ БУДЕТ КРУШЕНИЕ НАДЕЖД НОВОСИБИРСКОГО НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА!

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *