Чем «грозит» Сибири «Стратегия пространственного развития РФ»?
Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию пространственного развития России до 2025 года, которая предполагает формирование 12-ти макрорегионов, а также учитывает перспективные специализации каждого субъекта федерации. Документ только успели подписать, как уже нашлись желающие с ним поспорить. Например, уральский полпред предложил передать один из регионов Сибири в макрорегион Уральского округа. А между тем Стратегия вызывает и другие вопросы…
Сразу стоит отметить, что стратегия пространственного развития России – это один из механизмов реализации национальных проектов, то есть существует в единой связке с ними. Суть документа сводится к тому, что для каждого региона должны быть найдены свои точки роста, что позволит выровнять качество жизни в стране и сократить уровень межрегиональной дифференциации. План реализации этой Стратегии еще не готов, он будет разработан в ближайшие месяцы. Также в дальнейшем будут созданы стратегии социально-экономического развития макрорегионов и планы их реализации в форме аналитических программ территориального развития.
Документ делит страну на 12 макрорегионов – это новое деление, не исключающее существующие сейчас федеральные округа. Оно нужно для усиления межрегионального сотрудничества и координации социально-экономического развития соседствующих субъектов. Основные принципы выделения макрорегионов — это соседское положение субъектов, схожие природно-климатические и социально-экономические условия. А также наличие в пределах макрорегиона устойчивых пассажирских перевозок, потенциал межрегионального сотрудничества (в том числе в рамках реализации крупных межрегиональных инвестиционных проектов), наличие объектов транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих усиление экономической связанности регионов.
Помимо прочего, такое объединение необходимо, чтобы предотвратить дублирование инвестиционных проектов и мер государственной поддержки при развитии отраслей перспективных экономических специализаций субъектов, входящих в макрорегион.
Сибирский федеральный округ будет разбит следующим образом: в Южно-Сибирский макрорегион войдут Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области, а в Ангаро-Енисейский макрорегион: Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский край и Иркутская область.
Среди регионов также выделяются «приоритетные» или «геостратегические» территории, на развитие которых будут направлены особые усилия. В этот список Сибирь не попала. И, видимо, не зря (некоторые эксперты считают, что ее берегут – для китайцев или для американцев?) А войдут в него 30 субъектов федерации, в том числе Крым, Калининградская область, Северный Кавказ, Дальний Восток и Арктика.
Стратегия включает перечень перспективных экономических специализаций для всех регионов России, в том числе и для Западной Сибири. Так, для Республики Алтай определены: добыча полезных ископаемых, лесоводство и лесозаготовки, растениеводство, животноводство и туризм. Для других субъектов списки побольше. Алтайскому краю предлагают сосредоточиться на добыче полезных ископаемых, производстве автомобилей, изделий из кожи, кокса и нефтепродуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий, лекарств, продуктов питания, текстильных изделий, химических продуктов, туризме, сельском хозяйстве, научной деятельности и некоторых других направлениях. У Кемеровской области приоритеты похожие, с добавлением металлургической промышленности и изготовлению конических шестерен, транспортировки и хранения. Перспективная экономическая специализация Новосибирской области включает те же отрасли, что и у ее соседей по макрорегиону, а также производство бумаги и полиграфическую деятельность, но исключает туризм. Специализация Томской области почти не отличается, но дополнительно включает рыболовство и рыбоводство. Для ряда субъектов определяются и неперспективные экономические специализации, при этом, однако, критически важные для экономики региона. Например, для Республики Алтай — это производство продуктов питания, а для Алтайского края – лесозаготовки.
Определение перспективных экономических специализаций для регионов Сибири сходу вызывает ряд вопросов. Например, почему рыбоводство выбрано для Томской области, тогда как одним из лидеров в этой сфере является Новосибирская область? Или, почему для Новосибирской области не определен туризм, тогда как в регионе находится такая популярная рекреационная зона, как Обское море? На каких мощностях планируется развивать производство бумаги в Новосибирске? На базе чего будут заниматься наукой в Алтайском крае и где там предполагается перерабатывать нефтепродукты?
Либо под стратегию положен не достаточно глубокий анализ, либо при формировании ее плана станет понятнее, как именно планируется развивать указанные отрасли.
Также в стратегии перечисляются перспективные крупные центры экономического роста – это города, образующие крупные городские агломерации, которые обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации более 1% ежегодно. Всего их 20. В их число входят Иркутск, Красноярск, Новосибирск и Омск.
Отдельным списком перечислены так называемые «Перспективные центры экономического роста субъектов РФ», которые обеспечат вклад в экономический рост страны от 0,2 % до 1 % в год. В этот список попали Барнаул, Кемерово и Томск.
К перспективным центрам экономического роста, которые обеспечат вклад в экономический рост до 0,2%, отнесены Горно-Алтайск.
Отдельно названы Перспективные минерально-сырьевые центры, к которым относятся муниципальные образования Красноярского края, специализирующиеся на добыче нефти и природного газа, Кемеровской области, специализирующиеся на добыче угля, и Иркутской области, специализирующиеся на добыче нефти и золота. А также агропромышленные центры, в число которых входят муниципальные образования Алтайского края, специализирующиеся на сельском хозяйстве. Странно, что в этот список не попала Томская область, в которой находятся перспективные месторождения нефти.
Отмечены перспективные центры экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня. Среди них названы Новосибирск (с Кольцово), Красноярск, Томск и Иркутск.
В Стратегии указывается несколько важных направлений работы по совершенствованию транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры страны. Подробно они пока не прописаны, но уже можно с уверенностью сказать, что ряд из них затронут Сибирь. Так, планируется строительство автодорожного маршрута «Европа — Западный Китай», увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Также предполагается организовать комплексное развитие крупных транспортных узлов, расположенных возле перспективных крупных центров экономического роста, и согласованное формирование развития около них терминально-логистических мощностей.
Запланировано обеспечение электроснабжения крупных проектов в сфере трубопроводного транспорта в Сибири и на Дальнем Востоке. А также создание газотранспортной инфраструктуры в Восточной Сибири с возможностью ее интеграции в Единую систему газоснабжения, в том числе реализация комплексного проекта по развитию газотранспортной инфраструктуры «Сила Сибири». Предполагается и увеличение пропускной способности трубопроводных систем «Восточная Сибирь — Тихий Океан – I» и «Восточная Сибирь — Тихий Океан – II».
Что касается социальной сферы, помимо прочего, стратегия предполагает формирование и развитие в каждом субъекте федерации межмуниципальных центров оказания услуг и обеспечения деятельности отраслей социальной сферы.
Также запланировано экологическое оздоровление водных объектов и сохранение уникальных водных систем, включая озеро Байкал и Телецкое озеро (Республика Алтай).
К другим интересным инициативам, озвученным в стратегии, можно отнести создание нового механизма развития инвестиционных площадок с особым режимом ведения предпринимательской деятельности (с учетом перспективных специализаций субъектов), создание нового порядка реализации приоритетных инвестиционных проектов, а также разработку методики оценки эффективности налоговых льгот, предоставляемых производителям продукции в соответствии с перспективными экономическими специализациями регионов.
Кроме того, обозначенные для регионов специализации будут учитываться при осуществлении государственной поддержки отраслей экономики каждого конкретного субъекта РФ. Будут разработаны методические рекомендации по определению регионами приоритетов инновационного развития отраслей перспективных экономических специализаций.
Кстати, в документе указано, что он будет реализован с учетом «интересов и мнения населения и бизнеса при планировании социально-экономического развития территорий».
Интересно, что, не успели стратегию принять, а кто-то уже высказывает недовольство обозначенным в ней делением. Так, Полпред президента в Уральском федеральном округе Николай Цуканов предложил присоединить к своему макрорегиону Пермский край и Омскую область, при этом не дробя УрФО на два макрорегиона. Руководители субъектов, входящих в округ, уже отправили соответствующее письмо в министерство экономического развития РФ. Однако такая инициатива вступает в противоречие с самой идеей, заложенной в Стратегии. Ведь деление на макрорегионы не нарушает деление на округа, что логично, ведь национальные проекты (которые Стратегия должна помочь эффективно реализовать) координирует полпредство. И если деление по макрорегионам нарушит деление на округа, то это может вызвать организационные сложности.
В ближайшее время ЧС-ИНФО планирует обратиться к ряду экспертов из разных сфер деятельности и более подробно обсудить Стратегию пространственного развития России. Следите за обновлениями на нашем сайте.
Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники |
Комментарии [ 1 ]