Стяг Победы из нашего города

Знамя Победы

9 мая над Россией взовьются сотни копий Знамени Победы. Многие слышали историю о том, как его подняли над Рейхстагом, но мало кто знает, что начало оно победоносный путь на Берлин в… Новосибирске! И ведь по-хорошему такое событие в жизни региона стоит того, чтобы увековечить память о нем…

В год 70-летнего юбилея Победы в специальном праздничном выпуске газеты «Честное слово» вышла статья писателя Александра Верина, в которой подробно рассказывается история официального Знамени Победы.

Напомним, как выглядит Знамя Победы. На красном полотне изображены серп и молот со звездой, а также сокращенно написано имя части, водрузившей его на Рейхстаг: 150-я ордена Кутузова II степени Идрицкая стрелковая дивизия 79-го стрелкового корпуса, 3-й ударной армии, 1-го Белорусского фронта.

Знамя Победы

Какое же отношение к Знамени Победы имеет Новосибирск? В июле 1942 года в нашей области (тогда в её состав входили также Кемеровская и Томская области) началось формирование 1-й добровольческой дивизии имени Сталина, но вскоре она была переименована в честь героически погибшей в майском наступлении на Украине 150-й стрелковой дивизии. Командование Красной Армии знало: сибиряки отомстят фашистам за смерть героев. Как вспоминали впоследствии ветераны сибирской дивизии, в сентябре, перед отправкой соединений дивизии на фронт, из Новосибирска прибыли представители партийного руководства области и трудовых коллективов, которые вручили частям Красные знамёна, в том числе и спасенное боевое знамя погибшей 150-й стрелковой дивизии первого формирования. Так это знамя начало героический боевой путь к фашистской столице. Но сначала сибиряков бросили к столице нашей Родины, к Москве. В первых же боях за города Белый новосибирцы проявили высочайшие образцы мужества и самопожертвования – здесь 150-я дивизия второго формирования потеряла более половины своих бойцов, но боевую задачу с честью выполнила. За это ей в апреле 1943 года было присвоено звание Гвардейской. После переименования её в 22-ю Сибирскую гвардейскую стрелковую её имя было передано дивизии третьего формирования, которая продолжила эстафету героев-сибиряков. Кстати, город Идрица, за который эта дивизия и получила имя, находится в той же Псковской области, недалеко от города Великие Луки, за который полутора годами ранее, в январе 1943 года, билась сибирская 150-я. Но если Идрицкая дошла до Берлина и штурмовала Рейхстаг, то 22-й Гвардейской пришлось добивать Курляндскую группировку фашистов, которая не сдавалась даже после падения фашистской столицы – разгром её закончился лишь 8 мая 1945 года. Вот так имя 150-й дивизии, объединившей судьбы трех воинских частей, оказалось увековечено на Знамени Победы. Так что можно с уверенностью сказать, что прообраз Знамени Победы начал свой победоносный путь на Берлин именно из Новосибирска.

Знамя ПобедыОтметим, что перед штурмом Рейхстага в конце апреля 1945 года Военным Советом 3-й Ударной армии было изготовлено девять специальных штурмовых знамен – по числу дивизий в армии. Они являлись уменьшенной копией государственного флага СССР: на красном полотнище были изображены звезда, серп и молот. В 150-ю стрелковую дивизию политработники привезли флаг под номером пять. Но 756-й полк, в который его передали, нёс большие потери и не мог участвовать в прорыве к рейхстагу. Тогда командующий 150-й дивизией генерал Василий Шатилов отдал команду на водружение флага командиру 674-го полка. Капитан Алексей Плеходанов посылает на задание группу разведчиков лейтенанта Сорокина. И бойцы из подручных средств изготавливают собственные штурмовые флаги, один даже из наперника большой красной немецкой перины. Их то под вражеским огнём и понесли  солдаты. Первое – из наперника – на фронтоне второго этажа водрузил Иван Лысенко. Лейтенант Сорокин недоволен: флаг плохо виден. И разведчики выбираются на крышу. Здесь они видят большую скульптурную группу, и самый юный разведчик Гриша Булатов взбирается на плечи Виктора Провоторова, которого поддерживают Иван Лысенко и Степан Орешко. Гриша привязывает флаг к шее огромного коня. Алексей Плеходанов, видевший, что из всех рвавшихся к рейхстагу отрядов прорваться в здание смогли лишь ребята Сорокина, вспоминал, какую радость испытал, услышав возглас своего связного: «Товарищ подполковник! Посмотрите на крышу рейхстага. Вот туда, где возвышается всадник». И командир 674-го полка видит развевающийся в небе алый стяг и группку крошечных людей под ним. Это было 30 апреля в 14.25.

Примерно в это же время командир 756-го полка Фёдор Зинченко, в котором находилось штурмовое знамя Военсовета армии, уже успел доложить командиру 3-й Ударной армии генералу Кузнецову, что его бойцы взяли рейхстаг. Хотя те ещё находились на Королевской площади. Кузнецов доложил Жукову, Жуков Сталину, Верховный главнокомандующий поздравил штурмующих. И тут командир 150-й Шатилов засомневался: правду ли сообщил Зинченко? После его звонка Зинченко, мотивируя тем, что начальство, якобы, волнуется по поводу официального знамени Военсовета под номером пять, приказывает водрузить его на рейхстаге. Так в здании появились разведчики сержант Егоров и младший сержант Кантария. Полковник приказывает им водрузить где-нибудь повыше на крыше. Но через 20 минут разведчики возвратились обратно: там темно, а у них нет фонаря. Один из участников второго водружения знамени капитан Неустроев вспоминал, как Зинченко вдруг торжественно заговорил: «Верховное Главнокомандование Вооружённых Сил Советского Союза от имени Коммунистической партии, нашей социалистической Родины и всего советского народа приказало нам водрузить Знамя Победы над Берлином. Этот исторический момент наступил». Неустроев вместе с разведчиками послал лейтенанта Алексея Береста. Эта группа установила знамя номер пять на бронзовой конной скульптуре на фронтоне главного подъезда. А утром 2 мая уже по приказу командира дивизии Шатилова те же Егоров и Кантария, кстати, в штурме не участвовавшие, взобрались на металлические дуги купола и воткнули знамя Военсовета в металлическую трубу, которая была сделана для государственного флага фашистского третьего рейха.

Знамя Победы

И всё же первыми поначалу были признаны разведчики Сорокина – по просьбе кинодокументалиста Романа Кармена они повторили весь ход событий, от броска под огнем фашистов до водружения Знамени Гришей Булатовым. Этих героев мы и видим в старой кинохронике, не подозревая, кто на самом деле несёт Знамя Победы. Стоит отметить, что в день взятия Рейхстага на нём было установлено множество знамен. И, как отмечают сами участники Войны, флаги эти были водружены советскими воинами, которые, не помышляли о личной славе.

Интересно, что атрибуты принадлежности знамени конкретному войсковому соединению были дописаны политработниками дивизии на ткань уже перед его отправкой в Москву для участия в параде Победы.


Из воспоминаний командира 1-го стрелкового батальона 756-го стрелкового полка
150-й стрелковой дивизии Степана Неустроева:
«В июне сорок пятого командование и политотдел 3-й ударной армии мне, Съянову, Егорову, Кантарии и Самсонову поручили доставить Знамя Победы в Москву. 20 июня 1945 года мы в сопровождении начальника политотдела 150-й дивизии подполковника Артюхова приехали в штаб 79-го стрелкового корпуса, где нас встретил начальник политотдела корпуса полковник Крылов. Проверяя боевую характеристику Знамени Победы, полковник развернул знамя и помрачнел. На чистом до того поле появилась надпись: «150 стр. ордена Кутузова II ст. Идрицк. Див.» Крылов пристальным взглядом в упор посмотрел на Артюхова и спросил: «Кто вам дал право писать это?» И он ткнул пальцем в цифру 150. Артюхов понял, что самовольные действия командования дивизии надо как-то оправдать, и предложил Крылову не смывать и не стирать надпись, а добавить: «79 стр. корпус, 3 ударная армия, 1 Белорусский фронт». Но места на знамени осталось мало, поэтому написали сокращенно: «79 ск, 3 уа, 1 Бф». Когда Крылов увидел на знамени цифру 79, он остался доволен. И конфликт был улажен».


В те годы указание принадлежности Знамени определенной дивизии казалось руководителям государства неправильным. Поэтому в первом Параде Победы Знамя не участвовало. После первой репетиции флаг был отправлен в Музей Вооруженных Сил на вечное хранение.

Сейчас же, напротив, именно принадлежность конкретному войсковому соединению делает его гораздо значимее  и милее людям, потому что это не общий, не обезличенный стяг, а «копия», пусть условная, конкретного, реального войскового флага — боевого знамени 150-й стрелковой дивизии, одной из многих ковавших Победу.

Возвращаясь к роли Новосибирска в судьбе Знамени Победы, вспомним об истории 150-й дивизии. Как утверждали ветераны 150-й стрелковой – 22-й гвардейской,  пройдя через отступления в июне 1941 года, воины этой дивизии в мае 1942 года бросились в отчаянное наступление на Украине и почти все пали смертью храбрых под городом Лозовым. Уцелевшие бойцы вынесли из вражеского окружения боевое знамя, которое перед отправкой на фронт было вручено добровольческой дивизии сибиряков. Буквально воскресшая в сибирском теле 150-я дивизия вскоре была переименована в 22-ю Сибирскую гвардейскую стрелковую. Затем знамя было передано бойцам 150-й дивизии третьего формирования. А уже она участвовала в штурме Рейхстага.

Формированием добровольческой 150-й занимался Новосибирский обком ВКП (б) после решения, принятого единодушно на пленуме коммунистов области. Он же готовил и передачу полкам и ротам Красных памятных знамён. Так почему бы не увековечить это историческое событие памятным знаком, установив его на площадке у старого здания обкома (ныне — Новосибирский художественный музей), напротив Правительства области?

Установить на площади стелу о причастности новосибирцев к Знамени Победы предложил четыре года назад писатель и журналист, ветеран труда Александр Верин. Эту идею он даже обсуждал с мэром Новосибирска Анатолием Локтем. Но пока дело не сдвинулось. Хотелось бы верить, что в следующем году, к 75-летию Победы, власть решит поддержать данную инициативу.

Ведь увековечение того факта, что Знамя Победы начало свой бессмертный путь в Новосибирске, могло бы повысить статус города в глазах всей страны. Достаточно только представить, как во время Парада диктор будет напоминать об этом.

Да и во время празднований в самом Новосибирске стоило бы рассказывать эту историю молодым новосибирцам, – так далекие события в Берлине станут для них намного ближе, потому что нет, пожалуй, у нас такой семьи, в которой кто-то не воевал в Великую Отечественную. Недаром в песне поется: «Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой».

А установка памятной стелы могла бы повысить туристический потенциал города, тем более, сейчас, когда интерес к истории Великой Отечественной Войны возрождается с новой силой.

Александр Верин рассказал ЧС-ИНФО, что не достаточно внимательное отношение к истории города его удивляет. Как и то, что в честь юбилея 150-й дивизии в сентябре 2017 года в Новосибирске не проводилось никаких официальных памятных мероприятий (правда, в июле в 100-квартирном доме открылся музей-диорама фронтовика Вениамина Чебанова, который изобразил первый бой этой дивизии на Ржевско-Вяземском плацдарме). Как и то, что Новосибирску до сих пор официально не присвоено федеральное почетное звание «Город воинской славы», хотя ветераны и общественники города уже много лет добиваются этого. Да, в апреле 2015 года решением Президиума Межгосударственного союза Городов-Героев Новосибирску присвоено почетное звание «Город воинской и трудовой славы», но это не государственное звание. «У нас сейчас много говорят про патриотизм, но мало что делается реально. Особенно в том, что касается истории родного края, истоков развития Новосибирской области, событий, которые непосредственно коснулись Новосибирска, увековечивания памяти наших великих земляков», — считает Александр Верин.

Да, 9 мая в Новосибирске отмечается масштабно. Проводится множество памятных мероприятий, город облагораживается и украшается, вкладываются средства в поддержку ветеранов войны. Но хотелось бы, чтобы помимо прочего, внимание уделялось и истории. В том числе, истории самого Новосибирска и его роли в Великой Победе. В следующем году нас ждет юбилей Победы. Чем не повод воплотить идеи ветеранов-патриотов в жизнь? Ведь все что для этого нужно – волевое усилие со стороны местной власти.


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *