Чемодан без ручки: в Новосибирской области пытаются решить проблему брошенных строек

Один из недостроев Новосибирской области
По всему региону разбросаны сотни недостроенных объектов социального назначения и инфраструктуры. Какие-то стоят в конструкциях, какие-то уже в руинах, а какие-то не обзавелись даже котлованом. Некоторые ждут сдачи ещё с восьмидесятых годов, а другие появились совсем недавно. Объединяет их одно – с ними нужно что-то делать.
Вопрос недостроенных объектов капитального строительства стал основной темой обсуждения на заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания Новосибирской области, которое состоялось 23 октября. Депутаты и представители регионального правительства озвучили давно наболевшую проблему, но решение, похоже, так и осталось на уровне идей.
Согласно докладу Контрольно-счётной палаты региона, в 2019 году в Новосибирской области насчитывался 671 недостроенный объект государственной и муниципальной собственности.
«Большая часть объектов относятся к жилищно-коммунальному хозяйству – 62,9 процента, жилищному строительству – 13,7 процента, транспортной инфраструктуре – 13 процентов и здравоохранению – 8,9 процентов. В собственности Новосибирской области находится 148 объектов незавершённого строительства, из которых 99 – на учёте минстроя, 21 – минтранса, 15 – минздрава», — говорит аудитор КСП Валерий Алёхин.
Кроме того, в плачевном состоянии находятся и дорожные объекты. Формально в процессе строительства их сейчас находится 21, но на трети работы попросту не ведутся. При этом в пяти случаях дело в нехватке финансирования, а ещё на двух заказчика не устроила работа подрядчиков. Всего же на балансе Территориального управления автодорог Новосибирской области числятся 59 объектов. Причём на часть из них придётся составлять новую документацию. Ведь прежняя не соответствует изменившимся требованиям законодательства и техническим регламентам.
Кроме того, даже на некоторых объектах, где строительные работы начались, они уже успели закончиться – никакого движения на стройплощадке не заметно. Равно как и признаков консервации объекта, которая хотя бы частично спасла бы недострой от разрушения и расхищения стройматериалов.
Бардак на стройплощадке
Впрочем, само по себе наличие такого большого числа недостроенных объектов ещё ничего не значит. Да, неприятно, когда обещанный, скажем, в селе Северном бассейн не сдаётся в срок, а остаётся маячить пустыми глазницами окон на неопределённое время. Но это просто проблема, которую надо решить. Вот только решить её не получается. И главной причиной этого сами же чиновники называют несогласованность действий ответственных лиц.
«Сегодня в отчётах, направленных муниципальными образованиями, содержится недостоверная и не полная информация, имеют место ошибки, что привело к отсутствию достоверных данных о количестве незавершенного строительства, сметной стоимости, а также объемах бюджетных ассигнований, необходимых для их продолжения. Деятельность органов региональной власти разрознена», — подчеркнул Алёхин.
Также он отметил, что межведомственная комиссия, созданная в прошлом году для решения вопроса с недостроями, в этом году не провела ни одного заседания. При этом все принятые ей документы не имеют никаких сроков реализации, а значит и планами считаются лишь формально. Что же удивительного, если ответственные министерства не спешат браться за их выполнение?
Решение в КСП тоже предлагают – создать единый орган, который был бы ответственен за ситуацию с недостроями, обладал бы всей полнотой информации и, самое главное, имел бы чёткие планы: когда и какой объект должен быть сдан. Впрочем, открытыми остаются вопросы своевременного финансирования и неправильной расстановки приоритетов строительства, которые запросто могут испортить самые продуманные планы.
В Новосибирской области необходимо создать единый орган, который был бы ответственен за ситуацию с недостроями
Строили мы, строили
Со всеми этими недостроями региональные власти сейчас попали в ситуацию, как с чемоданом без ручки: когда и тащить тяжело, и бросить жалко. По словам Алёхина, на завершение всех вышеперечисленных объектов потребуется 87,5 миллиардов рублей – чуть больше половины годового бюджета региона. При этом общая стоимость этих объектов по сметам превышает 111 миллиардов. Само собой, в областном бюджете таких денег в ближайшее время явно не предвидится.
На завершение всех недостроев Новосибирской области требуется 87,5 миллиардов рублей – больше половины годового бюджета региона
Что же в этой ситуации делать? Можно, конечно, понадеяться, что прилетит вдруг инвестор в голубом вертолёте и бесплатно что-нибудь построит. Ну, или хотя бы пустит в дело уже готовые конструкции, которые долгие десятилетия мозолят глаза и местным жителям, и администрации. Но этот вариант уж слишком утопичен, да и вряд ли инвестор захочет вкладываться в брошенную стройку просто так, без какой-либо потенциальной выгоды для себя.
Ещё один вариант – ждать милости от государства, которое, если вдруг звёзды сойдутся, может запустить очередную федеральную программу, с соответствующим выделением денег из казны.
Оба варианта в равной степени утопичны, но всё же не невозможны. Тем не менее, даже если что-то из этого вдруг произойдёт, в Новосибирской области решение наверняка вновь столкнётся с отсутствием необходимой документации и координации между властными структурами.
Есть, конечно, ещё один вариант – просто побросать неудобные чемоданы. Хотя бы те, которые точно нет смысла тащить дальше. И это даже есть в планах. По крайней мере, как пояснила заместитель председателя комитета заксобрания Ирина Диденко, власти намерены списать 31 объект из числа «фантомных» — тех, по которым есть лишь проекты, но строительство не дошло даже до стадии установки забора, а актуальность свою они и так давно утратили.
«Остальные [объекты] мы условно разделили на две категории: где есть земля и проект требует актуализации. Например, вместо запланированного бассейна построить хоккейную коробку. И есть вторая категория — это объекты, по которым строительство уже начато. По сути, выкопан котлован или уже есть первый этаж. И при этом у таких проектов обозначен процент готовности. И тут тоже могут быть самые разные решения, которые по каждому случаю отдельно принимает рабочая группа».
Звучит не так уж плохо. Вот только, по словам председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике заксобрания Фёдора Николаева, порядок списания недостроенных объектов в Новосибирской области тоже отсутствует. Посмотрим, что будет дальше.
Дмитрий Бороздин
Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники |