Как избавиться от нищеты

О Нобелевской премии по экономическим наукам 2019 года

Можно по пальцам пересчитать тех лауреатов Нобелевской премии по экономике, которые не были бы профессорами из США. И этот год не стал исключением. Лауреатами избраны три профессора из города Кембриджа (штат Массачусетс). Двое из них (супружеская пара) работают в Массачусетском технологическом институте и один — в Гарвардском университете. Впрочем, по мнению многих, их нужно представлять по странам, откуда они в США приехали: Эстер Дюфло из Франции, Абхиджит Банерджи из Индии и Майкл Кремер из Германии.

Лауреаты Нобелевской премии 2019 года решали проблему, которая волнует специалистов и политиков во всех странах мира. Она традиционно звучит так: можно дать человеку рыбу и накормить его один раз, а можно подарить ему удочку и научить ловить рыбу. Тогда ты накормишь его надолго. Лауреаты премии 2019 года занялись именно этим переходом — от рыбы к удочке.

Эта премия, если судить по практике Нобелевского комитета, досталась молодым: Эстер Дюфло 46 лет, Абхиджиту Банерджи 58 и Майклу Кремеру 54. И это при том, что средний возраст нобелевских лауреатов 63 года. Как экономист Э. Дюфло превзошла «рекорд молодости» Кеннета Эрроу, которому был 51 год на момент получения им премии в 1972 г.

Нобелевский комитет обосновал свое решение так: «Исследование, проведенное лауреатами 2019 года, существенно продвинуло наши возможности в борьбе с мировой бедностью. Всего за два десятилетия их экспериментальный подход изменил развивающиеся экономики, которые сейчас представляют собой преуспевающее поле для исследований».

Эстер Дюфло — вторая женщина, получившая Нобелевскую премию по экономике. Вообще, среди всех нобелевских лауреатов женщин не более 10%. Наиболее благосклонными к женскому полу оказались медицина и литература, а также Нобелевская премия мира. Экономическим наукам в этом плане не везет, у этой премии не женское лицо.

А вот Эстер Дюфло повезло еще тогда, когда она училась в университете. На четвертом курсе ее заметил Джеффри Сакс и сделал своей помощницей. Несколько ранее ее заметил Абхиджит Банерджи и стал сначала ее научным руководителем, а потом — мужем. Вместе с Дж. Саксом она в 1990-е годы работала в Москве, где официально преподавала и собирала материал для публикаций по истории, поскольку тогда еще не намеревалась заниматься экономикой в том смысле, который потом придаст ее работам Нобелевский комитет.

Образование для ухода от бедности

Любой человек в мире, знает он это или нет, получает образование для того, чтобы жить лучше. В зависимости от той среды, в которой живут он и его родители, это «лучше» понимается по-разному. Одним кажется, что образование сделает их богаче, другим — привлекательнее, третьи просто будут гордиться дипломом.

Самые бедные люди на Земле живут в странах Африки. В середине 1990-х М. Кремер собрал бригаду единомышленников для экспериментов в школах Кении. В это же время занялась той же тематикой и супружеская пара Банерджи — Дюфло. Задача, какую они поставили перед собой, казалась (да и сейчас многим кажется) неподъемной: как изменить систему образования и здравоохранения, чтобы люди в Африке и других развивающихся странах перестали быть бедными из поколения в поколение. Кроме Кении, лауреаты работали в Индии, Эфиопии, Монголии, Марокко, Мексике и Боснии-Герцеговине. Исходно лауреаты стремились решить проблему того, как сделать финансовую помощь образованию развивающихся стран более эффективной.

Существенными изменениями в системе образования, как полагали изначально лауреаты, можно резко повысить эффективность стимулирования активности молодежи, побудить ее к уходу от нищеты. Они поставили цель отобрать максимально действенные средства, которые повысили бы тягу к образованию и последующей трудовой деятельности. Одним из реальных способов стали программы в сфере здравоохранения, о которых будет идти речь дальше. Они резко повысили посещаемость школьниками уроков.

Этим, казалось, уже сделан первый шаг к повышению качества обучения. Но, как и в современной России, учителя стали сосредотачиваться больше на подготовке учащихся к тестовым экзаменам. При этом оценки по прочим, непрофильным дисциплинам не улучшались.

Попутно эксперименты показали, что улучшение качества учебников влияет на разброс школьных оценок, но не на их средний уровень. Получается, что иностранная помощь школам Азии и Африки расходуется на то, чтобы отдельные ученики достигали высоких результатов. А эти передовики сами не способны снизить общий уровень бедности, для этого должно быть массовое повышение роста интереса к учебе и к труду.

Фундаментальным улучшением школьного образования в развивающихся странах, авторами которого Нобелевский комитет отметил трех лауреатов, стал так называемый remedial tutoring. Перевести этот термин на русский язык сложно, наиболее близкие эквиваленты — дополнительные занятия с отстающими или «подтягивание». При его применении затраты на образование будут касаться большего числа выпускников. Разработанной системой охвачены школы многих развивающихся стран. Только в Индии по системе лауреатов занимаются 5 млн школьников.

В целом же, если просто увеличивать финансирование школ, без предварительного анализа результатов, то эти затраты дадут эффект, близкий к нулевому.

Болезни как опора нищеты

Неэффективность образовательной системы многих развивающихся стран определяется тем, что по разным причинам низка посещаемость занятий школьниками. Как основные были выявлены две из них: спокойное отношение к этому родителей (часто вообще не учившихся в школе) и болезни. Одну причину не всегда отделишь от другой.

В мире половина детей заражена гельминтами. Давно считается, что оздоровление населения стран Азии и Африки следует начинать с борьбы против массового заражения его природными гельминтами, для которых люди – лишь одно из возможных мест существования. Но убедить местных жителей принимать лекарства против гельминтов не удавалось до самого последнего времени. Экономическая сторона проблемы состоит в том, по какой цене продавать эти лекарства.

Экспериментами выяснилось, что даже если цена одной упаковки лекарства будет ниже одного доллара, только 18% родителей станут покупать его для своих детей. Если же сделать это лекарство бесплатным, то доля таких родителей увеличится до 75%. И по сравнению с затратами бюджета на скидки платного лекарства, переход на бесплатную раздачу приводит к незначительным дополнительным бюджетным расходам. Но психологическое восприятие родителей между бесплатным и дешевым оказалось более значительным, чем разница в бюджетных расходах.

Какими оказались результаты этой работы? Исследователи надеялись, что избавление от гельминтов приведет к улучшению успеваемости и вообще умственных способностей школьников. Но эти надежды не оправдались. Статистически значимых различий между больными и выздоровевшими детьми не обнаружилось. Очевидным эффектом было резкое снижение числа пропущенных уроков. Кроме того, выявилось, что вылеченные дети весят в среднем на 1 кг больше зараженных (в контрольной группе). Из этого следует вполне экономический вывод: продовольственная помощь детям Африки во многом — это питание, предоставляемое гельминтам, а не самим детям.

Следующая серия экспериментов проведена была лауреатами по вакцинации детей в той же Кении. До их прихода там существовала сеть медицинских центров, в которых медики сидели без работы, потому что мало кому хотелось добираться до этих центров. Первое, что было сделано — они ввели мобильные медпункты, автофургоны, в которых уколы делали непосредственно по месту жительства. В результате доля вакцинированных детей выросла втрое — с 6 до 18%.

Но этого все равно было мало для того, чтобы бедность не объяснялась словами: «Куда уж нам, вон у нас дети больные». Поэтому всем, кто сам пришел и привел детей на уколы, стали выдавать по небольшому мешку чечевицы. И охват вакциной достиг 39%. Несмотря на чечевицу, из-за экономии на условно-постоянных расходах затраты на одну вакцинацию снизились вдвое.

До их работы колоссальные деньги по всему миру тратились на помощь бедным, но бедность в мире от этого не уменьшалась. Исследования и эксперименты лауреатов не сотрут бедности с карты мира, но они показали, в каком направлении идти.

* * *

В нашей стране длительное время стараются помочь бедным семьям материально, деньгами или льготами. Но в последнее время ситуация начала меняться. Разворачивается масштабный эксперимент по так называемому «социальному контракту», в котором деньги выделяются только на развитие собственных трудовых усилий семьи: домашний скот, удобрения и прочее.

Министр финансов РФ А. Г. Силуанов сказал о лауреатах-экономистах 2019 г.: «Я, честно говоря, не видел это исследование, но будет очень любопытно посмотреть его, какие у них содержатся предложения, инновации. В любом случае, нам надо по широкому кругу анализировать тот мировой опыт, который есть, и если наши российские ученые предложили что-то интересное, будем анализировать и наверняка задействуем».
Это обнадеживает, хотя и не расслабляет.

Юрий Воронов, кандидат экономических наук


Премия Шведского государственного банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля (швед. Sveriges Riksbanks pris i ekonomisk vetenskap till Alfred Nobels minne), также известная как Нобелевская премия по экономике (швед. Nobelpriset i ekonomi), — самая престижная премия в области экономических наук, основанная банком Швеции в 1968 году по случаю своего 300-летия. Премия впервые была присуждена в 1969 году.

Ежегодно в октябре Шведская королевская академия наук объявляет имя лауреата премии, предварительно выбрав его из кандидаур, представленных Комитетом присуждения премии по экономике памяти Альфреда Нобеля[3]. Награждение лауреата премии происходит вместе с лауреатами в других отраслях в годовщину смерти Альфреда Нобеля 10 декабря. Каждому лауреату вручается медаль, диплом и денежное вознаграждение.

Первыми лауреатами Нобелевской премии по экономике стали Рагнар Фриш из Норвегии и Ян Тинберген из Нидерландов.

Всего с 1969 по 2019 год премия присуждалась 51 раз, а её лауреатами становились 84 ученых. Расхождение между количеством премий и её лауреатами обусловлено тем, что одна премия может присуждаться сразу нескольким лицам. Так, из 51 премии 27 раз её получал один учёный, 18 раз — двое, 7 раз — сразу трое исследователей. В 2003 году было 2 лауреата.

Средний возраст лауреатов на момент получения премии составлял 67 лет. Самым молодым лауреатом является американский и французский экономист Эстер Дуфло, которая получила премию по экономике в 2019 году, в возрасте 46 лет; самым возрастным стал другой американец — Леонид Гурвич, который получил премию в 2007 году в возрасте 90 лет.

Из 84 лауреатов 82 являются мужчинами. Единственными женщинами-лауреатами по экономике стали Элинор Остром и Эстер Дуфло, которые получили премию в 2009 году и 2019 году соответственно.

Читайте также:

 


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники
Поделиться:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *