Жизнь города сквозь века

Синематограф на набережной

Фото Алексея Игнатовича

В Музее Новосибирска стартовал цикл встреч «Синематограф на набережной», в ходе которого жители города смогут ознакомиться с редкой кино-хроникой XX века, большая часть которой не доступна в интернете. Хроника, посвященная жизни Новосибирска, сопровождается игрой тапера (как и полагается черно-белому кино), а также в перерывах между просмотрами гостей ожидает игровой антураж, свойственный тому или иному времени

Кинокамера «Конвас»

В рамках новой программы демонстрируются фильмы, как снятые профессиональными операторами, так и любителями. Перед показом устраивается небольшое шуточное представление: мол, пленку заказали в красногорском архиве Московской области, но она еще не приехала. Внезапно появляется в спецодежде хранителя сотрудник музея Евгений Антропов и кричит: «Дорожку! Красногорский государственный архив, срочно!» и приносит яуф — большую жестяную банку для хранения кинопленки и чемоданчик, обклеенный афишами. У зрителей есть возможность увидеть и настоящий «Конвас» — этот тип кинокамеры был разработан специально для снятия кинохроники братьями Константиновыми в 30-х годах. Дело в том, что до них вся хроника снималась на импортных аппаратах, не очень приспособленных для оперативной съемки. И вот Николай Константинов создал, а брат Василий (именем которого и назван «Конвас») усовершенствовал эту камеру. На нее снималась вся кинохроника в стране, начиная с 30-х годов. Более того — даже современные операторы считают за счастье работать именно с пленкой, а не с цифрой.

На экране появляются лица людей, которые начинали движение кинохроникеров в Новосибирске. Это знаменитый оператор Сергей Хмелев и один из руководителей Западно-Сибирской студии кинохроники Георгий Гребенкин. Кадры, снятые ими, разошлись на цитаты. Во всех фильмах, посвященных Великой Отечественной войне, есть два кадра: как мальчик-подросток вытачивает снаряды на заводе «Сибсельмаш» и женщина в ватнике собирает болванки. Их снял как раз Сергей Хмелев.

Но в первый вечер зрителям показали другие кадры. Первый фильм составлен из различных сюжетов, посвященных жизни Новосибирска 20—30-х годов. Здесь и улицы города, включая виды с птичьего полета от Красного проспекта до нахаловок, и бытовая жизнь горожан (например, как женщины на реке Каменке стирают белье). В этой хронике много забавных вещей и попытка художественного домысла (например, история о том, как революция докатилась до Сибири, для чего путем наложения в стиле Дзиги Вертова показаны штыки красноармейцев).

Какие-то здания и объекты зрители узнали сразу (старую часовню, театр «Старый дом», цирк-шапито на проспекте Димитрова), а какие-то вызвали затруднение (водная станция, что стоит на месте банка на набережной, стадион «Спартак», мэрия).

Настроение тех лет попытался уловить пианист Владимир Швец, который в тот вечер выполнял функцию тапера. Как рассказал музыкант корреспонденту газеты «Честное слово», он старался передать движение времени. Соответственно, его импровизация была сделана в русле текучей лирической мелодии.

На вторую картину искусства тапера не потребовалось, поскольку фильм Кима Долгина уже был музыкально озвучен. Ким Долгин считается патриархом российской кинодокументалистики, и новосибирской в частности. Современники говорят о нем как о непревзойденном мастере, который мог снять симфонический концерт на документальную хронику таким образом, что зрители, не отрываясь, сидели и смотрели весь концерт. Фильм, который был показан в рамках проекта «Синематограф на набережной» — один из шедевров Долгина, считает редактор Дома документального кино Игорь Минов, который в тот вечер выступил в качестве ведущего вечера. Режиссер запечатлел темпы социалистического строительства 1925—1968 годов: съемки «Комсомольского» железнодорожного моста через Обь, строительство завода «Сибсельмаш», город в дни выборов. Но гораздо ценней этих кадров лица людей. «Смотришь на них и начинаешь понимать: ни один художественный фильм с современными актерами не способен передать эти лица. Эти лица ложатся на пленку совершенно органично», — считает Игорь Геннадьевич.

В картине используется сюита Георгия Свиридова «Время, вперед!» — на мой взгляд, довольно ожидаемая в русле той задачи, которую ставил режиссер. Но, возможно, в те годы эта музыка не выглядела столь заезженной. В любом случае все черно-белые фильмы выглядят несколько наивно. В этом их и прелесть.

В тот вечер фильм Долгина не показали целиком: его большой хронометраж рассчитан на два сеанса. Так, уже в следующий вечер, который был посвящен 60-м годам, вторая часть картины оказалась кстати.

Кинохроника ценна тем, что в ней нельзя ничего исказить. Глядя на старинные кадры, люди видят непредвзятым глазом то, что было за многие годы до них. И можно говорить: так нельзя было жить, как жили люди 20-х годов. Тем не менее они жили именно так. И нам остается только радоваться тем условиям, в которых мы существуем сегодня.


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *