Спросите у Клисторина: интервью с доктором экономических наук ИЭОПП СО РАН

Заседание Объединенного ученого совета СО АН СССР по экономическим наукам. Д.э.н. Н. В. Игошин, чл.-корр. А. Г. Гранберг, к.э.н. В. И. Клисторин. 1989 г.

Заседание Объединенного ученого совета СО АН СССР по экономическим наукам. Д.э.н. Н. В. Игошин, чл.-корр. А. Г. Гранберг, к.э.н. В. И. Клисторин. 1989 г.

— На трудные вопросы в Институте экономики отвечают: спросите у Клисторина. Владимир Ильич, признаюсь, мне как почитателю Ваших энциклопедических знаний и истинной интеллигентности слышать это было лестно. Вопрос почти риторический как лейтмотив всей беседы: как же нужно было организовать свою жизнь, чтобы стать избранным, не стремясь к этому специально?
Однако, общаясь с Вами не один год, могу констатировать, что Вы для меня, как, полагаю, и для многих, — знакомый незнакомец. Сведения о Вас в сети весьма лаконичны и начинаются с фразы: «окончил экономический факультет НГУ». А что, как, где и с кем всё было в Вашей жизни прежде?

— Те, кто меня знает, знают достаточно, а те, кому я интересен, могут легко найти контакты и просто спросить. О себе могу сказать, что работаю более-менее добросовестно, немного горжусь отдельными статьями и не стыжусь других, женат, у меня дочь и сын, а с прошлого года и внучка Аня. Описывать 70 лет жизни несколько утомительно, проще отвечать на более конкретные вопросы.

— Как глубоко Вы знаете свои корни? Ваша интеллигентность — природный фактор или результат воспитания?

— Отец, Клисторин Илья Филиппович, из-за конфликта в семье родителей ушел жить к своему дяде и никогда не говорил о своих родственниках. Кое-что о нем можно прочитать в Открытом архиве СО РАН. Со стороны матери известно больше. Мой прадед по материнской линии носил гордую фамилию Чупрына и служил управляющим в генеральском имении в нынешней Луганской области. Дед, Охотский Николай Павлович, окончил Санкт-Петербургский университет, организовал сельскую школу, преподавал, в том числе и моей бабушке Екатерине Ивановне, которую после смерти первой жены уговорил выйти за него замуж. Бабушка получила высшее образование, поскольку была любимицей генеральши, и та оплачивала пансион и учебу. Мои родители получили высшее инженерное образование после войны, а в 1958 году мы все переехали из Львова в Новосибирск, поскольку Институт автоматики и электрометрии создавался на основе кафедры профессора К. Б. Карандеева Львовского политеха. В 1961 году переехали в Академгородок, где, собственно, и состоялась их и моя карьера.
Наверное, семья и особенно бабушка оказали определяющее влияние. Но было много других людей вокруг, которые своим образом жизни показывали, что хорошо, а что плохо и как следует относиться к работе и досугу. Более широко — как надо жить. Думаю, во многом меня сформировала сама атмосфера юного Академгородка.

— Почему Вы избрали экономику как профессию? Думаю, у Вас было и есть немало других способностей и даже талантов.

— Мой путь в экономическую науку был далеко не прямым. В школе я увлекался историей и географией, с 5—6 класса начал читать десятитомник Всемирной истории, что, впрочем, не всегда помогало на уроках, поскольку слишком много знал. Увлекался художественной и особенно мемуарной литературой. Но с 8 класса твердо решил стать физиком-теоретиком. Возможно, повлияла академгородковская атмосфера и, отчасти, фильм «Девять дней одного года», особенно герой Смоктуновского. Поэтому поступил на физфак НГУ, но постепенно разочаровался и перешёл на экономический под несомненным влиянием моего преподавателя философии Наля Александровича Хохлова. Далее в числе лучших был принят в ИЭОПП СО АН СССР. После защиты кандидатской меня пригласили на работу в Президиум Сибирского отделения, где проработал больше 8 лет ученым секретарем по экономическим и общественным наукам. Пришлось знакомиться с ведущими историками, филологами, этнографами, археологами и т. д. и с множеством их работ. Да и знакомство с реальной системой управления дало определенные знания и понимание действительности. Самое интересное и полезное — в Президиум приходило множество сборников ИНИОН, в том числе и с грифами. Некоторые шутили, что читал их только я. Так что по поводу талантов — не мне судить, но при некоторых способностях регулярное чтение дает многое.

— Как известно, научное сообщество разделяется на популяции и стаи сообразно жизненным и научным принципам. Какова Ваша?

— Насчет принципов не знаю, но люди действительно разделяются по профессиональным, социальным, конфессиональным, статусным и иным группам. Вспоминается позиция Юрия Борисовича Румера, который разделял людей на тех, кто мог рассказывать ему что-то, чего он не знал ранее, и остальных, кто ему был неинтересен. При этом степени, звания и прочее были не важны. Я, например, был полезен ему как «специалист» по Польше. Со временем я растерял множество друзей и одноклассников. С другой стороны, согласно М. М. Жванецкому, появилось множество знакомых под общим названием «друзья». Множества контактов избежать нельзя, чему научила меня работа в Президиуме.


Владимир Ильич Клисторин, ведущий научный сотрудник ИЭОПП СО РАН, доктор экономических наук, профессор.

  • Работает в Институте экономики и организации промышленного производства СО АН СССР с 1974 г. сначала в должности стажера-исследователя и младшего научного сотрудника, затем — ученого секретаря по экономическим и гуманитарным наукам УОНИ Президиума СО РАН. В 1994—1997 гг. работал в Сибирском торговом банке. С 1997 г. — вновь ведущий научный сотрудник, а с 2015 г. и. о. заведующего сектором моделирования территориальных систем отдела территориальных систем ИЭОПП СО РАН. Автор и соавтор более 250 научных работ, в т. ч. 30 монографий и учебников. За последние 5 лет им опубликована 61 работа, включая 3 монографии.
  • В активе ученого немало серьёзных практических разработок: участвовал в исследованиях и разработках по крупным научным проектам: «Программа освоения и развитие зоны БАМ» (1974—1976), «Технико-экономическое обоснование развития Саянского ТПК» (1976—1978), «Прогнозирование социально-экономического развития Новосибирского Академгородка» (1978—1982), участвовал в разработке стратегического плана г. Новосибирска (1999 г.), нескольких вариантов стратегии развития Сибири и Новосибирской области. В качестве ученого секретаря Президиума СО РАН принимал участие в разработке комплексной программы научно-технического прогресса по Западной и Восточной Сибири, планов и программ Сибирского отделения РАН, Концепции развития СО РАН, Устава СО РАН и др.
  • Работал в проекте ТАСИС EDRUS 9602 «Региональная политика, направленная на снижение социально-экономической и правовой асимметрии». Участвовал в разработке Стратегии экономического развития Сибири до 2020 года (2005—2010), Концепции федеральной целевой программы «Сибирь» на 2008—2020 годы (2006 г.), Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года (2007—2009), Программы реиндустриализации экономики Новосибирской области (2014—2016).
  • В. И. Клисторин более 30 лет преподает на экономическом факультете НГУ, где руководил также подготовкой курсовых и выпускных квалификационных работ, магистерских и кандидатских диссертаций.
  • 25 октября 2019 г. ему исполнилось 70 лет.

— Какие примечательные события, встречи, люди оставили самое яркое впечатление?

— Вопрос очень широкий. Первое из ярких воспоминаний — это траурные флаги по поводу смерти Сталина и тихие разговоры на кухне. Другое яркое воспоминание детства — так называемый «венгерский мятеж» 1956 года. Несколько суток по ночам под нашими окнами шли танки, наверное, на железнодорожный вокзал. А потом появились «трофеи». Разумеется, запомнились переезды, поступления и окончания, защиты диссертаций, поездки, путешествия, экспедиции и работа в геофизической партии, рождение детей и все, что с этим связано. Да мало ли что еще. Одно из самых важных событий, сравнительно недавно понял это, когда В. Н. Богачев предложил писать дипломную работу именно у него, а потом добился моего направления в институт. А из последних — взросление внучки Ани.
С людьми несколько проще. Прежде всего это сотрудники и друзья родителей: первый директор ИАЭ АН СССР К. Б. Карандеев, М. П. Цапенко, Б. А. Штамбергер, Б. С. Синицын и многие другие. Теперь понимаю, что разговоры с ними как бы на равных были необычайно важны для меня. Другая группа людей — родители и знакомые моих одноклассников и друзей. Это Б. А. Трахтенброт, уже упоминавшиеся Ю. Б. Румер и Н. А. Хохлов, М. И. Черемисина, Т. И. Заславская, И. В. Рывкина и многие другие. Разумеется, некоторые профессора и преподаватели НГУ: А. И. Бурштейн, Г. И. Будкер, А. Г. Аганбегян, К. К. Вальтух, Г. И. Ханин, В. Н. Богачев, Б. П. Орлов и многие другие.

— Что для Вас экономическая наука в нынешней ситуации — «дело жизни» или «горе от ума»? Возможно, Вам легче ассоциировать ее с каким-то блюдом, направлением изобразительного искусства, видами спорта или некими иными образами?

— Занятие наукой и преподавание для меня просто профессия. Сейчас я уже ничем другим зарабатывать не могу. Конечно, когда что-то получается, например, неплохой текст статьи или достойная работа ученика — это очень приятно. Однажды моя бывшая студентка, которая на отлично защитила выпускную работу на ЭФ НГУ и поступила в магистратуру в Москве, написала мне паническое письмо о том, что ее шеф сказал, что она не справляется с работой и не будет допущена к защите. Я ее консультировал по почте, и она успешно защитилась. Это, считаю, уникальный опыт, и мне было очень приятно.

Для меня занятие наукой — это прежде всего творчество и самовыражение. Хотелось бы, чтобы мои тексты были моими, и читатель это понимал. Можете считать это гордыней, амбициями или чувством некого долга перед теми людьми, с которыми удалось пообщаться.

— Какую из реформ в нашей стране Вы цените особо высоко? А какие реформы, на Ваш взгляд, стоило бы провести еще?

— Самые выдающиеся реформы, это, несомненно, реформы Александра II. Даже самые ярые враги режима, такие как С. М. Степняк-Кравчинский, не могли не признать успеха земской и судебной реформ. Сейчас же считаю, что было бы полезно просто отменить большинство нормативных актов последних лет и, прежде всего, вернуть политику начала 2000-х годов.

— Чем Вас огорчают и чем радуют нынешние времена? Что лично Вы вкладываете в сегодняшнее понятие «жизненные смыслы»?

— Нынешние времена радуют не очень. Складывается впечатление, что, как нередко было в истории нашей страны, отдельные успехи бывают не благодаря, а вопреки усилиям властей.

— С высот университетской профессуры согласны ли Вы с мнением, что мы по объективным причинам во многом утратили связь поколений, а главное — способность влиять своим опытом, мнением на молодых?

— Для меня лично возникает ряд трудностей. Иногда мне сложно оценить реакцию аудитории: понятен ли мой язык, знают ли студенты то, что я им излагаю и т. п. Но всегда в группе есть несколько человек, которые, как мне представляется, искренне пытаются понять, им действительно интересно и важно. И это обнадеживает.

— Гуманитарные тренды сегодняшнего дня — сохранность чистоты и мощи русского языка, возможное упразднение бакалавриата и возвращение к прежней, «советской» системе высшего образования. Что из этого близко Вам?

— Отношение к гуманитарным наукам сегодня в России много хуже, чем в советское время. Тогда считалось, что гуманитарные науки, включая экономику, полезны хотя бы потому, что несли какую-то идеологию. Сейчас к ним относятся как к рудименту прошлой эпохи и некой кормушке для нынешних и отставных чиновников. Разговор об актуальном состоянии высшего образования и гуманитарных наук слишком серьезный для короткого интервью, давайте его отложим. Кстати, исправлять ситуацию надо со школы.
За русский язык я не очень беспокоюсь. Пока живы носители действительно русского языка, он будет существовать. Конечно, надо бороться с канцеляризмами и жаргоном. Но лучше это делать собственным примером.

— Владимир Ильич, лаконизм Ваших ответов, как всегда, глубоко философичен. Признаюсь, мне хочется прийти в университетскую аудиторию, чтобы сказать: друзья, вам выпал уникальный шанс — персонально этот ваш Учитель никогда никого не поучает, но, вдумчиво общаясь с ним ежедневно, вы можете получить от него столько для ума, сколько самому не достать годами. Может быть, так и поступить?
Долгих Вам счастливых лет!

Наталья Секрет

 

Читайте также:


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

 

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *