Александр Выскрибенцев: мой главный секрет — в любви

Александр Выскрибенцев

Александр Выскрибенцев. Фотографии Д. Жбановой

Народный артист России, солист Новосибирского музыкального театра, обладатель всех возможных театральных наград и просто любимец публики Александр Выскрибенцев 30 декабря отметит свой 70-летний юбилей. По этому случаю артист провел творческую встречу с дорогой его сердцу публикой, чтобы та могла познакомиться с ним поближе, получить автографы и просто удовольствие от общения

О ролях

Когда Александр Тимофеевич услышал, что его назвали легендой, то сразу сделал оговорку: «Легенда — это очень высокая премия, награда, но для меня — всего лишь  интересная не сценическая роль». Ролей было за 40-летнюю творческую жизнь немало: Айзенштейн,  Кречинский, Фигаро, Марчелло, Хлестаков, Попандопуло, Труффальдино, Ходжа Насреддин, Фросин, Сирано де Бержерак, который был мечтой и тоже оказался сыгранным. И все эти роли любимые. На вопрос, есть ли среди них знаковые,  Выскрибенцев отвечает философски: «Знаковые роли — в общем понимании: это когда великие актеры, сыгравшие до тебя великие роли, вдруг тебе передают эстафету. Тем не менее всякую роль воспринимаю как знаковую. Сыграть колдуна  Фросина в «Тристане и Изольде» — настоящее  испытание, ведь ты играешь чуть ли не дьявольщину. Обостренное чувство того, что это — стихия мерзости — мр-р-р-р-ра! (издает рык). Вживаясь, не впускаю эту роль глубоко в себя, чтобы не довести себя до злобного безумия. Помогают внутренние рамки, привлекается  ирония, «осторонение»  — одним словом, профессионализм. Я  люблю эту роль, потому что она дала мне возможность найти новые краски, раскрыться с другой стороны, пережить другие — острые, жуткие — эмоции. Сразу после премьеры пришлось услышать оценку этой роли. Увез эвакуатор у меня со стоянки машину. (Клянусь, машина стояла правильно, колесо вдавилось в поребрик, покрытый снегом). Прихожу забирать — плачу парню  в кассочку штраф. Он берет деньги, смотрит на меня  и вдруг как крикнет: «О! Это вы?!» Я: «Что я?» «Ну,  в «Тристане» вчера были Вы! Вы там самый крутой!»

Как признался Александр Тимофеевич, отвечая на вопрос корреспондента «ЧС-инфо», сложно ли ему было переходить на возрастные роли —  играть возрастные роли одно удовольствие, сложно внутренне признать себя возрастным.  Не стыдно претендовать на любые роли. И добавил: «Следует понимать, что, возможно, твое место немножечко сбоку. И допускать, что впереди тебя идут молодые, любимые тобой актеры, возможно, имеющие право занимать большее количество времени на сцене».

Однако находятся режиссеры, которых не пугают ни возраст, ни звания. Так, Филипп Разенков, после того как утвердил Выскрибенцева в спектакле «Римские каникулы», по окончании премьеры недоумевал, почему его все пугали тем, что с народным Выскрибенцевым будет тяжело работать. Работали душа в душу. И вправду: разве может с Выскрибенцевым быть сложно, ведь он любит всех. «За все сорок лет, что я проработал в Новосибирске и нашем театре, мне не встретилось ни одного не любимого мной человека. Я сам делал огромное количество ошибок, допускал различные горячности (также вели себя и мои партнеры). Но не встретил  ни одного человека, которому бы я мог сказать: «Ой, как я тебя НЕ люблю». Я могу сказать, что я сегодня не подам тебе руку, но завтра я тебя обниму.  В этом и есть диалектика нашей актерской жизни и нашего актерского существования, где каждый день начинается заново, где  каждая роль — заново,  как новая жизнь. И каждую новую роль сегодня я воспринимаю как награду. И все время хочется сделать что-нибудь такое! (Артист производит  долгожданный фирменный многократный пируэт, приведя зал в восторг).

Выскрибенцев

Об учителях и годах ученичества

Хоть Александр Выскрибенцев и стал когда-то самым молодым народным артистом Новосибирска, за его успехом таятся годы труда. Все знания и умения, полученные им в детстве и юности, предрасполагали к профессии артиста именно музыкального театра. Говоря о своих учителях, наш герой прежде всего благодарит свою маму, которая устроилась на вахту роскошного Дворца культуры Новокузнецкого алюминиевого завода  ради того, чтобы ее дети (а их было четверо) беспрепятственно могли проходить туда и выбрать себе занятие для души. И Саша занимался — и пением, и хореографией.

«Маму я считаю своим первым учителем. Мама учит своей реакцией на все события — своим теплом. Я обожаю видеть картину, когда идет какая-нибудь молодая мама, а ребенок у нее на груди — это же Мадонна. И то, как мама нас четверых любила — это и есть школа. Все остальное для меня менее важно. Мама остается со мной в поступках. Вспоминаю ее нежность, ее хлопотливость. Она, как наседочка, грела меня всю жизнь, и поэтому она всегда со мной».

И Александр Тимофеевич тихо спел  о маме несколько строк, которые сочинил сам на мотив известной песни.

Мама подарила будущему народному артисту голос. Когда Саша обнаружил его в себе, то ему сразу повезло: юный талант заметил в школе профессиональный педагог Виктор Богоявленский, прошедший и через Рижскую хоровую капеллу мальчиков, и Рижскую консерваторию, и который оказался в Новокузнецке! «Виктор Андреевич учил меня петь и прививал любовь и понимание сценической жизни не как будто ты пуп земли и что сцена предназначена навечно для тебя, а как нечто, дающее тебе радость, но проходящее. Он вывозил меня за город на мотоцикле и говорил: «Посмотри вокруг: вот главное — сама жизнь и природа. А голос можно и потерять».  Еще он советовал смотреть на себя чуточку со стороны.  И  мне это пригодилось потом в жизни. Я полюбил это дело — пение. А  потом в этом же дворце пошел в балет, где мне встретился еще один человек, который в прошлом танцевал в Большом театре — Николай Иванович Казимиров. Как он показывал балетные «па»! Какой у него был «апломб»! Мы зажигались. Он прививал нам чисто мужскую школу. Прыжки! Вращения! Вместе со мной в балет ходили и два моих старших брата!»

Александр Выскрибенцев
А. Выскрибенцев в спектакле «Отпетые мошенники»

Встреча откровений продолжилась. Александр Тимофеевич рассказал о том, как его драматический талант заметили в пионерском лагере, о том, как выступал в студенческом театре эстрадных миниатюр (до того, как окончить Новосибирскую консерваторию, наш герой проучился в Сибирском государственном металлургическом институте).

И, конечно, артист  вспомнил своих учителей, среди которых такие мэтры академического искусства, как Вениамин Арканов, Наталья Куртенер, Зинаида Диденко, Алан Жоленц и невероятно талантливая Элеонора Титкова.

Кумиром Выскрибенцева был и остается по сей день великолепный Арнольд Кац. Семь лет, не отрываясь, наш герой наблюдал за ним, не пропустив ни одного концерта великого маэстро. Ставил даже для его оркестрантов стулья, подрабатывая в студенчестве. С Кацем Александру Тимофеевичу довелось участвовать в капустниках и сниматься в студенческих фильмах. «После капустника, на котором я изобразил Крамарова, он кричал мне при встрече: «Эй, Крамаров, садись, подвезу!» Звучало это во мне, как музыка признания», — делится артист.

В театре учителями стали все, без исключения,  режиссеры и все, без исключения, его партнеры. До сих пор у каждого актера, даже новичка, можно чему-то да научиться. Но главным педагогом в театре Выскрибенцев назвал сам дух театра — это атмосфера любви. При этом добавил, что самым верным учителем считает свою супругу Веру, которая как профессиональный музыкант  помогает ему во всем.

Об учениках

Пройдя школу ученичества и закалившись в актерской профессии, Выскрибенцев открыл собственную студию, преподавал также в Новосибирской консерватории. Был у Александра Тимофеевича такой интересный принцип при приеме к себе на курс: не вытягивать цветочек вверх, пусть сам подрастет до нормы. Однажды он не взял к себе  на курс будущую звезду театра, которая на экзаменах, видимо от волнения, зажалась до предела. И нисколько не пожалел об этом: таким ходом он не дал ей сломаться под «тяжестью» пока невыполнимых для нее задач. Титулованных учеников и нетитулованных  у Александра Тимофеевича хватает. Но неожиданной фишкой из своих учеников Александр Тимофеевич считает Этери Гвазаву, снискавшую мировую славу за свою Виолетту в опере «Травиата». Киноверсия этой оперы, показанная всему миру, получила премию «Эмми».

Студия Выскрибенцева для многих стала судьбой. Как шутит сам артист, многие там как встретили своих мужей, так и отбили чужих.

Выскрибенцев вообще мастак пошутить. Услышав от одной пришедшей на встречу поклонницы, что девчонки ее годов поголовно были в него влюблены, артист воскликнул: «Ура, нам флиртовать уже пора!» Энергии Александра Тимофеевича можно только позавидовать. И на резонно возникший вопрос зрителей, как он восстанавливает силы после спектакля, Выскрибенцев ответил весьма мудро: «Раньше я считал, что от смены ритмов деятельности человек обновляется, а сейчас я скажу по-другому: обновление несет великая любовь тех сил, что вращают планету. Это высшие силы, которые с нами вместе живут. Вы все эти силы называете  по-своему, но я бы назвал эти силы Любовью. Поэтому дам совет, являющийся неким «техническим» приемом: обнимайте своих ближних — от этого вы станете многократно сильнее, ведь расщепляется великая энергия Любви».


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *