Обнуляем Конституцию? Анализ поправок от ЧС-ИНФО

Владимир Путин

Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

После Послания Путина Федеральному Собранию народ России почувствовал надежду на лучшее. Но пока шло обсуждение Поправок в Конституцию, воодушевление немного спало, а для кого-то даже сменилось унынием. Законность нововведений уже подтвердил Конституционный суд и теперь народу предстоит решить: поддержать ли их на всенародном голосовании? В новом тексте главного документа страны разбирался ЧС-ИНФО.

Впервые заявив о необходимости внесения поправок в Конституцию, Президент России Владимир Путин сказал, что считает их «важными для дальнейшего развития России как правового социального государства, в котором высшей ценностью являются свободы и права граждан, достоинство человека, его благополучие». Сейчас поправки готовы, обсуждены, одобрены, обработаны для всенародного утверждения голосованием. И можно посмотреть, насколько они соответствуют заявленному изначально.

Говоря о значимости поправок в Конституцию, основной упор власть делает на социальные инициативы. Одна из них – закрепление привязки минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму. Напомним, как эта норма была заявлена Президентом в Послании Федеральному собранию: «…считаю необходимым прямо закрепить в Конституции норму о том, что минимальный размер оплаты труда в России не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, у нас это в законе есть, надо закрепить это в Конституции».

Заметим, Владимир Путин сам отметил, что в законе это уже есть. То есть принципиально ничего не меняется. Теперь посмотрим, в каком виде данная поправка попадет в Конституцию:  «Статья 75. 5. Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации».

А каким законом данная норма регламентируется сегодня? Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О минимальном размере оплаты труда»: «Статья 1. Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года».

То есть по сути дела одна из главных (!) социальных поправок в Конституцию не меняет ничего…

Другая социальная поправка касается индексации пенсий. Путин сказал: «…а также закрепить в Основном законе принципы достойного пенсионного обеспечения, имею в виду здесь и регулярную индексацию пенсий». В окончательном варианте документа это выглядит следующим образом: «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом».

При этом других подробностей по поводу пенсионной системы в Конституции по-прежнему нет. Все случаи упоминания  пенсии в Конституции (а это слово упоминается в новом варианте документа четыре раза) говорится, что она устанавливается федеральным законом. То есть государство может, например, изменить пенсионный возраст еще раз. А уже потом индексировать пенсии каждый год.

К сожалению, не менее абстрактно звучит инициатива об индексации социальных выплат: «В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат». Конечно, эти нормы и не могут быть детально прописаны в Конституции. Поэтому в итоге все равно всё будет зависеть от других законов и их исполнения на местах. И вряд ли Конституция в этом особо поможет, сколько ее ни меняй…

Поправки Путина

Теперь обратимся к политическому блоку поправок. Что обещал Владимир Путин в своем послании? «…кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне» и «закрепить соответствующий статус и роль Государственного совета».

Главным из этих предложений для регионов кажется повышение роли губернаторов, ведь именно они занимаются продвижением интересов конкретных территорий. Но, к сожалению, аналитикам ЧС-ИНФО не удалось найти в новом тексте Конституции поправки, на прямую влияющей на это…

Что касается Госсовета, ему посвящен лишь один новый абзац: «формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом». Есть мнение, что изначально повышение значимости Госсовета было нужно как перспектива дальнейшей трансформации президентской власти в стране после 2024 года. Но после принятия решения об «обнулении» президентских сроков такая необходимость отпала и тема с Госсоветом слегка подвисла. А вместе с ней и перспективы роста возможностей губернаторов…

Зато увеличились возможности Совета Федерации. Об этой инициативе Путин предупредил лишь вскользь, но зато в итоговом документе данному вопросу посвящено немало пунктов. И не удивительно, ведь многим чиновникам и депутатам скоро пора отправляться на «почетную пенсию» и лучшего места для этого не найти… А терять влияние не хочется. Кстати, и Президент после прекращения полномочий тоже попадает в СФ – это прописано в отдельной статье (Президент, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, пожизненно становится сенатором – Статья 95, 2б).

Владимир Путин. Фото: kremlin.ru
Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

Инициируя поправки, Владимир Путин говорил и о повышении требований к Президенту страны. Частично эти положения вошли в закон, правда, дополненные поправкой об «обнулении» сроков. Но на эту тему сказано уже так много, что не хочется повторяться…


Вот как будет выглядеть 81-я Статья Конституции после принятия поправок:

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.
3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.


Кстати, появились и другие нормы, касающиеся действующего Президента Путина, и, скорее всего, бывшего президента Дмитрия Медведева. Но обсуждаются они менее широко. А именно: «Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью».

Что касается других важных инициатив, поправка по поводу отказа чиновников от двойного гражданства, действительно попала в Конституцию. А вот другие предложения, озвученные в ходе обсуждения поправок, например, насчет отсутствия у них недвижимости за рубежом, отвергли еще на этапе обсуждения в Государственной думе.

Остальные политические инициативы, в том числе по поводу расширения полномочий местного самоуправления, требуют отдельного детального обсуждения (как уже писал ЧС-ИНФО, вышел отдельный беспрецедентно большой список президентских поручений по этому поводу, который требует внимательного анализа). Но идея формирования единой системы публичной власти, судя по всему, будет реализована. А плохо это или хорошо – покажет время.

Кстати, есть еще одна довольно интересная инициатива, которая особенно широко не обсуждалась. В статье 70 пункте 2 появилась небольшая добавка: «Местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом». Было бы неплохо, если бы это нововведение не осталось лишь пожеланием. Ведь если бы часть федеральных органов власти перенесли из Москвы в другие крупные города, вслед за ними мог бы перебраться и крупный бизнес, а это, в свою очередь, помогло бы регионам собрать больше налогов и, значит, повысить качество жизни населения.

Суверенный суверенитет

Судя по результатам опросов и обсуждению в интернете, многие жители страны самыми важными считают поправки, касающиеся суверенности России. Напомним, именно с этих положений начал Владимир Путин, когда анонсировал поправки. «…требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции», — помимо прочего отметил президент.


В итоговой версии эти поправки звучат так:

«Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».

«5.1. б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации; а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации»;


Кстати, есть среди поправок и одна почти идеологическая, касающаяся, так сказать, особой миссии роли России в мире. «Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства».

Последнее, о чем говорил Владимир Путин, заявляя свои поправки, — это усиление роли Конституционного суда. И в Новую версию Конституции вошло довольно много новых положений, касающихся этого органа.


«Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя»


Поправки НЕ Путина

Все остальные поправки появились позже – в ходе обсуждения рабочей группой и Госдумой. В частности, было введено такое спорное положение: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». На первый взгляд, выглядит невинно, патриотично и даже мило. Но это если забыть о том, что эти строки находятся в главном законе страны. А значит, на них можно будет сослаться в суде. В том числе в суде по «информационным» делам. А именно, по обвинениям о том, что кто-то оскорбил память предков, их идеалы или веру в Бога. Что открывает большие возможности для очередной «охоты на ведьм».

Как бы печально это ни звучало, но в аналогичных интересах можно использовать и следующую статью: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается». Как именно будет трактоваться степень умаления значения подвига, которой будет достаточно для наказания? Учитывая судебную практику последних лет, совсем не факт, что адекватно…

Это же касается еще одной новой статьи: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения». Какой бы правильной она ни казалась с первого взгляда, невольно вспоминаешь нашумевшие «ювенальные» законы и прочие подобные инициативы.

Когда важнейшим приоритетом государства называются дети (!), а не семья в целом – жди беды…

Владимир Путин. Фото: kremlin.ru
Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

Напомним, в начале обзора мы задались вопросом: соответствует ли новый текст Конституции основам правового социального государства, в котором высшей ценностью являются свободы и права граждан, достоинство человека, его благополучие? А ведь этому вопросу в документе посвящена целая статья! «Статья 75.1 В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность». Вроде бы красиво и даже придраться не к чему. Вот только звучит она довольно абстрактно…

Осталось определиться, когда и как мы будем голосовать за обновленную Конституцию? Изначально заявлялось, что народное голосование состоится 22 апреля и этот день даже сделают выходным. Потом начали обсуждать возможность распределения голосования на три дня, чтобы не допустить массового скопления народа на участках (коронавирус все-таки!). А теперь в СМИ уже появляются сообщения о переносе мероприятия на июнь… Но, так или иначе, голосование состоится – рано или поздно. И никакой коронавирус этому не помешает.

Читайте также:


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники
Поделиться:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *