Возили хлеб по «Дороге Жизни» и отдали жизнь на фронте: истории героев, которые сражались за Родину

День Победы

В День Победы жительница Новосибирска Ольга Сень рассказала ЧС-ИНФО истории своих героев Великой Отечественной войны.

Вывозила людей по Дороге Жизни

Бабушка Ольги Анна Петровна Дмитриченко участвовала в операции по оказанию помощи блокадному Ленинграду. О своей непростой судьбе она рассказывала детям и внукам, теперь они делятся ими со всеми.

До начала войны Анна, которой не было и 20 лет, работала шофером — её бригада строила котлован. А когда это случилось, машины забрали на фронт.

«Все водители приходили, как и прежде, в гараж, ждали новостей. Однажды, придя на работу, бабушка увидела трех человек в военной форме. Они сказали, что Ленинград в опасности и очень нужны добровольцы-водители. Так бабушка оказалась в армии. Из машин в гараже остались только 5-тонные самосвалы. Их посадили в эти машины и увезли за 25 километров на грузовую станцию», — рассказывает Ольга Сень.

Уже в июле 1941 года Анне Дмитриченко вручили благодарственное письмо, подписанное Иосифом Сталиным, за то, что она переправила грузовую машину с прицепами через реку в городе Свирь. Перебраться успела только она — мост за ней взорвали.

«Потом фронтовая дорога привела ее к городу на Неве. Анна Петровна перевозила в Ленинград продукты и боеприпасы, а оттуда увозила людей по «Дороге Жизни», которая проходила через Ладожское озеро. Она вспоминает: надо было вести раненых в госпиталь в Лодейное Поле. Загружали кузов ранеными в спешке. Их тела кидали как придется на холодный железный пол. И вот тронулись в путь: город казался серым, безжизненным, дома были разрушены, люди ходили с трудом, будто муравьиным шагом. Машины ехали колонной, а по обочинам горой лежали трупы. Их скидывали туда по сторонам, чтобы машины могли проехать. Если лед на озере трескался и машины тонули, их не вытаскивали, спасали только шофёра и объезжали кругом. Тяжело раненные, загруженные в бабушкину машину, узнав, что за рулём сидит женщина, просили: «Добей, сестричка, добей!». Надо было заставить себя не слышать этого, надо было стиснуть зубы и ехать. Чтобы не уснуть за рулём, приходилось сосать пуговицы», — делится она.

С войны Анна Дмитриченко вернулась с наградами: медалью «За боевые заслуги» и «Орденом Отечественной войны». А на войне она оставила свое здоровье: после всех ранений и контузии у нее начала развиваться глухота. Зато на войне она встретила своего будущего мужа, Дмитриченко Петра Александровича.

«Они воевали вместе почти два года, и дедушка всегда рассказывал о том, какая «лихачка» наша бабушка. Как лихо она водила грузовой автомобиль и всегда помогала фронтовым товарищам в трудных ситуациях. Сразу после войны в 1945 году они поженились. Дедушка тоже воевал, начинал еще с Финской войны и дошел до Праги, у него много наград. Но это уже другая история», — говорит Ольга.

«Не ждите его, он не вернется»

Когда началась война, прабабушке Ольги Людмиле Червочкиной было всего 10 лет. Однажды она вместе с её бабушкой Марфой Васильевной пошла на рынок, чтобы обменять вещи на продукты. В это время началась бомбежка.

«У моей прабабушки с собой было большое цинковое корыто. Она спряталась под ним, и это спасло ей жизнь от падавших камней, разрушенных от бомб зданий. Её бабушка прибежала домой, но Люды дома не было, — рассказывает Ольга Сень. — Она снова пошла искать внучку, нашла её уже после бомбежки. Моя прабабушка, Людмила, очень плохо себя чувствовала — после этой бомбежки у неё начал развиваться порок сердца».

Семья Червочкиных жила в Ставрополе, на улице Дзержинского. На этой же улице, в старинном купеческом доме, расположилась немецкая комендатура, а в одной из комнат квартиры Червочкиных поселился немецкий офицер-интендант.

«Он хорошо говорил по-русски, никого не обижал и иногда подкармливал Люду. Мама Люды рассказала немцу о том, что её муж воюет в Севастополе. Он сказал: «Не ждите его, он не вернётся». Так и случилось. Отец Люды с войны не вернулся», — продолжает Ольга.

Жители Ставрополя покидали город, а Червочкины не могли уехать. У Варвары Ивановны — мамы Люды — были проездные талоны на эвакуацию в Новосибирск, но из Ставрополя не вышел ни один эшелон — однокалейная дорога была подорвана. А уходить пешком в горы через перевалы Кавказа было не по силам: Люда болела после бомбежки, а бабушку беспокоили больные ноги. Так семья осталась в Ставрополье. Чтобы выжить, маленькая Люда почти круглый год пасла соседскую корову и получала за это молоко, а её мама работала экономистом в управлении Крайстата.

«С трудом, голодно, но выжили. Люда закончила школу, поступила в институт на математический факультет. Закончив, работала преподавателем в школе. Позже уже её внучка, выйдя замуж за офицера, уехала в Новосибирск — туда, куда не удалось уехать ее родным во время оккупации», — со слезами рассказывает Ольга.


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

 

 

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *