Как пилили золотые гири? Или куда делись деньги на дистанционное обучение

дистанционка

Одной из самых широко обсуждаемых тем на фоне пандемии коронавируса стала организация дистанционного обучения в школах. ЧС-ИНФО начинает серию публикаций, посвященных этому наболевшему вопросу, чтобы рассмотреть проблему с разных сторон. Первый собеседник редакции — координатор штаба по вопросам дистанционного обучения при министерстве образования Новосибирской области Оксана Василенко.

Оксана Василенко
Оксана Василенко

— Как лично вы считаете, насколько быстро отрасль смогла перестроить процесс обучения с традиционного на дистанционный формат?

— Мой общественный статус координатора проекта «Штаб по дистанционному обучению» и погружение в эту проблему до мелочей в режиме «24/7» позволяют мне судить об оперативности всей отрасли, как максимально возможной в данных условиях.

Уже на третий день существенно корректировали возникающие вопросы: как менять программы обучения, как отражать изменения в документах, как регулировать нагрузку домашних заданий и многое другое.

Не надо забывать, что существуют еще и надзорные органы, и требования федеральных стандартов должны соблюдаться.

Да, не все прошло гладко, местами было очень тяжело. Но ведь не могут все 25 тысяч учителей региона в одинаковой степени обладать необходимыми компетенциями. Так же, как и не может быть, чтобы все 300 тысяч родителей — одинаково заботились о своих детях. А ведь и дети все — с разным здоровьем, отношением, мотивацией…

— А ведь многие родители вообще против использования детьми компьютера или других гаджетов…

— Да, можно вспомнить «баталии» среди родительской и педагогической общественности. Говорилось, что интернет и телефоны в школах надо запретить или существенно ограничить. При введении платформы «Российская электронная школа» учителя и администрации школ подвергались массовым обвинениям.

Но ведь родители – такие же полноценные участники образовательных отношений, как учителя и ученики. Сколько из них оказалось не готово к переходу на дистанционную форму? Как с точки зрения технических вопросов, так и организации процесса.

— Многим семьям не хватало технических средств для учебы?

— 34 тысячи детей в регионе не имеют дома необходимой техники. И больше трех тысяч учителей. Как организовать учебу в классе, где часть детей не смогла подключиться к уроку, а часть — не захотела? А ведь класс у каждого учителя — не один. И работа через веб-камеру — это еще не весь учебный процесс. И уж тем более образовательные платформы не могут полностью его обеспечить.

В этой ситуации мы основной упор делали на срочную адресную индивидуальную конкретную помощь при коммуникации школа-ученик-родитель.

Есть много хороших, отличных профессиональных примеров, где системно работали, помогали друг другу, формировали навыки. Самый ценный опыт всегда получается на практике.

— Многих сейчас волнует вопрос: как велась подготовка педагогов к дистанционному обучению? Ведь на это выделялось немало средств – еще тогда, когда о коронавирусе никто даже не думал. Почему же так получилось, что в итоге большинство учителей оказались не готовы к переходу на удаленную форму работы?

— Начнем с того, что такой цели, как подготовка всей отрасли в стране к массовому переходу на дистанционное обучение — никогда не ставилась. Да ее и не могло быть. Обучение педагогов было построено на формировании ИКТ-компетенций, в том числе после того как был принят новый профессиональный стандарт (ИКТ — Информационно-коммуникационные технологии, — прим.ред.)

Дистанционная же форма развивалась именно там, где была такая потребность и понимание необходимости со стороны руководства учреждений. Например, для учеников на домашнем обучении и еще некоторых категорий обучающихся, в малокомплектных школах, в школах-флагманах.

коронавирус
Фото из социальных сетей

Что касается выделения огромных средств, о котором сейчас столько говорят. Если рассуждать не с точки зрения чиновников, а встать на место руководства конкретных школ, то выходит, что больших денег и не было. Сколько средств было выделено на информатизацию школ за 10 лет? Если любую школу спросить про подключение к интернету или про количество компьютеров, то каждый расскажет, с каким боем они получали буквально каждую машину. Денег ни на что не хватало, ведь их делили на всех. Поэтому во многих школах и родителям приходилось вкладываться в инфраструктуру.

Даже по самым скромным предварительным подсчетам, на полную комплектацию школ необходимым оборудованием требуется порядка трех-четырех миллиардов рублей. Столько денег на это не выделялось никогда.

К тому же в стране нет утвержденной дистанционной образовательной платформы. Никто не мог предвидеть, что придется учить дистанционно всех и ежедневно! Педагогов учили пользоваться компьютером, современными мультимедийными досками, проектором, делать презентации и даже использовать VR-технологии. Но это далеко не всё, что необходимо для полноценного дистанционного образования. Вот и получилось, что кто-то еще «Вотсап» не освоил, а кто-то владеет в полной мере всем циклом дистанционного обучения.

Кстати, на мой взгляд, понятие «дистанционное образование» к форс-мажорной ситуации, совершенно не подходит. Это «удаленка» — смесь различных методов и способов дистанционной коммуникации с детьми и родителями в процессе обучения.

— Что будет, если такая ситуация повторится снова, и нам опять придется в авральном режиме переходить на такую «удаленку»?

— Если ситуация повторится в условиях пандемии — кардинально изменить формат не удастся. Слишком много правовых, технических и финансовых вопросов, а их решение — длительное.

К сожалению, государство не занималось организацией дистанционных платформ. Зато появились коммерческие площадки, которые и пришлось использовать. Во многом используемый там контент не соответствует стандартам. Но других вариантов не было.

Да, все говорят, что деньги, выделенные на информатизацию образования, просто «попилили», как золотые гири. Но было ли золото в этих гирях? На самом деле, конечно, нет. На уровне страны средства были совсем не большими: не надо путать Москву со всей Россией – регионы, как правило, финансируются по остаточному принципу.

Пилите, Шура, пилите
«Пилите, Шура, пилите, они золотые!» (кадр из кинофильма «Золотой теленок»)

Кроме того, на сегодняшний день у нас нет даже минимальной правовой базы на эту тему. Осталось нерешенным множество вопросов. Как оплачивать труд учителя? Как считать отработанные часы? Как контролировать качество учебного процесса? Как отслеживать соответствие контента образовательным стандартам? Чтобы сейчас привести эту систему хоть в какое-то соответствие, необходимо лет пять очень плотной работы. И прежде всего – на уровне государственных органов.

Но ситуация с коронавирусом подсветила многие проблемы и, скорее всего, теперь государство обратит более пристальное внимание на эту сферу.


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

 

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *