«Вышка» по «удаленке» или не было бы счастья

дистанционное обучение

Фото: Сергей Завражных

ЧС-ИНФО продолжает серию публикаций, посвященных организации дистанционного обучения во время пандемии коронавируса. Чтобы рассмотреть проблему с разных сторон, редакция обратилась к преподавателям и студентам нескольких учебных заведений Сибири. 

Сегодня, когда коронавирус кроит под себя весь мир и заставляет изобретать новые формы общения, работы и учебы, наиболее приемлемым способом продолжение обучения стала, так называемая, «удаленка». О ее минусах и плюсах рассказывают сибирские студенты и их преподаватели.

А кому сейчас легко?

Несмотря на пандемию, впитывать знания этой весной все равно пришлось. Но сначала давайте определимся сразу: сегодня мы не говорим о системе именно «дистанционного» обучения. Такие системы требуют кучу времени на разработку и тестирование и к нынешнему моменту существуют далеко не в каждом высокорейтинговом вузе. Да и этой весной перед учебными заведениями вопрос об их  разработке не стоял. Надо было в кратчайшие сроки суметь организовать саму возможность продолжить учебный процесс. Форс-мажорные обстоятельств заставили быстренько собрать в кучку все доступные способы коммуникации на расстоянии, что вылилось в набор способов удаленного обучения, для каждого заведения свой. Вот о том, с каким трудностями столкнулись, что удалось, а что нет, мы и будем говорить со студентами и преподавателями нескольких сибирских вузов и колледжей.

Так или иначе, большая часть собеседников отметила, что если элементы удаленного обучения ранее и использовались в их учебных заведениях, то лишь изредка. Чаще всего это были связь с преподавателями по электронной почте, в общение в соцсетях и иногда возможность получать задания на сайте образовательного учреждения. Правда, есть в нашем опросе исключения. К примеру, в автотранспортном колледже г. Омска, по словам преподавателя отдела дополнительного образования Ольги Константиновой, дистанционная система обучения была успешно внедрена еще в 2019 году, задолго до начала эпидемии, и потому быстрый переход на «удаленку» прошел в щадящем режиме. Другой пример — Алтайский госуниверситет,  где, по словам студентки Института искусств и дизайна Елизаветы Бехало, удаленное обучение стало «неотъемлемой частью процесса, позволяющей легко получать дополнительные материалы и ускорять процесс сдачи экзаменов». Есть примеры и более масштабно подготовленной системы дистанционного образования, как в Новосибирском университете экономики и управления, где широко использовался образовательный портал Moodle, в частности, для работы со студентами-заочниками.

дистанционное обучение

В целом же, мы можем сделать вывод, что с чистого листа строить «удаленку» никто не начинал, но помогло ли это в условиях пандемии коронавируса? Не застал ли переход на систему удаленного обучения наши вузы врасплох? И тут мнения разнятся.

— Переход, на мой взгляд, не доставил серьезных, по крайней мере, технических неудобств. Все преподаватели и студенты имеют смартфоны, мессенджеры, иные варианты связи и коммуникаций. Проводить занятия в VK или Ватсапп, а некоторые и в Zoom, оказалось несложно (Елизавета Орлова, студентка НТИ (филиал) РГУ им. Косыгина)

— Переход был резким, студенты были к этому не готовы, как и педагоги. Исходя из специфики моего отделения (музыкальное образование), было очень трудно. Многие индивидуальные музыкальные предметы пришлось готовить в письменной форме, что очень сложно для нашего рода деятельности. (Полина Горкунова, выпускница Барнаульского педагогического колледжа).

Но были и такие вузы, которые не почувствовали особых неудобств.

— Наш университет имел все необходимые технические инструменты для такой работы, – рассказывает Мария Свержевская, старший преподаватель кафедры философии и гуманитарных наук НГУЭУ. — У каждого преподавателя и студента на образовательном портале Moodle нашего университета есть личный кабинет, где предоставляется масса возможностей для обучения и коммуникации. Кроме того, все преподаватели за последние несколько лет прошли повышение квалификации по работе с инструментами дистанционного обучения. На мой взгляд, именно благодаря работе, которая годами велась в этом направлении в университете, мы смогли безболезненно и довольно эффективно перейти к удалённой работе в максимально короткие сроки.

Во всем ищем плюсы

Удаленное обучение стране далось непросто. И в этом можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты. Предлагаем начать с плюсов:

— Основной положительный момент для нас, преподавателей, в том, что учебный процесс смог продолжиться, несмотря на пандемию, и быть безопасным для всех его участников, позволяя неукоснительно соблюдать все предписанные нормы безопасности и самоизоляцию (Ольга Константинова, автотранспортный колледж г. Омск)

— Колоссальная экономия времени на утренних сборах и проезде туда-обратно по вечным пробкам. К тому же, во время онлайн-лекции ты можешь заниматься некоторыми мелкими делами, если они не мешают получению информации, например, завтракать. (Никита Высоцкий, СГУВТ)

— Плюс в том, что заниматься можно практически в любом месте, не только дома. И еще, при технически отлаженном общении преподаватель – студент есть возможность более основательно и индивидуально подойти к самому предмету и его освоению, не торопясь, прослушать лекцию, остановить запись и выяснить непонятные моменты в интернете или в личной переписке с преподавателем, а потом продолжить. (Елизавета Орлова)

В плюсах оказалось и то, что преподаватели получили реальную возможность адаптировать свои курсы под дистанционный формат, а студенты их сравнить. Кому-то карантин дал больше времени на сдачу «хвостов» и прочее.

Да, мы можем, несомненно, сказать, что нынешняя весна была проверкой боем, репетицией будущих суперсовременных форматов обучения. И не сказать, что первый блин был комом, однако негатива оказалось в избытке.

Мандраж прошел, проблемы остались

Несмотря на повсеместную цифровизацию, далеко не все преподаватели, как и сами студенты, смогли перестроиться под условия «удаленки», тем более что правила многим пришлось изобретать на ходу. Практически все участники нашего опроса отметили разброд и шатание в использовании разношерстных программ и инструментов обучения.

— Нам вдруг всем срочно потребовалось работать в программе Excel. Но многие ее не знали, просто ранее не было такой необходимости. Поэтому на занятиях возникало много проблем, связанных не с самим предметом, а с учебной программой (Елизавета Орлова).

— Онлайн-лекции проводятся в абсолютно разных программах (discord, skype, zoom, онлайн-портал нашего университета), что неудобно. Возникали проблемы со звуком, были ограничения по времени, на онлайн-портале нередко возникали технические неполадки. Ключевым элементом считаю саму возможность использования интернета, притом у всех источник интернета разного качества из-за чего возникают неполадки с получением информации. И это я уже не говорю про тех, у кого нет возможности подключить интернет. (Никита Высоцкий)

— Увеличилось количество заданий. Если раньше многое мы успевали сразу сделать на паре и проверить, порой, даже разбирали наброски по домашнему заданию, то с введением «удаленки» заданий стало больше, а вот сроки сдачи сократились. (Елизавета Бехало).

— Я музыкант, и, учитывая специфику моего обучения, минусов очень много. Чего стоит, что творческие экзамены пришлось сдавать, в основном, в письменном виде! (Полина Горкунова)

— Очень усложнилось проведение экзаменов, ведь иногда невозможно обойтись без проведения устного экзамена для наиболее эффективного выявления степени усвоения материала. Кроме того, увеличилась нагрузка на преподавателей, т.к. проверка письменных заданий отнимает гораздо больше времени сил, чем работа со студентами в очном формате. (Мария Свержевская).

дистанционка

Дополним, что практически все отметили минусы психологического плана. Очень часто общение глаза в глаза, сама обстановка студенческой жизни заставляет быть более собранным, внимательным к предмету… а тут лишь экран компьютера да кружка кофе.

Хватало и административных сложностей. С переходом на «удаленку» увеличился документооборот плюс резко возросла необходимость звонить студентам и преподавателям, писать электронные письма и т.д. И конечно же техническая сторона вопроса многих подвела. Сайты вузов «вылетали» чуть ли не ежедневно.

— Без наличия у обеих сторон компьютерной техники и высокоскоростного интернета дистанционное (или удаленное) обучение не было бы возможным и продуктивным! — делает бескомпромиссный вывод Ольга Константинова. Добавим, и без навыков пользования этой аппаратурой. Увы, но студенты как на подбор, отмечали, что «удаленка» выявила иногда критическую разницу в уровне навыков коммуникации и умений использования техсредств у студентов и преподавателей. Доходило до того, что сами участники экзамена выкладывали в интернет задание, на который тут же и отвечали.

— С переходом на удалённую работу преподавателям, безусловно, пришлось совершенствовать свои навыки и осваивать новые инструменты, но ни у кого это не должно происходить с нуля, — утверждает Мария Свержевская. — Преподаватель «старой закалки», который работает полностью без использования компьютера, — это миф. В современных условиях это просто невозможно. Так или иначе, что-то новое приходится осваивать постоянно вне зависимости от форс-мажоров карантина.

Мир никогда не будет прежним?

Сегодня утверждают, что даже после снятия карантина система образования, «попробовав удаленки», уже никогда не будет прежней. И даже те учебные заведения, что не считают нужным вводить полноценную систему дистанционного обучения, все равно возьмут для себя удачные решения и находки, сделанные во время карантина.

— Считаю, что за этим типом обучения будущее, так как оно позволяет получить знания, не отрываясь от рабочего процесса и обыденной жизни, чем очень экономит время. (Елизавета Орлова)

— Уверена, что реальная возможность получить профессию, не выходя из дома, заинтересует многих. Если чуть заглянуть вперед, то можно предположить, что везде будут такие формы как «очная», «заочная», «очно-заочная» (вечерняя) и «дистанционная». (Елизавета Бехало)

— Элементы взять можно, к примеру, сдачу домашних заданий (доклады, рефераты, тесты) сделать дистанционной, но это только те, которые не влияют на качество обучения по основному роду деятельности. (Полина Горкунова)

Пандемия, несомненно, подтолкнула российские учебные заведения к разработке полноценной системы дистанционного обучения на основе синхронизированного пакета программ. И все же царствования «удаленки» и дистанционного обучения ждать не стоит.

— Традиционная система очного обучения даёт студентам наиболее качественное образование, — уверена старший преподаватель кафедры философии и гуманитарных наук НГУЭУ Мария Свержевская — Лучшие университеты мира (Гарвард, МТИ, Оксфорд и др.) работают в традиционном формате, никто из них не отказался от очного обучения в пользу удалённого, хотя все технические средства для этого у них имеются. Наиболее престижное и качественное образование в современном мире – это по-прежнему очное образование. Оно даёт студенту не только и столько информацию, сколько возможность оказаться в особой среде, которая обеспечивает получение множества навыков (так называемых «soft skills»), в том числе навыков коммуникации, которые сегодня являются абсолютно необходимыми в рамках профессиональной деятельности. Дистанционный формат лишён этого важнейшего компонента. Безусловно, дистанционные инструменты могут быть использованы и в рамках привычного очного обучения (доступ студентов к текстам лекций, он-лайн тесты как форма промежуточного контроля и т.д.), но это никак фундаментально не влияет на саму сущность традиционного учебного процесса. Если мы хотим поддержать достойный уровень образования в нашей стране, мы должны базово сохранить именно эту систему.

Читайте также:


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.