Мечтающий Петерс, несчастная Баядерка и страшные мультики: ЧС-ИНФО – о театральных премьерах октября

Фото: Виктор Дмитриев, театр «Старый дом» «ВКонтакте» (vk.com/old_house_nsk)

Октябрь подарил новосибирским зрителям сразу несколько премьерных постановок на разных сценах города – от детской «Собака Пес» до «страшной сказки» «Мультики». Корреспондент ЧС-ИНФО побывала на трех из премьер и поделилась впечатлениями от спектаклей.

Трагическая «Баядерка»


«Костюмы красивы. Только все-таки в “Баядерке”, как в любом балете, важна и хореография. А в прежней “Баядерке” она была, на мой взгляд, куда интереснее и партии солистов были ярче».

Зрительница Елена


Балетный сезон в Новосибирском академическом театре оперы и балета открыли новой версией «Баядерки» (12+) – её поставил испанский хореограф Начо Дуато. Автор соединил свой почерк с наследием классика – Мариуса Петипа, сократив материал и изменив эпизоды.

«Балет “Баядерка” я сначала поставил в петербургском Михайловском театре, и теперь представляю на сцене вашего замечательного театра. В моём спектакле я внёс изменения в хореографию первых двух актов, немного сократил хронометраж и заменил пантомимные мизансцены танцевальными номерами, третий акт – “Тени” – остался практически в том виде, в каком был создан Мариусом Петипа, у меня чуть изменился финал», – рассказал перед премьерой Начо Дуато.

Сюжет «Баядерки» разворачивается в Индии. Влюбленные главные герои тайком встречаются в храме и планируют побег, чтобы быть вместе. Но достичь заветного счастья им не суждено: на их пути возникает множество препятствий, которые приводят к трагедии.

История любви танцовщицы Никии и воина Солора запала в душу еще пару лет назад, когда я увидела её на сцене ижевского театра оперы и балета. Это один из тех балетов, которые хочется пересматривать снова и снова, а уж пропустить «Баядерку» в одном из ведущих театров России было бы преступлением. Однако постановка именитого хореографа на меня произвела меньшее впечатление, нежели постановка не самого известного деятеля искусств из маленького театра.

И хотя танцы в новосибирском театре были динамичнее, а изысканные костюмы и эффектные декорации, созданные по эскизам художника-постановщика Ангелины Атлагич, вызывали восторг, в целом спектакль оставил какие-то смутные чувства – упоение вперемешку с грустинкой. Чувство, будто ожидания не оправдались

«Мне нравится хореография Начо Дуато, его “Спящая красавица” и “Щелкунчик”. Но этот микс 50 на 50 с Мариусом Петипа смотрится очень странно и не логично. И большой ошибкой было убирать супер-эффектную концовку. В общем, осталась не в восторге», – выражает мои чувства и зрительница Эльвира.

Надо сказать, что художник-постановщик Ангелина Атлагич несколько месяцев изучала историю индийского национального костюма и современную моду Индии, поэтому костюмы и декорации не обделены национальным колоритом. Да и в танцах то и дело появляются знакомые нам по Болливудским картинам характерные жесты и движения головой и корпусом. Индийских мотивов постановка не лишена.

«У нашего времени есть некоторые преимущества: в отличии от Петипа и его современников мы можем увидеть реальную Индию, Шри-Ланку, а не представлять их по картинам и фотографиям. Этим преимуществом я и воспользовался, чтобы добавить в спектакль подлинный индийский колорит. Третий акт не требовал такого усиления, поскольку его действие происходит на небесах, во сне», – отмечал испанский хореограф Начо Дуато.

Бессчастный «Петерс»


«Глупое прозвище – Петерс – так к нему на всю жизнь и прилипло»

Татьяна Толстая, «Петерс»


В начале октября «Старый дом» представил спектакль «Петерс» (16+) по рассказу Татьяны Толстой в режиссуре Андрея Прикотенко. После масштабных «Идиота» по Достоевскому и «Социопата» по Шекспиру главный режиссер театра выбирает для постановки рассказ на девяти страницах с минимумом действий и множеством деталей. Кажется логичным вопрос: как можно создать полноценный спектакль на основе этого произведения. Оказывается, можно.

«Когда мы сделали прогон, увидели, что это очень объемная конструкция и в нее можно еще вкладывать и вкладывать. Мы были приятно удивлены. Мы углубились в историю, и там есть то, чего на первый взгляд нет в рассказе Татьяны Толстой. На самом деле оно там заложено, и мы за это ухватились. Соединение прекрасной литературы и хорошего театра состоялось», – говорит актер Тимофей Мамлин.

Тимофей Мамлин открывает действо: за несколько минут до обозначенного в билете времени на сцене начинается перфоманс – модный фотограф проводит фотосессию, а когда она заканчивается, за ширмой Тимофей обнаруживает тучного не молодого человека в очках и немодной одежде. Это и есть Петерс (сыграл Анатолий Григорьев).

Вслушиваясь в тихий придавленный голос Петерса, зритель смеется, а уже через какое-то мгновенье начинает жалеть мальчика (за это мгновенье немолодой Петерс возвращается в самое детство). Мальчика с толстым животом, спущенными колготками и плюшевым зайцем в руке. Вот о чем говорят «и смех, и слезы».

Сначала Петерс – неповоротливый ребенок, брошенный родителями на попечение бабушки. Она обучает его хорошим манерам, делая из мальчика «чучелко», и не отпускает от себя ни на шаг. Затем – нелепый книжный романтик, желающий любить, но застрявший в паутине, сотканной из «бабушкиных» колготок, и «дундук какой-то эндокринологический». И, наконец, мужчина скучно жующий вареную курицу. Петерс, обещавший своему плюшевому зайцу прекрасное будущее, обещание так и не выполнил, оставшись тем чучелком, которое создала бабушка.

Кстати, главный герой практически весь спектакль безмолвен. Все его мысли, действия и желания озвучивает тот самый фотограф, сменяя образ за образом. Он и проводник, и рассказчик, и голос всех героев постановки.

«Постановка невероятная! Просто высший пилотаж», – восклицают зрители. И не согласиться с ними просто не получается.

Зритель испытывает практически всю гамму чувств и эмоций: от изумления до презрения, от одобрения до отвращения, от смятения до разочарования. Ирония, сарказм, жалость, насмешки – всё сплетается воедино.

Кажется, единственный минус спектакля «Петерс», который поставил в «Старом доме» Андрей Прикотенко, – его длительность. После восьмичасового рабочего дня еще три часа в зрительном зале кажутся вечностью. Но только не в этот раз – в конце концов, это перестает быть минусом. После этого спектакля так и хочется кричать «Ещё!». И потом долго еще обдумываешь то удивительное, что происходило на сцене.

Страшные «Мультики»


«Мультики видел?» «А раз видел, тогда плати!»

Михаил Елизаров, «Мультики»


Наконец, о третьем спектакле. В конце октября «Первый театр» поставил «страшную сказку» «Мультики» (18+) по роману Михаила Елизарова. Так жанр постановки определил режиссер – Георгий Сурков.

«В “Мультиках” сошлись две важные для меня категории: пацанский мир и преувеличенно художественная реальность. Мне интересно то, как реалистичный, физиологический текст вдруг оборачивается фантастической реальностью. Как мир подворотни становится мистическим образом СССР. Это соединение документа и условности в жестком пространстве мужской среды – предмет моего режиссерского исследования», – говорит режиссер Георгий Сурков.

После постановки в гардеробе слышалось «В книге такого не было!». И правда: оригинальные диалоги и ход повествования режиссер и актеры «Первого театра» изменили, адаптируя роман для театральной сцены, заявили в театре.

Спектакль рассказывает о конце 80-х, правда конец «Перестройки» на сцене показан лишь стилистически, вперемешку с трендом на 80-90 годы и современным представлением той эпохи. На сцене – хулиганская компания, жестокость, секс в песочнице, насилие, расчлененка и чудовищные клоуны–гопники. И сюрреалистический кошмар с Джокером, зомби, Пеннивайзом и другими мистическими героями. Грань между реальностью и этим кошмаром стирается в детской комнате милиции, где главного героя жестко допрашивают в попытках узнать имена его друзей-гопников.

Правда, эта постановка в отличие от двух предыдущих спектаклей у некоторых оставит совсем уж отрицательный след.

«Лично мне хотелось бежать из зала примерно на половине спектакля и забыть эти ужасные сцены и запредельную пошлость. Честно говоря, хотелось скорее помыться», – заметила зрительница Кристина.

Так что особо ранимым лучше не смотреть.

 

Валерия Шаньгина

Фото: НОВАТ (novat.nsk.ru),
Виктор Дмитриев (vk.com/old_house_nsk, vk.com/1teatr),

 

Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

(function() {
var sc = document.createElement(‘script’); sc.type = ‘text/javascript’; sc.async = true;
sc.src = ‘//smi2.ru/data/js/95451.js’; sc.charset = ‘utf-8’;
var s = document.getElementsByTagName(‘script’)[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s);
}());

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *