Бойтесь государства, дары приносящего

Монеты сложены на купюры

В Новосибирске прошел круглый стол, организованный Новосибирским банковским клубом и юридической компанией «Юсконсалт», на тему «Льготные кредиты и массовые банкротства: Кто виноват и что делать?», предназначенный для предпринимателей, которые взяли льготный кредит по Постановлению Правительства РФ №696 от 16 мая 2020 года.

В обсуждении приняли участие представители банков и бизнеса, оказавшиеся в сложной ситуации в связи с получением льготного кредита под два процента, в рамках поддержки бизнеса в период пандемии коронавируса. На мероприятии предприниматели смогли узнать, с какими рисками могут столкнуться на финальном этапе, и как им себя защитить.

Напомним, в качестве одной из мер государственной поддержки для бизнеса в условиях угрозы распространения COVID-19 стали льготные кредиты. Кредит выдавался под два процента годовых и должен был быть полностью списан в случае, если предприятию удастся сохранить штат без сокращений. При этом, если условия не будут выполнены, компания должна выплатить долг уже под коммерческие проценты.

Владимир Женов
Владимир Женов

«Мы посмотрели на общую картину того, что происходит со льготными кредитами в условиях пандемии, и она вырисовывается не очень радужная, — рассказал президент Новосибирского банковского клуба Владимир Женов. – В целом, кредитный портфель банков по малому и среднему бизнесу за 2020 год вырос на 23 процента. Получается, как говорят, кому война, а кому мать родна… Но этот рост вряд ли произошел бы, если бы не появились льготные кредиты. Их доля составила около 20 процентов в общем объеме кредитного портфеля. При этом банки всегда смотрят на малый и средний бизнес предельно взвешенно и осторожно, считая это рискованным кредитованием».

Владимир Женов вспомнил известную фразу «Бойтесь данайцев дары приносящих» и сказал: бойтесь в данном случае государства. По его словам, постановление №696 правительства, которое регламентировало выдачу льготных кредитов, банки буквально переписали. Из-за этого начались проблемы: в том числе с отсчетом точной даты для фиксирования численности сотрудников предприятия, которую необходимо сохранить. И с определением перечня сведений, которые должны были подаваться в пенсионный фонд и налоговую службу. Начались расхождения в дате отсчета и реальной численности. «Банки спохватились и начали требовать из-за несоответствия этих данных возврата кредитов, но уже не по ставке 2 процента, а по 15 процентов, — пояснил он. – Обычно такие проблемы решаются индивидуально. Но, федеральные банки, не разбираясь в каждой конкретной ситуации, начали справедливо требовать возврата».

Владимир Женов пояснил, что поднимать этот вопрос необходимо, тем более, что Михаил Мишустин подписал новое постановление о выдаче льготных кредитов на 7,7 млрд. руб. по ставке теперь уже 3 процента годовых. «Мы хотели бы предостеречь и клиентов и банки от легковесности в отношении получения таких кредитов и необходимости взвешивать все возможные риски, чтобы снова не наступить на те же грабли», — сказал он.

Мероприятие проходило в формате свободного микрофона. Предприниматели смогли рассказать свои истории, а эксперты пояснить, как можно решить сложившиеся проблемы.

Например, бизнесмен Константин рассказал, что получил льготный кредит в Сбербанке. «У меня два человека добровольно уволились, и из-за этого не были выполнены условия кредитования, — поделился он. – Банк предложил «нарисовать» штат сотрудников, но ведь это несет за собой дополнительные расходы в виде налогов». Более того, как заметили участники, изначально поддержка задумывалась, чтобы сохранить рабочие места. Поэтому предприниматели считают именно реальных работников, а не «мертвые души».

Предприниматель Константин рассказал, что подал заявление в суд, обращался в различные ведомства и на данный момент находится в процессе судебных разбирательств. При этом, по его словам, Сбербанк сам не знает, что делать в данной ситуации. А присутствующие эксперты отметили, что зачастую видели в одном и том же банке разные редакции кредитных договоров по «коронавирусным» льготным условиям. При этом варианты условий менялись вместе с принимаемыми правительством поправками к постановлению. Меняли свои условия и сами банки. Если изначально в договорах была привязка только к численности работников, то потом появилось добавление, что если «сверху» не дадут субсидию, то и кредит погашен не будет.

Но ведь правила игры стоило обговаривать заранее, чтобы потом не возникало таких ситуаций. Кроме того, Владимир Женов отметил, что слишком много проблем возникало с отнесением бизнеса к пострадавшим отраслям: все вопросы решались централизованно, а не на местном уровне, и слишком много времени уходило на прохождение и согласование документов. Например, долгое время в Алтайском крае горэлектротранспорт не относили к пострадавшим отраслям. При этом, он вспомнил слова В.И. Ленина: «Промедление смерти подобно. Решать нужно не вчера и не сегодня, а немедленно, сейчас».

Представитель Минэкономразвития НСО на круглом столе рассказала, что по льготному кредитованию в банки поступило 8 885 обращений. Фактически в регионе выдано 4 666 кредитов на сумму почти 9 миллиардов рублей. При этом несколько компаний обратились в министерство по поводу проблем, которые возникли у них при закрытии льготных кредитов. Теперь их заявки находятся на рассмотрении в Министерстве экономики РФ, откуда передаются на обработку в банки.  «Стесняться не нужно. Нужно писать во все инстанции», — пояснила представитель министерства.

В итоге юристы пояснили, что существует несколько вариантов защиты своих прав. Один из них – это оспаривание сделки, а именно требования банка начать выплачивать кредит по измененной процентной ставке.

То есть имеется в виду сделка банка, в которой он изменяет условия договора по переводу на погашение. Это — одностороннее изменение условий договора. Но по закону все условия кредитного договора, в том числе срок его действия и кредитная ставка, не могут меняться в одностороннем порядке. Поэтому если компании пришло уведомление от банка с требованием гасить кредит по новой ставке, то этот документ является односторонней сделкой, которую можно оспорить.

Другой путь – защита своих прав через обращение в государственные органы. А также писать обращения, особенно коллективные – силу общественного резонанса никто не отменял. При этом важно понимать, что судебная практика по таким делам еще не сформирована.

В рамках судебной системы возможно обращение в Верховный суд с административным иском, а также жалоба либо запрос в Конституционный суд.

В Верховный суд можно обратиться с иском о признании недействительным данного постановления Правительства РФ. Это могут сделать лица, в отношении которых оно было применено и которые считают, что их права могли быть нарушены.

В данном случае, по мнению юристов, был нарушен принцип договорной определенности, а также принцип справедливости и равности всех перед законом. И если о проблеме будут сообщать сотни людей по всей стране, то можно будет привлечь власть и добиться изменения постановления.

Поэтому главное, к чему сейчас призывают предпринимателей – не молчать, не терпеть, а сообщать о проблемах максимально широко, придавая огласке каждый подобный случай. Только совместными усилиями можно добиться решения данных проблем.

Поделиться:

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *