Новосибирские педагоги идут в ногу со временем

Фото с сайта правительства Новосибирской области. Носит иллюстративный характер

ЧС-ИНФО уже рассказывал о том, что в Новосибирске составили портрет современного учителя. Согласно последним исследованиям, более 70% педагогов освоили цифровые базовые навыки.

Почему педагоги испытывают затруднения в овладении цифровыми базовыми навыками и как это исправить, рассказала старший методист управления цифрового образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Валентина Хрущева.

— Валентина Викторовна, расскажите, пожалуйста, что такое функциональная грамотность и зачем она нужна в принципе?

— Функциональная грамотность – это способность применять свои знания и умения в разных жизненных ситуациях. Бывают разные виды функциональной грамотности – например, математическая, читательская, финансовая. В школе мы учим этому на разных предметах при решении задач, работе с текстами, а потом человек, уже становясь взрослым, применяет эти знания во всех сферах своей жизни. Это важно, потому что в жизни нет единого алгоритма, который бы помог человеку справиться с разными вызовами. И функциональная грамотность тоже не про алгоритмы – это не решение математического уравнения или выделение орфограмм, это умение думать и применять знания.

Фото из архива Валентины Хрущёвой

— Достаточно ли у современных педагогов ресурсов для развития у учеников функциональной грамотности?

— Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. В интернете сегодня можно найти всё: набрать в поисковике «функциональная грамотность» и получить информацию о том, как развивать эту грамотность у учеников.

Тем не менее, не всё так просто. Во-первых, материалов слишком много. Я – специалист в области психологии и педагогики и поэтому могу отобрать нужную информацию. Я могу выбрать работы учёных, которые глубоко занимались проблемой и её понимают. Но только потому, что у меня есть база релевантных знаний и опыт. А как в этом разобраться учителям, которые не занимались этой темой, – вопрос.

Во-вторых, чтобы перенести информацию из источников на практику, у самого учителя должна быть развита функциональная грамотность, ведь в её основе – умение работать с информацией. А это не всегда так. У многих педагогов сейчас есть потребность в получении теоретических знаний в области функциональной грамотности. Я заметила это, когда работала с учителями – готовила их на областные конкурсы, просматривала их аттестационные работы. Один из ресурсов для этого – системная методическая работа в школах.

— Как же учить детей функциональной грамотности, если часто сами педагоги испытывают затруднения в этом?

— Учить педагогов. Чтобы они понимали, как это работает, чтобы у них была необходимая база знаний и они понимали, почему это важно. Если учитель сам не умеет работать с текстом, он не сможет научить этому учеников. Я не могу научить тому, чего не знаю сама.

У меня был неплохой опыт выстраивания методической учёбы педагогов, когда мы с учителями начальной школы Новосибирского района устраивали методические и педагогические чтения, конференции, открытые занятия. Было бы хорошо, если бы это делалось системно и повсеместно.

Сейчас в этом направлении начали вести работу. Появляются курсы повышения квалификации, посвящённые функциональной грамотности, проводятся семинары, конференции, образовательные сессии, мастер-классы. В большинстве школ по-современному выстраивается методическая работа, учителя изучают этот вопрос, обмениваются опытом и мнениями, занимаются методическими разработками в этой области. К развитию функциональной грамотности педагогов подключаются и различные электронные платформы.

— Какие платформы и как могут помочь учителям решить задачу с развитием функциональной грамотности вы можете назвать?

— Например, Яндекс.Учебник. Его специалисты проводят «Марафон по функциональной грамотности». Я его прошла сама и рекомендовала бы участвовать в нём учителям. Он заставляет задуматься о том, насколько хорошо ты сам владеешь функциональной грамотностью. Главное – после прохождения марафона сделать выводы. У меня, например, оказались хорошо развиты все виды грамотности, но я всё равно для себя нашла точки роста.

Платформа активно развивается сейчас – контент постоянно пополняется, появляются новые материалы, вебинары, марафоны. Там работает профессиональный коллектив, методисты с опытом работы в школах, которые мотивированы помогать учителям. К тому же весь контент сайта бесплатный и удобный для использования. Например, этот марафон по функциональной грамотности можно проходить в своём темпе в любое удобное время.

Поделиться:

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *