Феномен «выученной беспомощности» у детей

игрушки, детский сад, дети

Фото: pixabay.com

В рамках совместного проекта газеты «ЧС» и новосибирской общественной организации поддержки семей с детьми «Вектор» психологи Ирина Пономаренко и Олеся Герасименко дают советы для родителей. Сегодняшняя тема – «выученная беспомощность» у детей.

Впервые феномен «выученной беспомощности» был рассмотрен в экспериментах М. Селигмана в 1960-х годах. Изучая схему формирования условных рефлексов у собак, ученый пытался сформировать у животных условный рефлекс страха на звук высокого тона. Для этого вслед за громким звуковым или световым сигналом собак подвергали несильным, но чувствительным ударам электрического тока. Для простоты эксперимента на стадии обучения ящик с собакой был закрыт крышкой. Предполагалось, что спустя некоторое время, на контрольном этапе, собаки будут реагировать на звук или свет так же, как они раньше реагировали на электрошок, — будут выскакивать из ящика и убегать. Но, когда реакция страха была сформирована и крышку снимали, собаки этого не делали. Они не совершали элементарных действий, на которые способна буквально любая собака. Вместо того чтобы выпрыгнуть из ящика, животные ложились на пол и скулили, не совершая никаких попыток избежать неприятностей, они переносили удары током продолжительностью до 1 минуты и более. Классическая теория условного рефлекса никак не объясняла такой странной реакции собак на аверсивные стимулы. Селигман предположил, что причина может состоять в том, что в ходе самого эксперимента собаки не имели физической возможности избежать электрошока — и привыкли к его неизбежности. Собаки научились беспомощности.

Из этого наблюдения Селигман и его коллеги сделали вывод, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

В настоящее время феномен выученной беспомощности рассматривают как нарушение способности преодоления имеющихся трудностей, отказ от каких-либо действий для их разрешения на основе опыта предшествующих неудач в сходных ситуациях.

Выученная беспомощность характеризуется проявлением дефицита в трех областях — мотивационной, когнитивной и эмоциональной. Мотивационный дефицит проявляется в неспособности действовать, активно вмешиваясь в ситуацию, когнитивный — в неспособности впоследствии обучаться тому, что в аналогичных ситуациях действие может оказаться вполне эффективным, и эмоциональный — в подавленном или даже депрессивном состоянии, возникающем из-за бесплодности собственных действий.

Современные исследования часто рассматривают беспомощность как следствие раннего опыта социализации. В частности, жесткость и негативизм, превалирующие в системе семейного воспитания, могут негативно повлиять на развитие компетентности преодоления трудностей и решения задач у ребенка. Люди, которые в детстве и подростковом возрасте подвергались жестокому обращению и пренебрежению, чаще других демонстрируют признаки выученной беспомощности.

Стоит отметить, что наряду с жестокостью и негативизмом, гиперопека со стороны родителей и потворствование потребностям ребенка также может формировать выученную беспомощность. Излишне оберегая ребенка и заботясь о нем, родители могут оказывать «медвежью услугу». Ребенок может испытывать чувство неполноценности, снижение веры в собственные силы, у него может отсутствовать опыт проживания неудач и способности совершать волевые усилия для достижения цели. Зачастую гиперопекаемые дети и подростки могут использовать демонстрацию беспомощности как средство манипуляции окружающими. Н.В. Солнцева к факторам, препятствующим формированию выученной беспомощности, относит:

1. Опыт активного преодоления трудностей

Столкновение с проблемными ситуациями повышает сопротивляемость человека к неудачам, формирует устойчивость к фрустрирующим обстоятельствам, позволяет более осознанно и вдумчиво в дальнейшем подходить к решению жизненных задач, опираясь на имеющиеся условия. Легко достигнутый успех, напротив, детренирует сопротивляемость и не способствует повышению уверенности в своих силах.

2. Собственное поисковое поведение

Поисковая активность — это форма инстинктивного поведения, которая существует у нас с рождения и в процессе воспитания или развивается, или блокируется. При подавлении поисковой активности нарушается естественный «исследовательский» путь от проб и ошибок через инсайт к новому, творчески созданному решению. Последствия этого подавления не проходят бесследно, и выработанное в детстве состояние беспомощности остается в зрелом возрасте.

3. Психологические установки относительно своих успехов и неудач

Человек, полагающий, что его удачи случайны и обусловлены определенным стечением обстоятельств (счастливым случаем, чьей-то помощью), а неудачи закономерны и обусловлены его личными недостатками, пасует перед трудностями и подвержен обучению беспомощности быстрее, чем человек с противоположными установками.

4. Адекватная самооценка

Человек, адекватно оценивающий свои возможности, более устойчив к формированию выученной беспомощности, чем человек с чувством собственной неполноценности.

5. Оптимизм и поддержка со стороны ближайшего окружения

Оптимизм отражает веру человека в позитивный прогноз, связан с позитивным мышлением и потому является одним из важных факторов противодействия формированию выученной беспомощности. Адекватная и своевременная поддержка со стороны близких позволит ребенку избежать фиксации на неудаче и поспособствует попыткам преодолеть трудности в дальнейшем.

На разных этапах развития личности ребенка имеются уязвимые компоненты (эмоциональный, мотивационный, волевой, познавательный), нарушение развития которых способно спровоцировать возникновение состояния выученной беспомощности. Специфика взаимоотношений с социальным окружением на этих этапах развития играет важную роль в возникновении выученной беспомощности. Знание факторов, способствующих формированию выученной беспомощности, позволяет снизить восприимчивость конкретного ребенка к провоцирующим ситуациям и профилактировать данное состояние.
Поделиться:

Добавьте нас в источники:

Яндекс.Новости

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.