Александр Фёдорович Керенский: забытый правитель России

Керенский в 1917 году

140 лет назад, 4 мая 1881 года, в Симбирске, в том же самом городе, в котором в 1870 году родился Владимир Ильич Ленин, родился Александр Фёдорович Керенский — будущий глава Временного правительства. В 1917 году с его именем были связаны надежды на демократические перемены в стране, на обновление и процветание России. Однако вскоре они сменились всеобщим презрением, а затем и полным забвением. О роли Александра Керенского в истории и об исторической памяти о нём мы попросили рассказать известного историка, главного редактора научно-исторического журнала «Сибирский Архив» доктора исторических наук Владислава Кокоулина.

— Владислав Геннадьевич, Вы много лет занимаетесь историей революции и Гражданской войны и, конечно, не могли пройти мимо фигуры Александра Керенского. Сыграл ли он значительную роль в истории нашей страны или это был «правитель на час»?

— Конечно, Керенскому не очень повезло и в истории, и в исторической памяти. Действительно, он был ключевой фигурой в истории Февральской революции, был порождением этой революции и её характерным выразителем, символом. Его обожали, его портреты писали известные художники, ему посвящали стихи. Но уже летом 1917 г., ещё до прихода к власти большевиков, его стали изображать в карикатурном виде, а потом появилась известная история с его бегством из Зимнего дворца, переодетым в женское платье, кстати, ничего общего не имеющая с действительностью. В советское время о нём практически забыли, хотя он до 1970 года прожил в эмиграции, пережив Николая II ( при котором началась его карьера политика), Сталина, правление Хрущёва и начало правления Брежнева.

Как ни странно, но и в современной России интерес к Керенскому практически отсутствует — ему не ставят памятников, о нём не снимают фильмы, ни один политик и ни одна политическая или общественная организация не предлагают увековечить память о нём. Я даже думаю, что если кто-нибудь предложит поставить ему памятник, то вряд ли вокруг этого будет много споров, а тем более – «битв памяти», которые разворачиваются вокруг памятников Сталину или Колчаку.

Но на фигуру Керенского интересно посмотреть с точки зрения того, как и почему он стал самым известным российским политиком в 1917 году.

А почему он вообще стал политиком, когда это случилось? Был ли это его сознательный выбор или просто так сложились обстоятельства?

— Давайте вспомним биографию Керенского. Его родители были незнатного происхождения, но его отцу удалось быстро продвинуться наверх по служебной лестнице: он начал службу преподавателем словесности в Казанской классической гимназии, потом стал инспектором гимназии, затем директором гимназии в Вятке и, наконец, директором Симбирской мужской гимназии, в которой учился будущий вождь пролетариата Володя Ульянов. Именно на посту директора этой гимназии отец Керенского получил чин статского советника и потомственное дворянство. В Симбирске и родился Александр Керенский.

Уже в подростковые годы у Керенского стала развиваться та черта характера, без которой его нельзя представить себе в 1917 году — это стремление всегда находиться в центре внимания. Когда на него обращали внимание — он начинал действовать энергично, проявлял проницательность и инициативу. Но когда аудитория вдруг теряла к нему интерес — он тускнел прямо на глазах. Это, конечно, не лучшие качества для политика, что и сказалось в полной мере в 1917 году.

Когда его отца перевели на службу в Ташкент, Александр поехал туда вместе с родителями. И там произошёл эпизод, который очень ярко характеризует то, что в Александре Керенском видели будущую знаменитость. Речь идёт о его школьном дневнике, точнее, об одной записи в этом дневнике.

Это та запись, по поводу которой отец Керенского сказал, что «Мы сохраним этот дневник для истории»?

— Да, именно она. Александр попытался организовать младшеклассников для отпора старшеклассникам, которые иногда зло шутили над младшими, он составил список отряда для борьбы против шутников. Но список попал в руки директора, и он настоял на том, чтобы в дневник Керенского внесли соответствующую запись. Как видите, ничего особенного, ничего такого, что бы характеризовало выдающуюся личность. Но его отец был твёрдо уверен, что сына ожидает великое будущее.

Керенский, как известно, после гимназии поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Сыграла ли учёба в университете свою роль в становлении Керенского как политика и как он стал адвокатом после университета?

— В те годы учёба в университете несколько отличалась от современной ситуации. Тогда можно было поступить на один факультет, но посещать курсы лекций на других факультетах. Именно так и поступил Керенский, записавшись на курсы лекций по международному праву, истории отечественного права, политической экономии и правоведения. Кроме того, он прослушал курс лекций известного религиозного философа Николая Онуфриевича Лосского, и, по-видимому, они оказали решающее влияние на его политический выбор. В дальнейшем он примкнул не к социал-демократам, а к народникам, которые провозглашали не только материальное, но и духовное освобождение человека для получения политической свободы.

Однажды Керенскому пришлось выступить с политической речью. О чём была речь, он потом так и не вспомнил. Но зато он часто вспоминал, что именно это выступление предопределило его выбор — не учителя словесности или историка, а адвоката по политическим делам.

И вскоре судьба предоставила ему эту возможность. В 1906 году в ходе первой российской революции он отправился выступать на процессе против крестьян, которые разграбили помещичье имение. Керенский свою защиту построил на том, что крестьяне уже были наказаны помещиком, который вызвал карательную команду. Обвиняемые были оправданы. Дело попало в газеты, и Керенский почувствовал вкус того состояния, когда о тебе пишут и говорят.

После этого он активно включился в политические процессы, разъезжая по стране. Кстати, именно в это время он приобрёл тот образ, каким мы знаем его в 1917 году. Дело в том, что у него был большой нос и неаккуратные волосы, а борода и усы росли очень плохо и неровно, и выглядел с ними он очень неряшливо. Тогда он сбрил усы и бороду, а волосы подстриг «бобриком». Это давало возможность показать большой лоб и использовать мимику для придания дополнительных эмоций  его речам.

А как он попал в «большую политику»?

— В 1912 году он был избран в IV Государственную думу и стал руководителем фракции трудовиков. В думских выступлениях он усвоил простейшее правило — необходимо выступать как можно чаще, причём, совершенно не важно, по какому поводу. Главное, чтобы об этом написали в газетах.

Очень похоже на некоторых современных депутатов.

— Совершенно верно. Для политика, которого выбирают, необходимо быть постоянно на виду, чтобы о нём не забыли. Как сказал журналистам один из известных новосибирских политиков: «Мне всё равно, что вы обо мне напишете — хоть хорошо, хоть плохо. Главное — правильно пишите мою фамилию». Керенский в Думе работал на то, чтобы о нём постоянно писали. В итоге он стал одним из самых известных думских политиков. Тем более что некоторые его речи ходили в тысячах рукописных копий по всей стране. Любопытно, что часто эти речи редактировали в революционном духе анонимные переписчики, но это лишь придавало дополнительные штрихи к политическому облику Керенского.

Керенский в рабочем кабинете

Получается, что его участие в Февральской революции и карьерный взлёт — это стечение обстоятельств?

— Это действительно так. У каждого известного деятеля бывает свой «звёздный час» — удачное стечение обстоятельств позволяет полностью реализовать личные качества. Для Керенского таким часом стало 27 февраля 1917 года. Он спокойно спал утром, когда его разбудил телефонный звонок. Один думский депутат начал рассказывать Керенскому последние события — роспуск Думы. Керенский не раздумывал ни минуты, даже забыл позавтракать, быстро собрался и отправился в Думу. Когда он вошёл в зал заседаний, вбежал дежурный офицер и закричал, что его хотят убить солдаты. Все растерялись. Но не Керенский. Он выскочил на улицу, схватил первого же попавшегося солдата из бунтовщиков и назначил его «первым революционным караулом», которому поручил охранять «революционную» Государственную думу.

Вернувшись в Думу, он начал энергично сновать по коридорам, отдавая указания и подписывая какие-то бумаги. Конечно, суетливость — не лучшее качество, но в то время оно оказалось самым востребованным.

А как Керенский стал главой Временного правительства?

— Поначалу ему удалось войти во Временное правительство. Он очень не нравился другим членам этого правительства, но они понимали, что ситуация изменилась и необходимо иметь посредника между Временным правительством и Советом. Не будем забывать, что Керенский стал в это время также заместителем председателя (тогда эта должность называлась «товарищ председателя») Петроградского Совета.

2 марта он стал министром юстиции, а после очередного правительственного кризиса — главой (министром-председателем) Временного правительства. Он много выступал на митингах, к тому же это было время, когда Временное правительство принимало весьма демократические решения. В итоге он стал восприниматься как символ новой России, его рисовали известные художники — Репин и Бродский.

Именно про это написал позже Владимир Маяковский.

— Да, известные строки Владимира Владимировича:

Подшит к истории,
пронумерован и скреплен.
Его рисуют
и Бродский, и Репин.

И.Репин Портрет Керенского

Посмотрим на эти портреты. Репин изобразил Керенского в кабинете Зимнего дворца. Фигура Керенского расслаблена, он улыбается, что создаёт впечатление какой-то умиротворённости. Революционным, решительным Керенский изображён на портрете Бродского, который впоследствии писал весьма пафосные портреты другого революционного вождя — В.И. Ленина. Керенский у Бродского получился настоящим вождём.  Характерно, что в реальности Керенский не был ни тем, ни другим.

Но он очень импонировал толпе. Это было время надежд. И Керенский представлялся живым воплощением этих надежд. Он даже стал одеваться, как студент в чёрной тужурке со стоячим воротником — этакий пролетарий. Лишь потом он стал появляться во френче английского образца с характерной кепкой на военный лад.

И.Бродский Портрет Керенского

 

В июне 1917 года Керенский стал военным министром. Он даже однажды производил смотр гарнизона. Он сел на белого коня, на котором когда-то ездил Николай II. Ездить он не умел, поэтому сзади бежал конюх, чтобы поддержать Керенского, если он вдруг свалится с коня. Этот эпизод потом долго вспоминали современники.

Как раз про это писал Сергей Есенин.

— Это знаменитые строки:

Свобода взметнулась неистово.
И в розово-смрадном огне
Тогда над страною калифствовал
Керенский на белом коне.

А дальше — в стране нарастали продовольственные и топливные трудности, росли цены и очереди за продуктами, деньги печатались рулонами – 20- и 40-рублёвые «керенки» (нужное количество денег просто отрезали ножницами от рулона). И Керенский стал символом уже не надежд на процветание, а страха, депрессии и злорадства. Кто-то сочинил про него стихи следующего содержания:

Правит с бритою рожею
Россией растерянной
Не помазанник божий,
А присяжный поверенный.

Так исчез Керенский, которой был готов умереть за свободу. Но появился другой Керенский — обречённый человек, который только дожидается того, что его сменят у власти. От него требовали конкретных действий, а он не знал, что предпринять.

Что делал Керенский в октябрьские дни 1917 года?

— 25 октября он собирал бумаги в своём кабинете, но от усталости уснул. Через час пришёл адъютант и сообщил ему, что восставшие заняли телефонную станцию. Быстро перекусив и не успев допить чай, Керенский отправился в штаб. Когда восставшие заняли Зимний, в кабинете Керенского так и остался недопитый чай и открытая книга рассказов Чехова. Он, по-видимому, собирался вернуться в кабинет, но судьба распорядилась так, что вернуться он уже не смог никогда.

В штабе он столкнулся с хаосом. Выяснить что-либо не удавалось. Тогда он отправился в Гатчину, где, по его расчётам, должны были находиться войска. Но в Гатчине было спокойно, никто ничего не знал. Тогда он отправился в Псков в штаб Северного фронта. Но там выяснилось, что Временного правительства уже нет. Керенский попытался пробраться в Петроград, но в городе он столкнулся с угрозой расправы. Тогда его переодели в матроса и вывели за город. Политическая карьера Керенского закончилась.

Керенский на карикатуре

А чем он занимался последующие 53 года?

— Он оказался в эмиграции, где прожил почти до 90 лет. Работал в Гуверовском институте в США с коллекциями материалов по истории революции и Гражданской войны, писал мемуары. В мемуарах он рассказывал о том, как Февральская революция принесла стране свободу, а Корнилов и большевики эту свободу отняли.

Он не идеализировал Сталина, как сменовеховцы, которые считали, что СССР — это восстановленная Российская империя. Но он не стал и таким яростным противником СССР, как многие эмигранты, согласившиеся сотрудничать с Гитлером. Он записал в дневнике 28 июня 1941 года, что желает только одного — чтобы Красная Армия сохранила свою боеспособность хотя бы до осени 1941 года, а потом случится чудо — и русский народ сметёт гитлеровцев и спасёт демократию во всём мире. Конечно, Керенский немного идеализировал ситуацию, но в своих прогнозах он не ошибся.

Есть ли сегодня интерес к фигуре Александра Керенского?

— Ни один из политиков постсоветской России не заявил о том, что считает Керенского своим предшественником. Это связано как с советской политикой исторической памяти, которая попросту предала Керенского забвению, так и с тем, что Февральская революция в том виде, как её описал Керенский в своих мемуарах, воспринимается достаточно узким кругом либерально настроенной интеллигенции.

Керенский в эмиграции

А есть ли другие варианты восприятия Февральской революции?

—Да, сегодня существует четыре таких варианта.

Первый — трактовка Керенского и современной либеральной интеллигенции, что Февраль принёс свободу и демократию, а большевики её отняли у России в октябре 1917 года.

Второй — советский вариант, который разделяют современные коммунистические партии: Февральская революция была лишь предшественником Октябрьской революции, которая закономерно вытекала из всего предшествующего социально-экономического развития России.

Третий — трактовка православной церкви, которая находит отражение, например, в учебниках типа «Основы православной культуры»: не только Октябрьская, но и Февральская революция — это плохо, потому что она свергла «помазанника божьего» — канонизированного ныне российского императора Николая II и, якобы, привела к братоубийственной гражданской войне.

И, наконец, четвёртый, который поддерживается нынешней властью и разделяется массовым сознанием современных россиян: революция, конечно, плохо, но это историческое событие, «Великая русская революция», это «наша история», а сожалеть о самодержавии не нужно, оно себя изжило к 1917 г.

В итоге Александр Фёдорович Керенский оказался забытым не только в истории, но и в исторической памяти.

 

 

Поделиться:

Добавьте нас в источники:

Яндекс.Новости

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *