О роли психологической помощи родителям детей с ОВЗ

В рамках совместного проекта газеты «ЧС» и новосибирской общественной организации поддержки семей с детьми «Вектор» психолог Ирина Пономаренко рассуждает о значимости психологической поддержки для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии, как правило, является стрессом для всей семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка может быть причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всех членов семьи.

Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей чаще испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии, что, в свою очередь, влияет на отношение родителей к своим детям. Могут возникнуть определённые трудности как в диаде отношений родителя и ребёнка, так и в диаде супружеской пары.

Стресс, с которым, сталкиваются родители детей с ОВЗ, имеет следующие стадии:

1. «Шок». Родители находятся в состоянии растерянности, беспомощности, страха, у них может возникать чувство неполноценности. Члены семьи начинают искать «виновного», мать может испытывать чувство вины или негативные чувства к ребёнку.

2. «Неадекватное отношение к дефекту». Родители проявляют защитные реакции в отношении поставленного диагноза, такие как негативизм или отрицание.

3. «Частичное осознание дефекта ребёнка». Родители начинают понимать, что несут ответственность за ребёнка, но могут чувствовать собственную беспомощность в вопросах воспитания и ухода за ним. Осознание родителями, что они нуждаются в советах специалистов.

4. «Начало социально-психологической адаптации всех членов семьи». Родители принимают ситуацию и начинают строить свою деятельность с учётом особенностей ребёнка, активно сотрудничая со специалистами.

На глубину переживаний родителей может оказывать влияние диагноз ребёнка, выраженность нарушений, их стойкость, необратимость и длительность. Психологическая травма для родителей будет более глубокой, если они сами здоровы и не имеют серьёзных отклонений.

Не каждая семья может самостоятельно справиться с кризисными моментами, связанными с рождением и воспитанием ребенка с особыми потребностями, понять и принять его, научиться грамотным и плодотворным взаимоотношениям с ним.

Следовательно, чтобы пройти все эти стадии, родителям, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка. Только пережив горе, родители способны рассмотреть ситуацию спокойно и конструктивно подойти к решению всех вопросов, связанных с воспитанием и развитием особого ребенка. Поэтому существуют различные центры, где с детьми и их родителями работают специалисты, направляя их деятельность на достижение психологического благополучия.

Психологическая поддержка позволяет мобилизовать способности человека, оптимизировать его психологическое состояние, результатом чего является полное разрешение либо снижение воздействия актуальных психологических затруднений, которые препятствуют эффективному родительствованию. Возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки, найти наиболее конструктивное решение всех проблем — важные условия для преодоления кризисной ситуации.

Как отмечает М. И. Лисина, каждому современному родителю необходимо, учитывая особенности развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, быть готовыми поиску эффективного стиля воспитания, к особенностям взаимодействия с ребенком, друг с другом и социальным окружением.

Поделиться:

Добавьте нас в источники:

Яндекс.Новости

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *