Детство: все опасности этого мира

глаза ребёнка

Фото Павла Разуваева

Подготовить детей ко всем опасностям, подстерегающим их в суровой реальной жизни и не менее суровой – виртуальной, невозможно. Но стремиться к тому, чтобы максимально эффективно защитить ребёнка от несчастных случаев и болезней, от вовлечения в преступные и антиморальные компании, естественно, необходимо.

Чтобы не вырастить монстра

С какими детскими проблемами до сих пор не могут справиться в Новосибирской области? По информации уполномоченного по правам ребёнка региона Надежды Болтенко, в прошлом году количество жалоб увеличилось на 15 процентов. И подавляющее большинство людей искали помощи у омбудсмена, пытаясь защитить детей от насилия. Более шестисот раз пришлось вмешиваться Болтенко в ситуации, которые угрожали жизни и здоровью детей.

Безнадзорность, беспризорность, правонарушения несовершеннолетних – проблемы чуть ли не вечные. Этой зимой в Новосибирске прогремел случай, когда подросток напал на девочку в лифте. Его установили, задержали. Чуть ли не уголовное дело завели о попытке изнасилования. Мать мальчика обратилась к уполномоченному: оградите моего ребёнка от травли.

— Стали разбираться, — рассказала Надежда Болтенко, — и выяснилось, что парня затравили одноклассники. По их приказу он решился на такой поступок. А происшествие сразу появилось в интернете и СМИ. Как быть в такой ситуации, как сделать так, чтобы не исковеркать жизнь этому мальчику? Следственные органы разберутся, кто прав, а кто виноват. Наша задача, чтобы из него не вырос в дальнейшем монстр.

Фото Сергея Завражных

Запретить нельзя смотреть

Омбудсмен не скрывает: слишком уж редко родители обращают внимание на то, на каких примерах, тиражируемых в СМИ и соцсетях, растут их дети. От сцен насилия, описаний смертельных аварий и пожаров, смакования извращений, издевательств над людьми и животными в интернете просто-напросто деваться некуда.

— Самое распространённое предложение родителей в случаях, когда обнаруживают контент, наносящий вред их детям, — запретить, — говорит Болтенко. – Но мы ведь с вами понимаем, что невозможно запретить интернет, запретить средствам массовой информации сообщать, например, о происшествиях – нереально. Я считаю, что мы должны работать точечно, досконально разбираться в каждом случае, угрожающем физическому и психическому здоровью ребёнка. К сожалению, родители ещё не приучены к тому, чтобы реагировать на такое вмешательство в детскую психику. Чем больше бы фактов к нам поступало о подобных нарушениях, тем эффективнее мы бы реагировали. Потому что по результатам работы над каждым обращением мы начинаем понимать, где недосмотрели, где нужно что-то изменить, а где-то – и запретить распространение негативной информации. Ведь мы подключаем при наших разбирательствах и полицию, и ФСБ, и Роскомнадзор. Но в то же время часто родители замалчивают проблемы с детьми, чтобы не выносить свои беды на всеобщее обсуждение. Согласитесь, таких родителей можно понять. Увы, волшебной таблетки от таких проблем не существует.

Коронавирусное детство

Коронавирусная пандемия, конечно же, изменила жизнь и детей. И, увы, не в лучшую сторону. Им, к примеру, так же, как и взрослым, пришлось сидеть в обсерваторах. И родители совершенно справедливо сразу стали бить в набат: ведь обсерваторы оказались мало приспособлены к необходимости предоставить малышам детское питание и памперсы, к уходу за младенцами, к развлечению подростков… А все эти, казалось бы, мелочи – сказываются и на физическом, и на психологическом здоровье несовершеннолетних.

А как скажется на будущем развитии школьников повальное дистанционное обучение, сейчас остаётся только гадать. И для родителей, и для органов власти дистант поставил неожиданную проблему: чем занять детей, которые оказались привязаны к своим квартирам? Пришлось быстро перестроить всю внешкольную работу. Ведь оставить ребёнка без интересных для него занятий – прямой путь к росту преступности среди несовершеннолетних.

Фото Сергея Завражных

Неизвестно, насколько это связано с коронавирусом, но обострилась проблема мест в детских садах для детей до трёх лет. В прошлом году эта проблема стала одной из основных в обращениях к детскому омбудсмену.

— Если мы все предыдущие годы говорили, что надо обеспечить местами в детских садах детей от трёх до семи лет, то сегодня ситуация изменилась: не хватает мест детям с полутора до трёх лет, — рассказала Болтенко.

Надежда Болтенко. Фото Павла Разуваева

Проблем, связанных с особенностями коронавирусного воспитания и ковидной жизни детей, множество. В Новосибирской области даже создали оперативный штаб при областном министерстве образования, который в круглосуточном режиме до сих пор принимает звонки от родителей по самым различным вопросам.

— Первоначально штаб был организован для решения вопросов дистанционного обучения, — говорит руководитель оперштаба Оксана Василенко. — Со временем пришлось отвечать на все вопросы в отрасли образования. Формат нашей работы остаётся достаточно уникальным для всей России – мы работаем как единый канал связи – без выходных и праздничных дней. Нам можно звонить и писать в любое время. Причём, мы не являемся структурой правительства региона, работаем как общественники, без применения закона о работе с обращениями граждан. Нам не пишут объяснительные директоры школ, мы работаем бездокументарно. Наша задача – понять проблему, с которой к нам обратился родитель, и в кратчайшие сроки её устранить. За этот, как я его называю, пандемический год штаб принял свыше двенадцати тысяч обращений.

Фото Сергея Завражных

Крепитесь, дети, скоро лето

Какие новые испытания обрушатся на детей в ближайшее время? Конечно же, им предстоит справиться с проверкой на прочность во время наступающего каникулярного лета. В условиях продолжающихся ковидных ограничений сделать это будет сложнее, чем до пандемии. Отлично, что открыли для детей летние оздоровительные лагеря. Но есть нюансы. Родителей, например, к детям в лагеря не пустят. Да и работа персонала детских лагерей отдыха нынешним летом будет до боли схожа с самоизоляцией и проживанием в обсерваторах. Подавляющее большинство из них должно будет заезжать вместе с детьми и не отлучаться из лагеря до конца смены. Запретили проводить и массовые мероприятия.

Персонал детских лагерей отдыха пройдёт обязательное ПЦР-тестирование на коронавирусную инфекцию, прежде чем приступить к работе. Об этом корреспонденту ЧС-ИНФО сообщил замминистра образования НСО Владимир Щукин. По его словам, заставлять делать прививки работников никто не будет. Но всё же предпочтение отдадут тем, кто привит от ковида.

 

Фото Сергея Завражных

— При подборе работников в летние оздоровительные лагеря рекомендовано обратить внимание в первую очередь на привлечение тех, кто привит и имеет антитела к ковиду, — рассказал Владимир Щукин. – По санитарным правилам, не зависимо от того, привит или не привит сотрудник, имеются у него антитела или нет, проводится ПЦР-анализ не позднее, чем за три дня до начала работы в лагере.

Владимир Щукин. Фото Павла Разуваева

По информации замминистра, эта ситуация рассматривалась на комиссии по чрезвычайным ситуациям. Принято решение о выделении дополнительных средств министерству здравоохранения для организации ПЦР-тестирования всех, кто будет обслуживать детские лагеря отдыха.

В правительстве региона рассчитывают, что в оздоровительных загородных и пришкольных лагерях отдохнут более ста тысяч детей. Подробности сообщил заместитель губернатора Сергей Нелюбов:

— В загородных лагерях отдохнут порядка 40 тысяч детей, ещё свыше 60 тысяч ребят проведут часть летних каникул в лагерях дневного пребывания, которые откроются на базе 957 образовательных организаций. Особые условия пребывания будут созданы в стационарных лагерях для сотрудников, которые будут работать в закрытом режиме: весь персонал будет заезжать с детьми и в течение одной смены находиться в лагере без выезда. Сотрудники лагерей, работающих в открытом режиме, смогут выезжать из лагерей, но раз в неделю они должны будут проходить тест ПЦР, – подчеркнул Сергей Нелюбов.

Фото Сергея Завражных

А жить-то где?

Более чем достаточно и других, совсем недетских, на самом деле, проблем у тех, кто вступает во взрослую жизнь. Одна из самых «вечных» у детей-сирот – обеспечение их жильём. Как отмечают в прокуратуре региона, количество детей-сирот, не реализовавших возникшее право на предоставление жилого помещения, в области постоянно растёт. Вот несколько красноречивых цифр. На 1 января 2017 года не обеспеченных жильём детей-сирот было 3 тысячи 586 человек. На 1 января 2021 года — уже 5 тысяч 151. А на 1 апреля 2021-го — уже 5 тысяч 313.

Детям-сиротам, достигшим совершеннолетия, по федеральному закону, как известно, положено выдавать квартиры. Но в Новосибирской области, впрочем, как и по всей стране, у муниципалитетов денег на покупку такого количества жилья катастрофически не хватает.

Чтобы хоть как-то начинать решать эту проблему, на последней сессии депутаты законодательного собрания региона приняли в первом чтении закон, по которому дети-сироты смогут получать вместо положенных квартир сертификат на покупку жилья.

Фото Сергея Завражных

— С согласия гражданина, которому положено выделение жилья, предоставляется выплата в виде сертификата. Размер выплаты рассчитывается, исходя из размера жилой площади 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Новосибирской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на третий квартал года, предшествующего году предоставления выплаты, — пояснил министр труда и социального развития Новосибирской области Ярослав Фролов.

При этом, по новому закону, сертификат будет доступен не для всех сирот. Для его получения нужно соответствовать нескольким нормам. Социальную выплату на приобретение жилья предоставят однократно и исключительно в заявительном порядке. И ещё – сертификат планируется выдавать только по желанию лиц, достигших 23-летнего возраста, если они до этого времени квартиру ещё не получили. При этом сирота должен перед получением сертификата официально работать не менее полугода. Дополнительные условия: у сирот не должно быть неснятой или непогашенной судимости. Сироты не должны проходить по уголовным делам в качестве подозреваемых или обвиняемых. Они не должны состоять на учёте в нарко- или психоневрологических диспансерах. И они должны быть полностью дееспособны.

Но и это ещё не всё. За жилищным сертификатом сиротам по-прежнему нужно будет постоять в очереди. Только в порядке общей очерёдности намерены выдавать их в регионе. Так что, вполне возможно, одна очередь будет перетекать в другую. На какое количество жилищных сертификатов у региона хватит денег, пока не понятно.

Действующий порядок предоставления квартир сиротам, естественно, останется в силе. И есть надежда, что новый региональный закон всё-таки поможет облегчить разрешение проблемы по обеспечению детей-сирот жильём. Надежда ведь, как известно, умирает последней.
Поделиться:

 

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

 

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *