«Трансхимэкспорт»: двигаться вперед, несмотря на факторы нестабильности

О потенциале развития отечественного сельского хозяйства, перспективах создания конкурентоспособных и высокотехнологичных объектов в Новосибирской области, влиянии пандемии и падения экономики на реализацию одного из самых масштабных инвестпроектов в агропромышленном комплексе (АПК) региона в интервью нашему корреспонденту рассказал генеральный директор холдинга «Трансхимэкспорт» Алексей Воротников.

Холдинг «Трансхимэкспорт» уже несколько лет вкладывает сотни миллионов рублей в АПК Новосибирской области. Инвестиционный проект компании общей стоимостью более двух миллиардов рублей — это высокотехнологичный элеваторный комплекс в городе Купино, который после реконструкции в два раза увеличит объем хранения зерна (до 150 тысяч тонн), а также, в возможной перспективе, строительство маслоэкстракционного завода.

Шаги на пути к мировому рынку зерна

А. И. Воротников

— Алексей Иванович, на сегодняшний день «Трансхимэкспорт» благополучно развивает бизнес по перевалке угля, что мало связано с агропромышленным комплексом. Откуда интерес к сельскому хозяйству и почему Новосибирская область?

— Сельскохозяйственный бизнес в Новосибирской области — это одна из ступеней проекта холдинга по созданию собственного аграрного кластера. Мы намерены побороться за рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Сейчас основными поставщиками зерна на самый большой рынок в мире являются США, Канада, Австралия, Аргентина и ЕС. Их доля экспорта составляет 84% от всего объема мировой торговли. Для расширения сбыта в данном направлении нужно только создать инфраструктуру и стабильную цепочку поставки от поля до конечного потребителя.

— Именно поэтому Новосибирская область?

— Уверен, что зайти на рынок АТР будет интересно аграриям не только из Сибири. Заинтересуются соседние регионы, Хабаровский и Приморский края, остальные субъекты федерации. Что касается Новосибирской области, то здесь большой зерновой потенциал, реализовать который мешают ряд сложностей. Это не только трудности с устаревшими технологиями по выращиванию, обработке и хранению зерна, но и проблемы со сбытом продукции, вызванные плохой транспортной доступностью. Мы планируем изменить ситуацию. Для нас это крупный инфраструктурный проект, к развитию которого холдинг подходит комплексно.


Инновационные агротехнологии в действии

— Расскажите про ваши планы по реконструкции элеватора и рапсовые поля в Новосибирской области.

— Сейчас модернизация Купинского элеватора находится на стадии проектирования, поставщик оборудования и подрядчик определены, необходимые земельные участки и инфраструктура в наличии, подготовлена строительная площадка, начались поставки стройматериалов. Фактически заново будут отстроены подъездные пути, ж/д и автомобильная приёмка.

Что касается рапса, то он у нас особый: с высокими показателями масличности и олеиновой кислоты. Его выращиваем на полях нашей компании «Сибзернопром» на площади более 15 тысяч гектаров земли. Здесь мы можем получать чистый продукт и не опасаться переопыления: до нас эту культуру на зерно в Купинском районе никто не выращивал.

Ранее считалось, что выращивание рапса в регионе — занятие рискованное. Мы доказали: благодаря современным технологиям возможно всё. Урожайность на наших полях выше средней по России: в 2019 году, например, собрали 20,3 центнера с гектара. Для сравнения: средняя урожайность по Новосибирской области составила 13,3 центнера с гектара, а по России — 14,8. Однако необходимо соблюдать севооборот и не сеять масличные по масличным.

— Алексей Иванович, как вы считаете, в чем секрет успеха?

— Необходимо использовать не только качественный посевной материал, но и обрабатывать почву от сорняков и вредителей особым образом, так, чтобы не повредить пчелам и шмелям. Плюс мы используем самые современные и мощные комбайны, благодаря которым не теряется практически ни одного зернышка, а агроном в онлайн-режиме получает данные об урожайности и состоянии почвы. В прошлом году на уборку урожая вышли двенадцать мощнейших комбайнов производства мировых лидеров Case IH’s Axial-Flow 8240 и John Deere S780, жатки Honey Bee и MacDon, бункеры-накопители Bourgault. Работать на такой технике — всё равно что ехать на дорогой машине по дороге с хорошим асфальтовым покрытием. Подобной технической оснащенностью в России мало кто может похвастаться.

На сегодня мы инвестировали более полутора миллиардов рублей в техническое оснащение, разработку земель, минерализацию почв, на создание конкурентоспособных и высокотехнологичных объектов в региональном сельском хозяйстве.

— На ваш взгляд, что должно быть важным для тех, кто хочет заниматься инвестициями в российский АПК?

— Думаю, очень важно, чтобы комфортно и выгодно было не только инвесторам, но и всей территории. Потенциал аграрного бизнеса и эффективное развитие сельских территорий напрямую зависят и от состояния транспортной, социальной, коммунальной инфраструктуры. Например, если дорогу из Купино в Метелёво, где находятся наши поля, покроют асфальтом, от этого выиграем не только мы, но и те хозяйства, через которые проходит эта дорога.

Капитализация бизнеса зависит и от объёма инвестиций, и от среды, в которой этот бизнес развивается. Поэтому мы хотим заинтересовать выращиванием рапса местных сельхозпроизводителей и фермерские хозяйства и показываем, насколько эффективными могут быть современные агротехнологии. Это будет взаимовыгодное сотрудничество. С одной стороны, мы сможем получать сырьё для нашего маслоэкстракционного завода для вывода предприятия на проектную мощность. С другой стороны, аграрии получат возможность переработки своей продукции в регионе, стабильный канал сбыта на новые рынки стран АТР, а значит, и дополнительную прибыль.


Пандемия «утяжеляет» планы и инвестпроекты

— Как отразилась пандемия на ваших планах? Пришлось ли вносить корректировки по срокам, размерам инвестиций?

— 2020 год, конечно, со своими особенностями, но ничего глобально плохого в нем не произошло. Да, была пандемия, засуха, рост цен на удобрения, семена, средства защиты растений и запчасти, рост цен на зерновые и масличные культуры, а вдобавок ко всему — ограничение сбыта на рапс, подсолнечник и зерновые, в том числе — и из развивающихся удаленных регионов.

Вопрос не в том, плохо или хорошо ограничение сбыта масличных (правительство Российской Федерации, я уверен, принимает решения, аккуратно взвешивая все «за» и «против»), вопрос в том, как это повлияет на аграриев и на жизнь сельхозсектора. Все это просто увеличивает цену каждой конкретной ошибки для того, кто ее совершает. А ошибаются все, в том числе — сельхозпроизводители.

Просто чем больше существует факторов нестабильности, тем дороже обходится реализация любого продвижения вперед. С момента принятия решения о модернизации Купинского элеватора, который входит в «Трансхимэкспорт», до сегодняшнего дня цена реализации проекта по разным причинам (курсовые разницы, увеличение стоимости затрат на транспорт, стройку, материалы, корректировка технологических процессов и так далее) выросла примерно в 1,9 раза, но мы не останавливаем его.

Да, ситуация изменилась. Но это не значит, что мы должны отказаться от своих планов, это значит, что мы двигаемся вперед, пока видим в этом смысл и перспективы не только для бизнеса, но и для людей и региона.

Ирина Романюк

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *