С животными проблем нет, самый опасный зверь — двуногий

Фото предоставил главный охотовед ГКУ НСО «Природоохранная инспекция» Иван Ольх.

Главный охотовед самого большого заказника Новосибирской области накануне своего профессионального праздника – День работника леса, который в этом году отмечают 19 сентября – рассказал «ЧС-ИНФО» об особенностях своей службы на заповедных территориях. 

Интересных моментов, связанных с работой, у Михаила Пахомова – опытного охотоведа, за трудовую деятельность накопилось немало. В «Сузунском заказнике» он трудится более 30 лет. Ежедневно на лесных просторах Михаилу Михайловичу встречаются разные дикие звери, но, по его мнению, ни один из них не представляет такой опасности, как человек, заходящий на территорию заказника с преступными намерениями. Михаил Пахомов – из трудовой династии работников заповедных зон. Он не понаслышке знает, что такое сибирский бор и какая интересная, а местами тяжёлая жизнь протекает в лесных чащах. Именно Михаил Михайлович принимал участие в задержании группы браконьеров, которые массово убивали лосей в «Сузунском заказнике» в прошлом году.

Тогда поимка убийц лосей была похожа на настоящую спецоперацию: сотрудники местного РОВД совместно с оперативниками уголовного розыска и СОБРа задержали восемь человек, которые безжалостно расправлялись с копытными животными, а после вывозили и продавали незаконно добытое мясо. После этого в разных СМИ была опубликована информация о том, что по факту этого резонансного инцидента было возбуждено порядка 10 уголовных дел по статье 258 УК РФ — «Незаконная охота».

Лось пробирается через снег в одном из заказников Новосибирской области. Фото предоставил старший охотовед ГКУ НСО «Природоохранная инспекция» Иван Ольх.

Как рассказал Михаил Михайлович, браконьеры часто заходят на территории заповедных зон, но такой дикости ещё себе не позволяли: загоняли и убивали в основном лосих, которые не могли покинуть недавно рождённых телят. Их незаконные охотники травили собаками.

— У нас все, кто занимается незаконной охотой, стоят на галочке. И несмотря на то, что у многих из браконьеров имеются административные наказания, штрафы, они все равно продолжают ездить в заказники как на работу, — рассказывает старший охотовед Михаил Пахомов, — пять лет назад я выловил браконьеров с пятью убитыми лосями, так их до сих пор не наказали, за сроком давности им вообще всё списали, в прошлом году уже другие преступники взялись за массовое истребление лосей с целью обогащения за счёт продажи их туш, так и над ними никакого суда ещё не было…

Несмотря на то, что Михаил Михайлович начал работать не в самое спокойное для нашей страны время, сам он рассказывает, что тогда было всё по-другому, с браконьерами был короткий разговор, а наказание следовало сразу же за преступлением.

— Выходит так, что судебная система в отношении незаконных охотников работает не так хорошо, как в 1980-х, я захватил те времена, когда всё работало так: поймал браконьера с лосем – в течение недели все следственные мероприятия проводились, преступник получал 2,5 года колонии и разговор окончен, — вспоминает охотовед, — а сейчас взяли на себя 21 эпизод, а по факту там было больше, чем 21, а суда еще никакого и не было до сих пор…

Как признаётся сам работник леса, после такого бывает руки опускаются. Но лес оставить он не хочет и не может. Для Михаила Михайловича – это второй дом. Здесь же трудился и его отец – тоже Михаил Михайлович Пахомов.

Старший охотовед Сузунского заказника Михаил Михайлович Пахомов-младший. Фото: КП

— Сам я родился в Черепановском районе, в посёлке Виноград, Сузунский заказник – вон, за забором виднелся, там работал егерем мой отец, бабушка и дедушка лесниками были, — говорит мой собеседник.

Самая известная история, связанная с династией Пахомовых-егерей, прогремела в далёком 1985 году. Тогда семья Михаила Михайловича по воли случая стала приёмной для маленькой лосихи. В мае её случайно обнаружили в посёлке. Животное лежало в траве и не могло долго держаться на ногах. Как предположили тогда местные жители, скорее всего её родителей могли убить браконьеры, поэтому она вышла из леса к людям.

Ничего лучше, кроме как «передать» такой подарок из чащи егерю Пахомову — отцу моего собеседника, народ не мог придумать. И не зря. Мама Михаила — Валентина Андреевна Пахомова, заведующая сельским клубом, выкормила коровьим молоком лосиху и назвала Майкой. Так она и прожила в семье егеря, пока её не определили в специальный питомник близ Новосибирска.

Задавать вопрос «Как часто вы встречаетесь с дикими животными и не страшно ли с ними пересекаться в лесу?» опытному охотоведу, наверное, странное дело, но я все-таки спрашиваю. На что Михаил Михайлович отвечает мне, как человек, которому его профессия дала понять одну простую, но верную истину: «С лосями, кабанами, косулями я встречаюсь часто, ежедневно сталкиваюсь, и с ними проблем нет, в отличие от человека со злым умыслом, самый опасный зверь – это по-прежнему двуногий».

На фото на самая лосиха Майка.
Фото: КП

Для справки:

Сузунский заказник – самый большой заказник Новосибирской области. Общая площадь 136 тысяч гектаров. Чтобы объехать его по периметру, охотоведам приходится преодолевать расстояние почти в 500 километров. В Сузунский заказник трижды выпускали лосят из Новосибирского зоопарка, за последние два года – четыре особи. Судьбу каждого из них охотоведы стараются отслеживать.

Накануне профессионального праздника работников леса, ЧС-ИНФО рассказал в большом интервью с руководителем ГКУ НСО «Природоохранная инспекция» Владимиром Елиным о том, как работают охотоведы, какие типичные нарушения выявляются в заказниках чаще всего и как правильно вести себя при встрече с диким животным.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *