Что нужно знать о синдроме дефицита внимания и гиперактивности

«ЧС» продолжает совместный проект с новосибирской общественной организацией поддержки семей с детьми «Вектор». Психолог Ирина Пономаренко рассказывает о такой распространенной в наше время проблеме как синдром дефицита внимания и гиперактивности, который часто диагностируют у современных детей.

СДВГ — это распространенное явление, встречающееся у 5—10 процентов всех детей школьного возраста. В настоящий момент известно, что данное явление не всегда проходит с взрослением, и немалая часть людей страдает от него также и в подростковом, и во взрослом возрасте. Поэтому очень важно знать основные принципы взаимодействия с такими детьми, чтобы минимизировать негативные последствия данного синдрома, мешающие гармоничной социализации ребенка.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это заболевание, связанное с нарушением развития нервной системы ребенка. Чаще всего заболевание проявляется в возрасте семи лет, с началом регулярного обучения. СДВГ характеризуется невнимательностью и высокой отвлекаемостью ребенка на занятиях, избыточной двигательной активностью, импульсивным поведением, проблемами в социальном общении. Симптомы должны присутствовать не менее полугода.

Симптомы:

Невнимательность

1. Допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе или в процессе игры (пропускает детали, не соблюдает правила).
2. С трудом остаётся сосредоточенным во время разговоров или длительного чтения.
3. Часто не следует инструкциям и не завершает школьные задания (начинает задания, но быстро теряет фокус и легко отвлекается).
4. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задач: материалы и вещи в беспорядке, не следит за временем и сроками выполнения.
5. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, книги, ключи, документы, мобильные телефоны).

Гиперактивность и импульсивность

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, извивается на месте.
2. Встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, пытается куда-то залезть, причём, в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Чрезмерно говорлив.
6. Часто отвечает до того, как вопрос задан до конца (например, завершает предложения людей, не может ждать поворота в разговоре).
7. С трудом дожидается, когда наступит его или её черёд (например, в живой очереди).
8. Часто перебивает или вторгается к другим (например, встревает в разговоры, игры или дела; может взять чужие вещи без спроса или не дожидаясь разрешения).

Лечение и коррекция поведения

Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть, включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться у врача-невролога, психиатра, а также регулярно заниматься с детским нейропсихологом.

Как взаимодействовать с ребенком?

1. Гиперактивные дети невосприимчивы к выговорам и наказаниям, но быстро реагируют на похвалу. Нужно формулировать инструкции четко и ясно. Не стоит давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности.
2. Следите за соблюдением режима дня: четко регулируйте время приема пищи, прогулок, игр, домашних занятий, сна.
3. Нужно предоставлять малышу возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге.
4. Запрещая что-либо, надо помнить: запретов не должно быть много. Ребенок должен знать о последствиях нарушения этих запретов. Наказание должно следовать за провинностями сразу, незамедлительно, иначе оно не будет правильно понято ребенком.
5. Ребенка можно только оценивать, то есть давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную — его поступкам. Например, сказать: «Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно, надо вести себя так». Нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими детьми.
6. Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр.
7. После того как ребенок пришел домой, необходимо уделить ему внимание хотя бы в течение одного часа. За это время ребенок сможет выговориться и поделиться с вами тем, что его беспокоило в течение дня. Перед сном (за 2-3 часа) полезны прогулки на свежем воздухе.
8. Необходимо регулярно проводить легкий успокаивающий массаж и выполнять упражнения на расслабление с целью снятия избыточного напряжения.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *