Образование: услуга, право или обязанность? Колонка главного редактора

Абрам Харьковский. Награда учителю.

Абрам Харьковский. Награда учителю.

Незадолго до Дня учителя был опубликован Перечень поручений Президента по итогам заседания Президиума Государственного совета. Одно из них касается того, что образование больше не будут называть «услугой».

С тех пор как в российском законодательстве появилось словосочетание «образовательная услуга», споры по поводу корректности этой формулировки не утихают. Время от времени вносятся инициативы об изменении этого понятия. Но пока в «Законе об образовании в РФ» остаются такие фразы как: «Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется…» и подобные.

27 сентября был опубликован утвержденный перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 25 августа 2021 года. И главным из них, судя по резонансу в обществе, было признано «Пр-1808ГС, п.1 ж-1»: рассмотрение вопросов об исключении из законодательства об образовании понятия «образовательная услуга». Ответственным за исполнение назначен премьер-министр  Михаил Мишустин, а срок — 1 марта 2022 года.

Кстати, вскоре после этого министр просвещения РФ Сергей Кравцов прокомментировал, как идет работа по данному вопросу: «По итогам поручения Госсовета принято решение исключить понятие «образовательные услуги» из деятельности учителя. Потому что учитель точно не оказывает услуги. Учитель, прежде всего, — это признание, миссия, воспитание, служение». Также он заявил, что поправки в закон об образовании уже готовы.

Казалось бы, почему такое большое внимание одному единственному слову? В конце концов, не всё ли равно, как именно назвать процесс образования в законе, ведь на саму работу это не влияет… Но не зря говорят: как вы яхту назовете, так она и поплывет…

Мой ученикВажно отметить, что образование в СССР считалось одним из лучших в мире и ставилось в пример в других странах. Тогда как к сегодняшней системе нареканий очень много. Ситуацию явно надо срочно менять. С чего-то придется начинать, так почему бы не с того, чтобы хотя бы перестать относиться к образованию как к услуге (не важно, коммерческой или социальной)? Ведь это сразу создаёт определенные перекосы в этой сфере. Причём, со всех сторон.

Прежде всего, это влияет на государственный аппарат. Критерии успешности образовательных учреждений становятся всё более формальными год от года. Руководителей школ и других организаций вынуждают нарабатывать конкретные показатели, просто «для галочки», чтобы отразить в отчётности, якобы работа в этом направлении идёт. Но как реально это отражается на качестве обучения, зачастую вообще невозможно проверить. В итоге преподаватели и администрация нагружаются никому не нужной бумажной работой, значительную часть дня учителя занимаются составлением планов и отчетов, а на реальный учебный процесс остается всё меньше времени. Но если образование — это всего лишь услуга, то такой подход не удивляет…

В итоге в учителя всё реже идут по призванию и из реального желания нести свет подрастающему поколению. В педагогические институты поступают по принципу «больше никуда не прошел». А на работу в школу — «больше никуда не взяли». Падение престижа профессии учителя только усугубляется шумными скандалами в прессе по поводу «пикантных» фотографий учителей в социальных сетях и других спорных ситуаций с родителями и учениками. Учитель оказывается сразу на нескольких линиях огня. К нему придираются все: государство, администрация школы и населенного пункта, родители, а порой и сами ученики… Вот и получается, что оказывать образовательные услуги идут люди, мало заинтересованные в профессии — просто ради заработка.

С родителями и учениками всё ещё хуже. Чем дальше, тем больше и те и другие привыкают, так сказать, «качать права» (порой даже младшеклассники!). Ещё бы, ведь они получают услугу и требуют её оказания в том виде и объеме, в котором сами считают нужным. При этом не задумываясь, что сами, не являясь профессионалами в этой сфере, могут не понимать важных нюансов. Привычка снимать всё и вся на видео, выкладывать в социальные сети, и чуть что — писать жалобу в прокуратуру тоже добавляет проблем. Отсюда вырастают некрасивые конфликты, которые радостно подхватывают социальные сети и недобросовестные СМИ. В итоге хорошие специалисты уходят из профессии, и вся сфера стремительными темпами деградирует… В такой ситуации не удивительно, что многие родители стараются переводить своих детей на так называемое семейное обучение. И если так будет продолжаться, то эта тенденция будет лишь нарастать.

Возможно, осознав всё это, государство и решило, наконец, отказаться от понятия «образовательная услуга» полностью. Правда, пока не совсем ясно, чем именно его заменят…

Что же такое образование для современной России? Или, точнее, чем оно должно быть? Для власти, безусловно, это обязанность — в Конституции РФ написано, что государство должно предоставить своим гражданам возможность получить образование, независимо от того, где именно они живут и какой имеют доход. Для учителей, как уже было сказано выше, это призвание и миссия. А для учеников и их родителей — священное право, которым стоит пользоваться ответственно.

Марина Вдовик,
главный редактор газеты «ЧС» и сайта ЧС-ИНФО

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *