Александр Гришин: транспортную систему Новосибирска ждут большие перемены

Руководитель продуктовой линии «Транспортные карты» ЗАО «Золотая Корона» Александр Гришин рассказал об актуальных трендах цифровизации сферы городского общественного транспорта, о том, почему платить через qr-коды выгодно и смогут ли россияне обходиться одной транспортной картой, путешествуя по России.

15 лет постоянной эволюции

Современный мир развивается крайне динамично. Яркий пример — транспортные карты. Всего чуть более 10 лет назад поисковики при соответствующем запросе выдавали атласы автодорог. Сейчас уже сложно найти человека, который бы не знал и не пользовался таким способом оплаты проезда в общественном транспорте. И во многом это заслуга «Золотой Короны».

Наша система «Электронный проездной» была внедрена в Новосибирске 15 лет назад и стала одним из первых проектов организации безналичных платежей в общественном транспорте России. И самым передовым технологически. Например, именно в Новосибирске впервые были внедрены единые транспортные карты, позволяющие оплачивать проезд на всех видах общественного транспорта, включая метрополитен. Проект оказался столь удачным, а IT-решения настолько удобными, что компания постоянно расширяет географию своего присутствия. Сегодня система работает в 37 российских регионах и вышла за пределы страны. В 2015 году был запущен первый зарубежный проект: единая карта оплаты проезда в общественном транспорте Алматы «Онай», расплатиться которой можно в автобусах, троллейбусах и метро.

Сейчас в системе «Электронный проездной» в общей сложности более 50 миллионов пользователей, более 9 миллионов активных транспортных карт, по которым ежегодно совершается около 1,9 миллиарда поездок.

— Александр Александрович, в каком направлении развиваются транспортные платежные технологии? Грозит ли транспортным картам в виде пластиковых прямоугольников уход в небытие?

— Само понятие транспортных карт, думаю, никуда не денется до тех пор, пока будут перевозчики и пассажиры. Но видоизменяться они будут обязательно и в соответствии с трендами в IT-технологиях. Сейчас прослеживается несколько векторов развития. Прежде всего, это цифровизация. Наверняка, уже в ближайшие год-два мы забудем, что такое офлайновые транспортные карты. Больше не будет необходимости прикладывать карту к чему-то для пополнения баланса. Все перейдет в онлайн, в цифровое пространство. Это и онлайн-карты, и возможность оплаты qr-кодом через систему быстрых платежей (СБП) Банка России. Кстати, она интересна транспортникам своим дешевым тарифом за обработку операций.

Еще один тренд в том, что все средства оплаты, которыми люди пользуются, должны обслуживаться и на транспорте. Конечно, за исключением совсем уж экзотических финансовых инструментов. И транспортная система должна быть к этому готова.

Третий момент — это комплексная автоматизация, включающая в себя безналичную оплату, диспетчеризацию и системы подсчета пассажиропотока. Благодаря сбору и анализу этих данных у перевозчиков и властей откроются новые возможности для придания нового уровня качества транспортного обслуживания населения.

Объединить транспортное пространство

— В 2020 году вы, несмотря на пандемию, запустили транспортный роуминг.

— Да, это было поистине революционное решение, благодаря которому человек может уехать в другой регион и оплачивать проезд ТК своего — так называемого домашнего — региона. Сейчас уже шесть регионов подключились к этой системе. Это технически не сложно, было бы желание участников рынка. Наверное, объединение всей страны транспортным роумингом — процесс небыстрый, но можно было бы начать с создания региональных узлов — в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, в Центральном регионе и на юге России. В рамках таких роуминговых хабов можно достаточно оперативно наладить взаимоприем транспортных карт. Уверен, что жителям соседствующих регионов такая возможность была бы интересна. Ну и, конечно, было бы хорошо интегрироваться с Москвой и Санкт-Петербургом. Это оценят и федеральные льготники, и командировочные, и туристы.

— Возможно ли объединить им всю Россию?

— Это уже практически решенный вопрос. Дело в том, что в стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли России Минтранса РФ есть отдельный раздел, который называется «Зеленый коридор пассажира». Проект должен быть реализован к 2030 году. Он подразумевает возможность для пассажира выбор маршрута и проезд по единому билету, бесшовный, без дополнительных действий и не только в черте города. По сути, это и есть наш транспортный роуминг, но в который входят не только городские, но и междугородние, железнодорожные и авиаперевозки.

— Как технически это возможно?

— Сейчас звучат идеи о создании новой системы, но я считаю, что гораздо эффективнее внедрять дополнительные опции, применяя новые IT-разработки и делая надстройки в уже существующих решениях. Принимая решение о модернизации, власти должны учитывать экономический, технологический, социальный аспекты и реальные возможности существующих систем. Это позволит оптимизировать систему максимально эффективно и безболезненно. Ведь не всегда новое — это лучше. А имеющиеся в России системы уже доказали свою работоспособность.

Транспортная система — как швейцарские часы

— Оцените ситуацию в Новосибирске.

— Транспортная система «Электронный проездной — Новосибирск», программные решения для которой разрабатывает «Золотая Корона», а оператором выступает МУП «Пассажиртрансснаб», все 15 лет работает надежно и бесперебойно. Как швейцарские часы. Далеко не каждый регион может похвастаться такими возможностями, какие есть у пользователей транспортных карт Новосибирска.

— Какие планы на будущее?

— Транспортную систему Новосибирска ждут большие перемены. Недавно мы вновь выиграли конкурс мэрии на поставку услуг транспортной системы «Электронный проездной», и на этот год у нас намечены масштабные работы по модернизации. Наша цель — чтобы любой житель региона мог воспользоваться всеми новинками, которые у нас есть. Например, мы планируем внедрить оплату по QR-кодам, а также реализовать возможность выпуска в мобильном телефоне виртуальной транспортной карты — от «пластика» тогда можно будет отказаться. Все транспортные карты будут переведены на онлайн-технологию, в частности, это коснется и льготных категорий пассажиров, у них появится возможность оформить социальную транспортную карту через портал Госуслуг и сразу же получить ее в свой мобильный телефон.
Сейчас идет интеграция с экспресс-пригородом. Чуть сложнее с автовокзалами, но, думаю, и этот вопрос будет решен. Властями рассматривается вопрос введения бескондукторной системы оплаты проезда.
Станет проще передвигаться по городу — в транспорте можно будет делать пересадки и мультимодальные поездки по единому билету, если такой способ оплаты проезда будет принят на соответствующем уровне: город и/или область.

— Расскажите о вашей команде?

— Сейчас команда «Транспортных и социальных карт» насчитывает порядка ста человек. Нужно отметить, что такими квалификациями в сфере безналичных расчётов на транспорте в России не обладает никто. Это коллектив серьезных и высококвалифицированных профессионалов. Молодой и креативный. Под стать нашему проекту, который не дает скучать и почивать на лаврах.

Сочетание интересных задач, бурно развивающегося направления, постоянных вызовов со стороны рынка, заказчиков и конкурентов и регулярного появления новых решений и технологий приводит к тому, что работать очень интересно. Сейчас стоят цели не только обеспечить внедрение самых последних технических наработок, но и нужно сокращать время выхода решений на рынок. Наращивать свои компетенции и минимум раз в год удивлять рынок и радовать пользователей новыми фишками.

— В преддверии профессионального праздника что бы вы пожелали работникам транспортной отрасли?

— Хочу от имени всего коллектива продуктовой линии «Транспортная карта» ЗАО «Золотая Корона» со всей искренностью поздравить коллег с профессиональным праздником. Мы благодарим вас за профессионализм, ответственность и готовность к конструктивному диалогу. Желаем вам зеленого света для всех начинаний, надёжных и верных попутчиков на жизненном пути, широкой и ровной дороги к поставленным целям! Здоровья и благополучия вам и вашим близким!

Ирина Романюк

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *