Золотой Меркурий Новосибирская марка

Коммунальный мост и жизнь до него

Мы привыкли к нему настолько, что перестали замечать. Стали относиться как к данности, как к чему-то обычному. Даже старожилы города зачастую уже просто не помнят, как Новосибирск жил без него. Без первого автомобильного моста, соединившего два берега Оби, который мы зовём то Коммунальным, то Октябрьским.

Мост сегодня
(фото Сергея Завражных)

А между тем, мост этот практически вдвое моложе Новосибирска. В городе, ведущем свой официальный отсчёт с 1893 года, не было постоянной связи между берегами более полувека. До 1955 года. Просто представьте, около половины своей жизни Новосибирск был разрезан надвое рекой…

Сначала было Кривощёково, на левом берегу. Потом появился железнодорожный мост, поселение строителей на правом, и как-то так получилось, что вся деловая активность Новониколаевска сконцентрировалась именно на правом берегу. Город рос, и, в общем-то, ни река, ни город друг другу не мешали. Люди селились преимущественно по берегам Оби, каждый второй имел лодку. Так что, если что-то было надо на другом берегу, мог легко туда сплавать или воспользоваться услугами парома. Ну а зимой — так и вообще можно за пять минут перебежать на лыжах реку по льду.


Существовал также прообраз пригородной электрички. Паровоз, который утром и вечером курсировал по железнодорожному мосту с берега на берег, перевозя работников предприятий с работы и на работу.
Но город рос. Людей становилось всё больше, появлялись автомобили, увеличивался грузо- и пассажиропоток. Паровоза с несколькими вагонами два раза в сутки уже было недостаточно. Паром не справлялся…

Об автомобильном мосте заговорили в 30-х годах, и существовало даже несколько проектов, готовых к реализации. Один из них, кстати, подготовил Владимир Шухов. Да-да, тот самый, что проектировал первый нефтепровод Российской Империи. Тот самый, кто первым в мире начал использовать сетчатые оболочки, без которых немыслимо современное строительство. Тот самый, чья сетчатая башня высотой 160 метров стала символом Советского теле- и радиовещания и до сих пор стоит на Шаболовке, куда устремляются сотни туристов, чтобы увидеть её!

Но проект Шухова, как и несколько других, канул в Лету. Денег городу не дали. А потом грянула Великая Отечественная, давшая мощный толчок в развитии Новосибирска вообще и левого берега — в частности.
Эвакуированные из европейской части России предприятия оседали в Новосибирске где придётся. На более-менее пригодных для этого площадках. О городском планировании тогда никто не думал. Было не до того, чтобы рассуждать, как будет жить город, в котором два берега примерно равнозначны по значению, но между ними — могучая река. Не думали о будущих пробках. Некогда было думать. Нужно было выживать…


И тогда вопрос об автомобильно-пешеходном мосте встал срочно и остро, и «сверху» пришёл приказ: построить мост НЕМЕДЛЕННО!

Понтонный мост построили в рекордные сроки, практически за месяц. Приказ пришел в августе 41-го, а мост построили уже к сентябрю. Узкий, качающийся на воде, но прочно связавший два берега стабильной переправой. Которую, кстати, в любой момент можно было раздвинуть, пропуская речные суда. Здесь вам не Петербург с его разводными мостами… Здесь мост просто разрывался по середине.

Где он находился? Найдите на карте улицу Понтонную. Как вы думаете, почему она так называется? Вот то-то и оно!

Война закончилась, и ещё десять лет после неё город жил в прежнем режиме: разделённый неодолимой преградой. Зимой — проще: работает ледовая переправа. Летом — сложнее: понтонный мост — узкий, рассчитанный только на одностороннее движение. Ну, а в межсезонье — город снова на несколько недель разрывался пополам.

В 1952 году решение о строительстве моста было-таки принято. Денег дали, работа закипела. Четыре сотни рабочих приехали на стройку, преимущественно с Украины. Опытные, матёрые верхолазы и инженеры, за плечами которых была война и восстановление разрушенных мостов на Украине. Сибирский климат был для них в новинку, но, несмотря на суровые условия, работа шла полным ходом даже в 40-градусные морозы.


Расположились рабочие в здании бывшей школы, спроектированной Крячковым, что близ нынешней станции метро «Речной вокзал». Каждый новосибирец знает эту школу, правда, под другим именем: театр «Старый дом».

Мост построили за три года и открыли 20 октября 1955 года, приурочив это событие к годовщине Октябрьской Революции. Так он и получил своё второе имя: Октябрьский мост. Но первое — Коммунальный — тоже вполне официальное.

Со строительством моста связаны две легенды. Первая гласит, что Иван Афанасьев, тогдашний председатель горисполкома, никак не мог «протолкнуть» в Москве строительство моста. Ходил по министерствам,
обивал пороги чиновников, но на всё слышал один ответ: «Денег нет!». И тогда, уже готовый вернуться в Новосибирск с пустыми руками, он позвонил человеку, которому звонить не рисковал никто. Человеку, которого боялась вся страна. Лаврентию Павловичу Берии. Берия выслушал, согласился с доводами о том, что мост Новосибирску нужен, и обещал разобраться.

И уже через пару дней решение было согласовано на самом верху.

Ну, а вторая легенда активно тиражируется в СМИ вот уже много лет. Легенда о том, что до строительства моста город жил сразу в двух часовых поясах. Левый берег — МСК+3 часа, а правый — МСК+4 часа.

Доля правды в этом есть, но доля небольшая. Действительно, в первой половине XX века граница часового пояса проходила в аккурат по Оби, а поскольку город был разделён рекой пополам, можно было бы предположить, что и время на двух его берегах будет разным. Но…


В декрете СНК РСФСР от 8 февраля 1919 года «О введении счёта времени по международной системе часовых поясов» было чётко и недвусмысленно прописано: «При проведении границы пояса по реке или железной дороге прилегающая к реке или железной дороге полоса смежного пояса шириной 10 вёрст относится к тому же часовому поясу, к которому отнесена река или железная дорога».

Так что роль Коммунального моста в жизни нашего города переоценить невозможно. Но вот к чему он совершенно не имел отношения, так это к изменению счёта времени в Новосибирске.

Кирилл Кудряшов, писатель
Фото: Мультимедийный архив Новосибирской области

Поделиться:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *