Власть по вертикали: самоуправление делают одноуровневым

госдума

В России хотят вновь переделать основы власти на местах. В Госдуму РФ внесён законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

Обновляя закон о региональной власти, решено взяться и за власть муниципальную. Соответствующий законопроект уже предложено рассмотреть 26 января следующего года. Как утверждают разработчики, проект федерального закона подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти, которые были внесены туда с поправками 2020 года. И вот как поясняется необходимость нововведений:

— В соответствии с конституционными основами единства публичной власти законопроектом выстраивается обновленная модель организации и деятельности органов местного самоуправления, — говорится в пояснительной записке к новому закону. — Законопроект предусматривает уточнение компетенции органов местного самоуправления в целях приведения ее в соответствие с правовой природой местного самоуправления. Кроме того, существование конструкции, предполагающей закрепление в федеральном законодательстве и вопросов местного значения и полномочий по их решению приводит к путанице при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы местного значения являются одним из элементов компетенции органов местного самоуправления, при этом, исходя из действующих формулировок, конкурируют по содержанию с закрепленными в федеральных законах полномочиями. Законопроектом предусматривается закрепление непосредственно полномочий органов местного самоуправления.

Что же предлагается сделать? Самое, на мой взгляд, существенное для людей изменение касается местных властей небольших поселений. Законопроект, уже одобренный, кстати говоря, профильными комитетами ГД РФ, упраздняет, по большому счёту, местное управление в сельских и городских поселениях. Таким образом, Россия должна, по сути, перейти на одноуровневую систему местного самоуправления. В итоге останутся только городские и муниципальные округа (в городах федерального значения предусмотрены, правда, и внутригородские районы). Ну, а поселения останутся без собственных органов управления. Не будет у них ни глав, ни депутатов. Рулить всей жизнью в деревнях и посёлках начнут, что называется, сверху.

— Одноуровневая организация местного самоуправления, — считают авторы законопроекта, — позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению. Предлагаемый подход, учитывая высокую дотационность, а также широко применяемую практику перераспределения полномочий с поселенческого уровня на региональный, передачи поселениями своих полномочий органам местного самоуправления муниципальных районов на основе соглашений (в отдельных случаях вплоть до 100%), позволит повысить эффективность органов местного самоуправления, укрепить финансовую основу их деятельности.

Логика в этих аргументах, согласитесь, присутствует. Ну нет у властей деревень да посёлков таких средств, чтобы скажем, дорогу поострить до райцентра или новую школу построить. Поэтому и сегодня их вынуждены финансировать за счёт регионального бюджета. Да и выборы глав и Советов депутатов в таких муниципалитетов, где живёт тысяча-две, а то и меньше, людей, каждый раз требуют слишком много средств. И действительно, нужна ли вся эта нервотрёпка с выборами глав каждой, даже самой малюсенькой деревеньки? Тем более, что обязанностей у них появляется – воз и маленькая тележка, а прав и реальных возможностей практически уже не осталось.

Поэтому авторы законопроекта и настаивают:

— Перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения внутригородских муниципальных образований, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, — отмечается в пояснительной    записке.

То есть, выстраивая вертикаль власти на региональном уровне, все вопросы местного уровня также предлагается решать как можно более централизованно. Что из этого получится, пока предсказать невозможно. Но очевидно, что реформа местного самоуправления до сих пор так и не смогла наладить чёткий механизм социально-экономического развития на селе, учитывающий все особенности российской сельской действительности.

Вместе с такой повальной «вертикализацией» власти естественным выглядит предложение о том, чтобы на глав городов и районов особое влияние оказывал глава субъекта РФ. И по новому законопроекту, предлагается, чтобы кандидатуры руководителей городов и муниципальных районов предлагал губернатор.

И, естественно, тут же предлагается, что отправлять в отставку мэра города тоже будет руководитель региона. Он, конечно же, получает возможность самостоятельно решать, за что и когда смещать любого главу муниципалитета. Много ли от этого будет пользы? Сомневаюсь.

Сомневается в этом и мэр Новосибирска Анатолий Локоть. По его мнению, новый закон не очень-то и нужен, потому что региональное правительство и мэрия успешно сотрудничают.

— В случае принятия нового закона в предложенной редакции действующая конструкция управления и взаимоотношений будет ликвидирована. Изменения потребуют больших усилий и ресурсов, — цитирует телеграм-канал «Зона 54» новосибирского мэра.

Настороженное отношение Локтя к новому закону вполне объяснимо. Вот как описывается в пояснительной записке к законопроекту подчинённость мэров:

— Усиливается ответственность глав муниципальных образований и глав местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, — пишут инициаторы преобразований в местном самоуправлении. — Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. С соответствующей инициативой высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться в представительный орган муниципального образования. Также высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации. При этом, если в течение месяца со дня вынесения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации предупреждения, объявления выговора главе муниципального образования, главе местной администрации указанными должностными лицами не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, объявления выговора, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации.

Как видите, у федеральной власти появилась идея поставить мэров да других муниципальных руководителей практически в прямое подчинение главе региона. Таким образом выстраивается чёткая вертикаль: президент- губернатор-мэр.

Основная часть нового закона, по предложению авторов законопроекта, должна вступить в силу с 1 января 2023 года. Но при этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период. За это время страна должна будет перейти к одноуровневой организации местного самоуправления.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *