Золотой Меркурий Новосибирская марка

Мошенники научились использовать данные портала Госуслуг для оформления займов

мошенники, кража

Фото: yakutia-daily.ru

С начала осени текущего года Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде зафиксировал более 300 жалоб.

В Центр поступило 309 обращений из-за мошеннических операций с аккаунтами пользователей сервиса Госуслуги. Злоумышленники получали цифровые копии документов, а затем с помощью них оформляли займы.

Как рассказала журналистам директор Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Людмила Куровская, в октябре этого года к ним обратился гражданин, который узнал о займах, оформленных на его имя без его ведома.

Как действуют мошенники

Преступники от имени пострадавшего обратились к оператору мобильной связи и попросили на время отключить его мобильный номер от сети. Именно тогда, когда у мужчины не было возможности выйти на связь, мошенники получили доступ к его учётной записи на Госуслугах, где и скопировали его персональные данные.

По словам Куровской, злоумышленники сделали поддельную цифровую копию паспорта с личными сведениями потерпевшего и фотографией преступника. После чего с этими данными отправили заявки в семь микрофинансовых организаций, в которых и получили деньги.

Спустя время мужчине начали звонить представители МФО с требованием вернуть займ, а также проценты. Пострадавший решил через Госуслуги запросить справки из бюро кредитных историй, чтобы понять, действительно ли долги, о которых ему сообщили кредиторы, существуют. Информация подтвердилась.

Помимо этого, в истории посещений своего аккаунта мужчина заметил вход с чужих устройств, что говорило о взломе данных.

В итоге эксперты Центра подготовили от имени потерпевшего заявления о недействительности договоров займа, которые отправили в микрофинансовые компании. Несколько организаций аннулировали мошеннические сделки и задолженность заявителя. Ещё две МФО продолжают начислять проценты. Сейчас юристы Центра подали на эти организации в суд с иском о признании договоров займа недействительными.

О цифрах

С начала осени 2021 года в Центр граждане обратились более 300 раз. Больше всего жалоб поступило на мошенничества из-за утечки персональных данных. И это не только оформление незаконных кредитов, но и звонки на мобильный, во время которых злоумышленники вводят жертву в заблуждение с помощью придуманных сценариев. Самые распространённые из которых — фатальные ситуации с близкими родственниками или попытками списания денежных средств с банковских счетов. При этом преступники во время телефонных разговоров убедительно отыгрывают роли банковских работников или сотрудников МВД, что у жертвы не остаётся сомнений в рассказанном мифе, после чего гражданин добровольно переводит свои средства на счёт аферистов.

Согласно публичному отчёту Центра за текущий год, 50% полученных обращений связаны с мошенничеством в цифровой среде с использованием персональных данных. 10% жалоб — это утечка персональных данных при их обработке.

Для справки: 

Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде начал работу в сентябре 2021 года. Это самостоятельное структурное подразделение федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр», подведомственного Роскомнадзору.

Ранее ЧС-ИНФО сообщал, что россияне за три квартала 2021 года набрали микрозаймы на сумму более 300 миллиардов рублей. В настоящее время это рекордные показатели.

Поделиться:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *