О нынешних и прошлых студентах. Колонка к Татьяниному дню

Фото из архива музея истории ТГУ

По просьбе «ЧС» кандидат исторических наук, директор Новосибирского городского открытого колледжа, старший научный сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований Национального исследовательского Томского государственного университета Сергей Чернышов в Татьянин день рассуждает об особенностях современного студенчества.

Этой осенью на развалах одного из букинистических магазинов Томска мне попался советский еще роман Тамары Каленковой «Университетская роща». Это история про судьбу основателя Сибирского ботанического сада и одного из первых сотрудников Императорского Томского университета Порфирия Крылова. В нем, как и положено, можно найти много смыслов и сюжетных линий, но к Татьяниному дню роман ценен тем, что в нем ясно видно, чем студенчество конца 19 века отличается от нынешнего.

Итак, что такое Томск в конце 19 века, к моменту открытия университета? Для начала — путь до города. Крылов добирается туда вначале на конных повозках до Тюмени, причем в пути на Сибирском тракте на него нападают бандиты, а жителям придорожных сел приходится объяснять буквально на пальцах, что такое «у-ни-вер-си-тет». Из Тюмени — на пароходе, почти неделю. В Томске он видит, как за строящимися корпусами университета бедняки и их дети ногами месят глину и делают из нее кирпичи, каждый вручную. Эти кирпичи станут стенами университета. А еще он встречает в Томске купцов, разжившихся на местной золотой лихорадке и разных транзитных делах, низкопробный местный театр, в общем — обычную жизнь сибирского провинциального города.

И вот на этом фоне — университет. А в нем — первые студенты, которые приехали со всей Сибири и Дальнего Востока изучать медицину, а позже — юриспруденцию. Они ходят в форме, копаются в ботанических развалах, режут забальзамированные трупы, подписывают петиции и протестуют против жестокого обращения со студентами вначале Казанского, а затем — Тартуского университета, дают уроки детям местной элиты, и затем, конечно же, втягиваются в революционное движение и обсуждают идеи Кропоткина и Маркса при свете сальных свечей.

Словом, студенты в конце 19 века для купеческого Томска — это инородное тело, которое, с одной стороны, удивляет и обескураживает местных жителей, а с другой — является их проводником в какую-то совсем другую, «большую» цивилизацию, где кипят научные страсти и обсуждаются судьбы мира. А еще студенты — это корпорация, которая собирается в поточной аудитории и объявляет ректору университета, что занятия на этот месяц отменяются — в знак протеста, ради солидарности, да, в общем, даже неважно почему. Просто — отменяются, потому что так решили студенты.

Романтизм совсем непрактичных для бюргерской жизни идеалов и поиск истины, несмотря на бытовые трудности, — пожалуй, это главное, что изменилось в студентах за последние 100—150 лет. Зачем учиться в университете в 20-е годы 21-го века? Чтобы устроиться на хорошую работу, быть полезным для рынка труда, получить современную профессию — можете продолжить этот список сами. Этот конгломерат версий, несмотря на кажущуюся практичность, имеет очень существенный недостаток: он утверждает, что студенчество должно подстраиваться под существующий мир, но никак не должно посягать на то, чтобы его менять.

А оно должно именно менять мир. Потому что иначе в Томске конца 19 века в университете положено было бы учить купеческое дело, а не ботанику и римское право. Проходить практику в речном порту, а не отправляться в экспедиции для изучения флоры Горного Алтая. С высоты прошедших вот уже почти полутора веков это кажется нам абсурдным, но не менее абсурдным будет казаться нашим потомкам нынешняя идея о том, что университеты нужны для рынка труда, а студенчество — для того, чтобы стать качественными кадрами.

Сами студенты вовсе не изменились — им все так же свойственен юношеский максимализм, любопытство, авантюризм, лень и бесшабашность. Они все такие же умные разгильдяи — не больше, но и не меньше, чем прошлое и позапрошлое поколения. Но вот тем, кто берет на себя смелость и ответственность вести их к какой-то мечте, нужно говорить им абсурдные для короткого нынешнего момента, но самые верные для большого развития слова: будьте непрактичными, смотрите вперед, а не под ноги и позвольте себе изменить мир вокруг. Если не ради этого, то ради чего тогда быть студентом?

Сергей Чернышов

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *