Есть вопрос: что делать, если цена в чеке и на ценнике не совпадают? Куда обращаться и что показал опрос среди новосибирцев
С ситуацией, когда стоимость товара отличается от цифр в чеке, ежедневно сталкиваются новосибирцы. На чьей стороне правда – покупателя или магазина, который забыл поменять ценник после окончания акции? С таким вопросом в редакцию ЧС-ИНФО обратилась жительница Новосибирска.
«Увидела в магазине кофе по акции, решила купить – когда еще будет скидка 30 процентов. Но на кассе пробивается другая цена, на 100 рублей больше. Из объяснения кассира, понимаю, что одна акция закончилась, а скидка, но другая и небольшая – осталась. Что делать, вернуть товар или мне должны продать товар по цене, указанной на ценнике?» — описала ситуацию Анна, жительница Новосибирска.
Это не первая и явно не последняя жалоба по данному поводу. О загадочном росте стоимости товара от прилавка до кассы, читатели частенько сообщают ЧС-ИНФО. А ведь алгоритм решения такой ситуации четко прописан в Гражданском кодексе РФ и Законе «О защите прав потребителей».
Выставление товара в месте продажи — на прилавках, в витринах, на стойках в центре торгового зала и т.п., с указанием любой информации о товаре, в том числе его стоимости, признается публичной офертой (статьи № 437, 494 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2463, продавец- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес, длина, ширина и другие параметры). Таким образом, цена товара, заявленная продавцом в ценнике, является составляющей публичной оферты – условием публичного договора о розничной купле- продаже.
Проще говоря, отказ продавца продать товар по цене, указанной на ценнике, является уклонением от заключения публичного договора, что в силу пункта 3 статьи № 426 Гражданского кодекса РФ, не допускается и является нарушение закона.
В таком случае есть несколько вариантов решения проблемы:
— потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор и возмещении причиненных убытков. Смело ссылайтесь на пункт 4 статьи № 445 ГК РФ. Можно еще и про моральный ущерб упомянуть.
— При возникновении спора с кассиром по данному вопросу следует обратиться с претензией к должностному лицу — директору, управляющему, заведующему отделом, а при их отсутствии составить претензию продавцу и направить ее по почте в адрес его местонахождения (государственной регистрации) с обязательным уведомлением о вручении. Информация с наименованием торговой организации, ее адресом должна быть размещена в Уголке покупателя.
Теперь о том, какие требования потребитель вправе указать в претензии на основании статей № 15, 151, 393, пункт 3 статьи 426, пункт 4 статьи 445 ГК РФ и статей №12,13, 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
— о продаже товара по цене, указанной в ценнике;
— о возмещении убытков;
— компенсации морального вреда.
Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи покупателю кассового или товарного чека, так прописано в статье № 493 ГК РФ.
Можно товар вернуть. Согласно пункта 1 статьи № 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае обнаружения покупателем в кассовом чеке цены, превышающей указанной в ценнике, он вправе в разумный срок отказаться от покупки и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения убытков, причиненных предоставлением недостоверной информацией о цене товара. Скажем товар купили, приехали домой и увидели несоответствие в чеке. По словам юристов, в данном случае в разряд убытков можно включить транспортные расходы, покупку пакета и праздничную упаковку товара. Насчет испорченного настроения, вдруг торт, предназначался ребенку на день рождения – вопрос спорный. Впрочем, в Новосибирске был прецедент, когда магазин вернул разницу в стоимости кулинарного изделия и цены в чеке, и в знак извинения вручил пару шоколадок для именинника.
Важный момент. К претензии обязательно стоит приложить копии: кассового чека, фотографию торговых витрин, ценников вместе с товарами, выставленными в торговом зале для продажи.
В случае отказа в рассмотрении претензии или ее неудовлетворении в добровольном порядке, покупатель вправе обратиться в суд, поскольку разрешением такого рода споров наделены судебные органы, что указано в пункте 1 статьи №11 ГК РФ), а также в Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области.
Для разъяснения и получения консультаций потребители также могут обращаться:
— в Единый консультационный центр Роспотребнадзора: 8 800-555-49-43 (по России звонок бесплатный);
— в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области»: 8 (383)223-35-33;
— на «горячую линию» Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области: 8-800-350-50-60.
Мнение
Остается добавить, что, проведя небольшой опрос среди новосибирцев, ЧС-ИНФО выяснил, что в таких ситуациях побывали около 90 процентов опрошенных. 20 процентов- перестали заходить в «нечестные» магазины, половине — после разборок с администраторами (не с кассиром!) удалось получить товар по заявленной на ценнике стоимости, три человека из 50 просто оставили товар на кассе и ушли. И только двое написали претензию в магазин и на сайт Роспотребнадзора. Не любит наш народ связываться с надзорными органами. Мирно разрешить ситуацию с тортиком удалось только одному – про него мы выше рассказали. А еще, в Заельцовском районе Новосибирска, после ряда обращений на официальный сайт супермаркета, администрация компании просто поменяла команду продавцов. Ситуация изменилась, но ненадолго.