Судьба науки — в руках практиков
У Новосибирска, являющегося одним из центров российской науки, в современных условиях есть шанс превратиться в локомотив реального сектора экономики.
Как сделать так, чтобы результаты научных исследований находили свое полное применение в экономике, редакции «ЧС-Инфо» рассказал директор Конструкторско-технологического института научного приборостроения Сибирского отделения Российской академии наук Петр Завьялов.
Неиспользуемый потенциал
— Нужно ликвидировать разрыв между наукой и производством, который стал очень заметным в последние годы, — считает директор Конструкторско-технологического института. — Сейчас спрос на научные исследования и разработки упал. Крайне мало потребителей наших услуг со стороны отечественной промышленности. Можно сказать, что промышленность деградировала, а наука в значительной степени вынуждена работать на зарубежного заказчика. Требуется изменить подход к деятельности научных организаций, чтобы они отошли от наукометрии и усилили свою прикладную деятельность. У нас до сих пор, благодаря специалистам, получившим образование еще при СССР, остается большое количество грамотных научно-технических сотрудников в различных институтах системы СО РАН. Россия пока остается одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке. Мы уступаем лишь Китаю, США и Японии. Этот потенциал необходимо использовать, особенно в условиях жестких санкций Запада и провозглашенной ориентации на отечественное импортозамещение разнообразной продукции: станков, комплектующих деталей и приборов.
Результат — в приборах, а не в статьях
В последнее время отечественная наука ушла в сторону фундаментально-теоретических исследований. Парадоксально, но эффективность научных сотрудников и научных институтов оценивается по количеству публикаций, причем, в зарубежных журналах и интернет-ресурсах, включенных в информационные системы Web of Science и Scopus. Институты сами себе ставят задачи, которые зачастую слабо связаны с проблемами отечественного народного хозяйства. Существующая система Госзадания измеряется опять же в публикациях и не предусматривает показателей о проведенных прикладных исследованиях и их внедрении на производстве. Такой расклад наблюдается по всем основным источникам финансирования науки (Госзадание, РФФИ, РНФ и другие фонды). То есть, можно сделать вывод, что перед российской наукой государство серьёзно и не ставит никаких прикладных задач. Практика существующих государственных программ поддержки НИОКР подразумевает участие предприятий производственной сферы в новых прикладных научных разработках, но базируется на существенном софинансировании. То есть, заказчик — предприятие реального сектора экономики — должен оплатить половину всех издержек будущей разработки. Конечно же, на таких условиях промышленники, как правило, работать не хотят или не могут.
Мы много работаем с китайскими институтами, вот у них требуется, в первую очередь, конечный результат. Статьи они пишут в последнюю очередь, и у нас должно быть так же.
— Наш институт обладает всеми компетенциями в области современного приборостроения, поэтому мы выступили с инициативой создать на своей базе «Приборостроительный центр коллективного использования», — отмечает Петр Завьялов. — При минимальном финансировании в объеме менее одного миллиарда рублей это позволит создать в кратчайшие сроки современный инжиниринговый центр, способный решать задачи доведения научных разработок до стадии опытных образцов и мелкосерийного производства. Для таких НИОКР нужны комплексные усилия учёных, инженеров, программистов, конструкторов, технологов. В таком центре мы их всех сможем объединить. И, по моим ощущениям, около трети всех научных институтов Новосибирска уже сейчас могут существенно нарастить свою инновационную результативность. Нужно только создать соответствующую материально-техническую базу и структуры. Для этого необходимо пойти по пути создания сети КБ и инжиниринговых центров, ориентированных на создание инновационной продукции.
Новый подход к науке
Конструкторско-технологический институт научного приборостроения не первый год сотрудничает с такими отечественными гигантами экономики как: Роскосмос, Росатом, Министерство обороны, РЖД. Институт участвует в проектировании и создании уникального научного оборудования для Сибирского кольцевого источника фотонов (СКИФ) в наукограде Кольцово. По мнению директора института, создание КБ нового типа позволит ежегодно наращивать объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не меньше чем на 20-30 %. В свою очередь, это даст не меньшее увеличение объема готовой продукции — приборов, которые не имеют российских аналогов и до сих пор закупались на Западе. Такой эффект будет достигнут за счет того, что помещения и подготовленные люди есть, нужна только политическая воля и оснащение современными станками и оборудованием.
— Есть скелет, нужны мышцы, — так кратко прокомментировал нынешнее положение института Петр Завьялов. — Сейчас мы отстаем от Запада, той же Германии, примерно лет на 10-20 в области лазерных технологий и изготовления приборов оптики. Мы готовы за короткий срок сократить это отставание, но все упирается в электронную начинку: различные контроллеры, программируемые логические матрицы (ПЛМ) и многое другое. Здесь отставание очень большое. Даже Китай не может полностью обеспечить себя всей номенклатурой электронной компонентной базы. Тут, конечно, будет много проблем, которые придётся решать совместными усилиями.
В заключение директор Конструкторско-технологического института научного приборостроения очень тепло отозвался о советском опыте индустриализации:
— Когда читаешь про времена Великой Отечественной войны, подготовки к ней и послевоенного восстановления, возникает ощущение, что тогда время текло совсем по-другому. Там за год успевали сделать то, что у нас и за 10 лет не делается. Надо всего лишь вспомнить старое и научиться заново так же работать. Сконцентрировать все силы на критических направлениях и как можно скорее достичь поставленной цели.
Роман Сидоров