Войти в разумок: как взрослели дети в дореволюционной России

Жанна Сорокина — руководитель Музея этнографии детства собирает интересные факты о жизненном укладе крестьян конца XIX — начала XX века. Для этого она отправляется в этнографические экспедиции — в деревни и сёла к старожилам. Фото: Александра Фоменко

Панки, деревянные кони и полено — это всё значимые для ребёнка, жившего в конце XIX — начале XX веков, вещи. Их использовали в повседневной жизни. Как? ЧС-ИНФО узнал об этом в новосибирском Музее этнографии детства.

Как жили дети в старину, как взрослели, во что играли – не так просто себе представить сейчас. Детство современных малышей заметно отличается от того, что было 100 лет назад.

Жизнь каждого человека начинается с рождения и младенчества. Однако, в дореволюционной России, впрочем, как и в России современной, родители готовились к появлению малыша заранее. В доме появлялся главный атрибут младенца – маленькая кроватка.

С особым трепетом и тщательностью будущие мама и папа заботились о безопасности своего дитя. Считалось, что люльку, колыбельку или зыбку – названий было немало – нельзя оставлять пустой, иначе злой дух мог поселиться там и подменить ребёнка, когда тот появится на свет. Чтобы «спасти» дитя от этой участи, в ещё пустую люльку клали полено, укутанное в пелёнки. Так злых духов обманывали. Помимо этого, каждого младенца до года свивали специальным пеленальным поясом. Делалось это тоже особенным образом, перевязывая пупок. Тоже для защиты от злых духов.

Кукол чаще всего мастерили из подручных средств самостоятельно. Реже, если повезёт, — покупали на ярмарках. На фото — как раз пример такой промысловой куклы, выполненной мастером.
А это куколка самодельная. Разница сразу видна.

Первый год жизни малыш проводил очень много времени в своей люльке, поэтому, как и сейчас над детскими кроватками, над ней крепились разные игрушки, часто сделанные из подручных средств: это могли быть цветные лоскутки ткани или бусики из дерева, куриных костей и даже утиных клювов. В это же время в арсенале малыша появлялись шаркунки – берестяные погремушки – на палочке или без неё. А чуть позже игрушечные лошади – на колёсиках, в виде качалки, в виде скакалки (на палке), попинухи – мячи из кожи, набитые песком и золой, и куклы.

— У русской куклы есть три категории: игровая, ритуальная или обрядовая (такую мы сжигаем на масленицу) и театрализованная, — рассказывает фольклорист и основатель Музея этнографии детства Жанна Сорокина. — Кстати, ни одной ритуальной куклы не сохранилось, потому что все они уничтожались – сжигались или топились. Есть, например, такие куклы-обереги «лихоманки». Они вешались на печи и, если ребёнок заболевал, то куклу сразу же бросали в огонь. Считалось, что такой оберег-подменка отвлекает на себя внимание тёмных сил, помогая людям избежать болезни.

Деревянная кукла-оберег «панка».

Еще одна кукла-оберег «панка» — уникальная поморская деревянная кукла — изначально использовалась северными народами вовсе не для игр. Наши предки верили, что в деревянные идолы переселяются души умерших. Однако к концу XIX века традиции позабылись и архаичные куклы в виде столбиков с шарообразной головой превратились в игровой атрибут.

— Игрушки делали и из соломы. Пойдут на жатки в поле, быстро состригут сухие стебли, сплетут «постригушечку», дадут малышке – она и играет, — рассказывает Жанна Сорокина. – Но были у детей и промысловые игрушки – это и глиняные свистульки, и деревянные динамические фигурки. Вот, например, стучащий в барабан зайчик или клюющие зернышки курочки.

С 7 лет у каждого человека начинался новый этап – его понемногу готовили ко взрослой жизни. Девочкам дарили ручную прялку, на которую вешали шерстяную «кудельку», и учили прясть. Мальчикам дарили деревянный топор, нож или меч, чтобы он отрабатывал навыки, которые могут пригодиться ему в будущем.

Игрушка-постригушка.
Изображение коня широко использовалось в повседневных предметах: в резьбе ковшей, узорах вышитых полотенец, мотивах росписи прялок и, конечно, в детских деревянных игрушках.

В этот момент менялись не только игрушки, но и одежда. В «гардеробе» девочек появлялись новые рубашка, платок, сарафан, подъюбники, фартучек и пояс. У парней все было проще: они ходили в рубахах и штанах, но тоже обязательно подпоясанные. Ходить без опояски считалось грехом.

Детство заканчивалось с приходом подросткового возраста – в 11-12 лет. Тогда же проводился ритуал инициации, то есть перехода из одного состояния в другое: из ребёнка – в подростка. Тогда же и начиналась взрослая жизнь.

Музей этнографии детства работает на базе Областного центра русского фольклора и этнографии. 

Мы в Телеграме

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *