Кадры решают всё – удастся ли подготовить в России высококлассных специалистов по ИТ?

информационные технологии

Фото: пресс-служба Правительства НСО

О проблемах подготовки в сфере информационных технологий в интервью ЧС-ИНФО рассказали два кандидата технических наук из НГТУ.

Знакомьтесь – Андрей Иванов, заведующий кафедрой «Защиты информации» и Александр Якименко, возглавляющий кафедру «Вычислительной техники». Они ответят на несколько вопросов, которые касаются современной ситуации в области образования и подготовки самой востребованной на сегодня дисциплины – ИT (информационные технологии).

Компании сетуют, что к ним приходят выпускники вузов с очень низкой подготовкой. Как поднять уровень образования в ИТ сфере? Спасет ли ситуацию возврат к специалитету?

НГТУ
Андрей Иванов

– Смотря что понимать под возвращением к специалитету, – отвечает Андрей Иванов. – Просто увеличение срока обучения с четырёх до пяти лет ничего не даст. Мы прекрасно понимаем, что можно за один и тот же срок обучения давать слабые знания, либо же весь период будет насыщен интересным современным материалом, выдаваемым первоклассными специалистами. Необходимо прекратить заниматься переупаковкой форм образования: «бакалавриат + магистратура», или же специалитет, или бакалавриат в формате 2+2. Акцент и усилия необходимо уделить содержанию, качеству материала. Вузам в современном мире очень сложно удерживать качество образования по таким стремительно развивающимся направлениям как ИТ и информационная безопасность.

НГТУ
Александр Якименко

– Возврат к специалитету ситуацию не спасет, – поддерживает коллегу Александр Якименко. – Реально сейчас две ступени образования: бакалавриат и магистратура. Изначально предполагалось, что, заканчивая бакалавриат, выпускник получает базу, которая позволяет решать  поставленные задачи известными в широких кругах инструментами/технологиями. В магистратуре уже происходит узкая специализация, направленная на совершенствование отдельных навыков, изучение специфичных и редких технологий и, конечно же, ведение исследовательской работы с возможностью самому ставить задачи и решать нерешаемые ранее проблемы. По факту же, сфера информационных технологий (ИТ) стремительно развивается и за четыре года обучения в бакалавриате дважды меняется стек технологий, а то и еще больше. Для решения этой проблемы, например у нас на кафедре (вычислительной техники) реализован принцип «Все о ни о чем». Студент на первых трех курсах получает базовые знания о широком спектре применяемых технологий и, конечно же, фундаментальные основы ИТ. А вот на 4-м курсе уже есть возможность выбрать и определиться, кем же я хочу стать. Это достигается за счет формирования индивидуальных траекторий, но в большей степени благодаря работе с научным руководителем в рамках выпускной квалификационной работы. Как и везде, есть своё «но» – это работает только при наличии полноценной отдачи студента. Самообразование никто не отменял. Поэтому мы слышим от компаний, что выпускника надо доучивать и так далее, но речь идет не обо всех выпускниках. Около 60% студентов работают по специальности на 4-м курсе и около 10%, начиная с 3-го курса.

Подрастающее поколение не готово к ежедневному напряженному труду, к принятию на себя ответственности, самоконтролю, командной работе на общий результат. Эмоции и обиды для них часто важнее обязательств. Обычные трудности воспринимаются как глобальные, и психологически не готовый к их преодолению человек просто уходит. Возможно ли улучшить профессиональную подготовку студентов в этом плане? Если да, то какими методами?

– Это конечно тоже очень важно, сейчас активно во всех направлениях внедряются подходы к развитию так называемых soft skills – гибкие навыки общения и сотрудничества (странно, как мы без этого выучились?), – объясняет Андрей Иванов. – Но нужен опять же баланс, не нужно ставить их во главе всего, если у специалиста не будет профессиональных навыков, никакая командная тактика не поможет. Причина возникновения подобных проблем в современном обществе возможно лежит в избыточном информационном поле, мы спрятались за своими аккаунтами и перестаем контактировать лично друг с другом, мы убеждены что имеем доступ ко всей информации в мире, но мы не знаем ее, и подменяем понятия, считая, что раз можем в любой момент скачать нужную нам информацию, значит мы ее знаем.

– У нас в процессе обучения постоянно используются задачи, которые решаются командой. По направлению «информационная безопасность» мы активно развиваем подобные навыки в рамках соревнований в формате CTF (Сapture the Flag). Для успешного выступления участникам приходится распределять роли, задачи, развивать у каждого определенные специализации.

– Если сравнить наших выпускников с европейскими, с молодыми специалистами Китая и Индии, то есть ли у наших преимущество и в чем оно заключено? Или мы отстаем от Запада и Востока одновременно?

– А почему тогда многие наши выпускники уезжают или работают удаленно за иностранные компании? Неужели иностранцы набирают себе на работу худшие кадры?, – вопросом на вопрос отвечает Андрей Иванов. В свою очередь Александр Якименко также говорит о том, что у нас много талантливых ребят, хотя есть и очевидные проблемы:

– Точный ответ на этот вопрос может дать статистика. Мы часто сравниваем лучших выпускников Запада и/или Востока с нашим «среднестатистическим» выпускником. Это неверно. Мы должны сравнивать лучших с лучшими – тут мы можем побороться за пальму первенства. Или средних со средними – тут примерное равенство. А вот в сравнении худших с худшими – мы проигрываем. По той простой причине, что на Востоке и Западе их просто нет. У них другое отношение к образованию со стороны обучающихся. Эту проблему надо решать – наши студенты перестали ценить образование.

– Позволяет ли наша, так называемая научно-техническая база, сделать реальный рывок в области подготовки нового поколения спецов по ИТ?

– Уверен, что да, – со знанием дела заявляет Андрей Иванов. – В области информационной безопасности уже давно был взят курс на использование только отечественных программных и аппаратных решений, и нынешняя ситуация только способствует еще более стремительному развитию ИТ и ИБ в нашей стране.

Также хочется вспомнить про недавнее объявление льгот для ИТ компаний, но хотелось бы отдельно поднять вопрос о том, почему при формировании этих льгот забыли про ВУЗы, которые готовят кадры для этих ИТ компаний. Считаю было бы целесообразно на уровне государства поддержать образовательный сектор по направлениям ИТ и ИБ.

Александр Якименко полностью согласен со своим коллегой:

– Спецов по IT мы можем готовить высококлассных. А вот создавать компании, в которых они смогут превращаться в «СтивовДжобсов» и «БилловГейтсов» мы не умеем. Поэтому наши лучшие «мозги» уезжают работать за границу.

Можете привести примеры того, как наши выпускники себя проявляют в условиях современной российской действительности?

– Мы видим много российских компаний, образованных нашими выпускниками. Это уже зарекомендовавшие себя гиганты, такие как 2ГИС и ЭЛТЕКС, – утвердительно замечает Александр Якименко. – Это огромное количество компаний помоложе и поменьше, занимающихся разработкой и сопровождением программных продуктов, мобильных приложений и сайтов.

Роман Сидоров

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *