Тепло Бердской игрушки
Художников много, но известными становятся не все. Имена героев нашего очерка знают не только в их родном Бердске, но и далеко за его пределами. Это — семейная пара педагогов-художников Удобкиных — Светлана Николаевна и Геннадий Александрович.
О наших героях
Светлана Николаевна — неоднократный кавалер золотых и серебряных медалей ежегодных выставок «Золото Артании», «Почётный работник культуры города Бердска», имеет звание «Лучший мастер по керамической игрушке Сибири». Геннадий Александрович — член Новосибирского отделения Союза художников России, участник городских, областных и зональных художественных выставок, а также зарубежной групповой выставки художников Сибири в Бад-Бергцаберне, Германия. В 2000 году в Италии состоялась его персональная выставка.
По жизни — рука об руку
Творческий дуэт Удобкиных родился более полувека назад, когда Геннадий и Светлана учились на четвёртом курсе Красноярского художественного училища, носящего имя Василия Сурикова, уроженца этих мест. С тех пор они идут по жизни рука об руку: Геннадий занимается живописью, вдохновляясь красотой и разнообразием сибирской природы, а Светлана, освоив лепку из глины, создала свой неповторимый авторский стиль мелкой глиняной скульптуры, получивший название «бердская игрушка». Которая, между прочим, стала (или может стать?) брендом города-спутника Новосибирска.
Светлана Николаевна пояснила, что особенность этой игрушки в том, что она, даже самая миниатюрная, полая внутри. За счёт чего фигурки выглядят изящно и кажутся просто невесомыми. Не все, кто занимается лепкой глиняных фигур, способен освоить такую технологию. А для неё — сущий пустяк.
Вообще-то, Светлана Николаевна — художник. В училище преподавали и лепку из глины. Именно о ней она вспомнила в трудные 90-е годы, когда учителям не платили зарплату и нужно было как-то выживать. Своё творчество в виде глиняных фигурок она выставила на продажу, и, удивительно, игрушки стали расходиться, и даже появился спрос на них. «Благодаря этому мы смогли выжить», — призналась она.
Итог большой работы
Работы мастеров, разные по жанру, выполненные с большой теплотой и душой, одинаково привлекают к себе внимание зрителей любого возраста. Об этом можно судить, побывав на выставке их произведений под названием «Далёкое и близкое художников Светланы и Геннадия Удобкиных», открывшейся в Новосибирском государственном областном Доме народного творчества.
Керамические фигурки и даже целые композиции Светлана Николаевна создаёт по мотивам народных традиций и русского фольклора. «Когда мои дети были маленькими, — вспоминает мастер, — я читала им разные потешки, русские народные сказки, и как-то постепенно их герои в моих фантазиях превратились в игрушки. А ещё, например, я подсматривала что-то из деревенской жизни — старичков на завалинках, лузгающих семечки. Эти картины далёких лет нередко всплывают в голове и превращаются в сюжетные композиции или отдельные статуэтки.
Моя авторская игрушка — это итог долгой работы».
Игрушки с настроением
Коллекция работ Светланы Николаевны огромная, она даже сама не знает, сколько их. Сбилась со счёту.
Разглядывая фигурки, невольно обращаешь внимание на то, что каждая статуэтка имеет своё настроение, запечатлела неповторимую атмосферу, в которой рождалась. Понимаешь, что их мог создать человек с богатым внутренним миром, обладающий тонким юмором, с трепетными душевными струнами. Конечно, это здорово. Но ведь не всегда, даже обладая всеми этими качествами, можно создать шедевр.
Обязательно человек должен испытывать вдохновение, а оно, увы, не приходит по мановению волшебной палочки. «Я работаю в детской художественной школе искусств «Весна» в городе Бердске, — рассказала Светлана Николаевна. — Преподаю не только лепку, но и рисунок, композицию, поэтому у меня каждый день, каждый миг наполнен творчеством. А вдохновение — это постоянное состояние моей души. Учу ли детей, вяжу или готовлю еду — делаю это легко, с настроением. Так что источник вдохновения есть везде, нужно только его почувствовать и не выпускать из рук. Я очень люблю шить, делать выкройки, подбирать материал по цвету. Точно так же работаю с глиной: её сначала разминаю в руках, и когда она становится тёплой, эластичной — начинаю раскраивать, формировать элементы, которые у меня сложились в голове, а затем приступаю к лепке задуманной фигурки. Но, в отличие от ткани, с глиной можно делать всё, что тебе нужно — раскатать, сделав тоньше, или же, наоборот, придать другую форму, подрезать… Готовые фигурки я обжигаю в печи, а потом раскрашиваю. Сверху делаю фактуру и немножко добавляю тёмного цвета, который затем стираю. За счёт того, что глина имеет пористую структуру, краска остаётся и придаёт фигурке ощущение объёма».
Тему вдохновения подхватил и Геннадий Александрович: «На дворе весна, кажется, кругом только грязь, но, если присмотреться — всё не так мрачно, наоборот, по-своему живописно и довольно прекрасно. Птицы прилетели, гнёзда вьют… По пути из Бердска в Новосибирск мы со Светланой просто любовались картиной пробуждения природы, как после этого не появится вдохновение?! Такие мотивы тоже могут дать своеобразный посыл для создания живописного произведения».
«Душа поёт, и это состояние нужно выразить в чём-то — мы как можем, так и выражаем, — продолжила монолог мужа Светлана Николаевна. — Геннадий Александрович выражает это душевное состояние в цвете. У него живописные полотна, пейзажи или сельские мотивы, я передаю это состояние в игрушках, в другом виде творчества».
Простор для полёта фантазии
Настоящий художник, творческий человек не может всё время находиться в привычном пространстве, ему нужен простор для полёта фантазии, требуется смена обстановки, чтобы, как говорится, «не замыливался глаз».
Удобкины по мере возможности меняют обстановку. Выезжают с детьми художественной школы «Весна» на пленэры. «Мы — патриоты, больше ездим по Сибири», — утверждает Светлана Николаевна. Она много раз совершала поездки со своими воспитанниками на Алтай, природа которого является бесценной натурой для создания живописных полотен, раскрывает в человеке все его потаённые возможности и внутренние резервы. «В художественной школе уже сформировалась группа, с которой мы постоянно ездим по городам и весям страны, — добавляет Светлана Николаевна. — В прошлом году, например, с ребятами из ДШИ побывали в Тобольске. Это один из красивейших городов нашей страны, там уникальная старинная архитектура, много интересных зданий. Мы не только любовались ими, но и рисовали. Если ничто не помешает, нынешним летом хотим съездить в Новгород, где, так же, как и в Тобольске, имеется древний кремль, удивительные русские реки Волга и Кама».
Нужно отметить, что ученики Светланы Удобкиной являлись неоднократными лауреатами и дипломантами выставок и конкурсов международного, всероссийского, регионального и городского уровней.
Мастер-класс от создателя «бердской игрушки»
Во время выставки в Новосибирском государственном областном Доме народного творчества посетители могут не только ознакомиться с творениями семейной пары Удобкиных, но и стать участниками мастер-класса, который проводит Светлана Николаевна.
В этот день участниками мероприятия стали студенты Новосибирского областного колледжа культуры и искусства. Желающих было столько, что не всем хватило места за большим овальным столом. Одна из студенток, назвавшаяся Ириной, рассказала, что интересуется темой народного творчества, в частности, керамикой. Поэтому хотела бы услышать от известного мастера не только о тонкостях этого вида промысла, но и попробовать своими руками изготовить какую-нибудь глиняную фигурку.
Другая участница мастер-класса, преподаватель детской художественной школы Нижней Ельцовки в Новосибирске Анна, говорит, что пришла перенимать опыт большого мастера. «Меня привлекло то, что Светлана Николаевна — педагог со стажем, я раньше видела её работы, и мне было интересно лично с нею познакомиться, — призналась она. — У каждого мастера есть свой неповторимый стиль, техника, которым можно поучиться. Хоть ты сам работаешь очень давно и с материалом, технологиями знаком, но у каждого есть своя фишка, которую можно применить в своей работе. Поскольку с детьми я начала работать не так давно, у меня есть вопросы к педагогу: как их увлечь, есть ли особые педагогические приёмы, которые можно перенять. Хотелось узнать, как это получается у Светланы Николаевны».
«Сегодня я провожу мастер-класс для тех, кто хочет поучиться самым элементарным навыкам изготовления глиняных игрушек. Самое простое — свистулька. За один час можно освоить технологию её изготовления. А уже дальше каждый может делать сюжетные игрушки, исходя из собственного воображения, а не только то, что я покажу», — поделилась Светлана Николаевна.
Родом из детства
Светлана Николаевна рассказала, что они с Геннадием Александровичем — выходцы из деревни, и всё их творчество имеет деревенские корни, которые так сильно проросли в их душах, что до сих пор питают животворящей силой. Оттого они ощущают себя молодыми, полными идей и устремлений. Например, Геннадия Александровича до сих пор больше вдохновляют деревенские пейзажи, а Светлана Николаевна говорит, что любовь к глиняным игрушкам у неё появилась ещё тогда, когда она была совсем маленькой. «Моя семья тогда жила в деревне Китерня Искитимского района, — вспоминает она. — Иногда в деревню приезжал старьёвщик на телеге, запряжённой лошадью, принимал какие-то старые вещи, а взамен дарил нам меленькие глиняные свистульки. Чтобы их получить, мы несли из дома какие-то старые фуфайки, драные матрасы и меняли их на эти игрушки. На них можно было даже какую-то мелодию наиграть».
Геннадий Александрович признался, что на создание работ его вдохновляет жена. «И, конечно, сама природа помогает писать: приходишь в какое-то красивое место и просто растворяешься в нём. Наше творчество позволяет нам и путешествовать, набираться эмоций…
Слава богу, что у нас есть возможность и вместе порисовать».
«Работаю с санкционной глиной»
Светлана Николаевна рассказала, что больше всего любит работать с белой глиной. Она очень эластичная и является хорошим материалом для лепки любой игрушки. После обжига статуэтки можно раскрашивать в любые цвета. «К сожалению, за всю жизнь не смогла создать собственную мастерскую, где бы можно было проводить полный цикл обжига, — рассказала она. — В том числе, покрывать статуэтки глазурью. Но я иногда пользовалась возможностями художественной школы, где работаю, поэтому у меня есть игрушки, выполненные в более сложной технике».
А сейчас у неё имеется лишь простенькая печь, у которой ограниченные возможности. Но даже в таких условиях Светлана Николаевна умудряется творить в буквальном смысле настоящие шедевры из глины.
Многие годы мастерица покупала оптом белую глину в одной из фирм Санкт-Петербурга. «Представляете, сегодня меня лишили такой возможности, — сетует Светлана Николаевна. — Оказалось, что эта глина поставлялась в Санкт-Петербург аж из Испании. А сегодня попала в санкционный список! Просто поразительно!».
Но мастер не сильно расстраивается, говорит, что на какое-то время имеющегося запаса хватит, а потом будет искать поставщиков отечественной глины. Уже знает, что залежи этого ископаемого есть почти рядом с Новосибирском.
Человек всегда учится
Казалось бы, Светлана и Геннадий Удобкины достигли многого. Завоевали авторитет, их творчество знают не только в родном Бердске, но и в Новосибирске, в других соседних регионах и даже в Москве. Геннадий Александрович многократно принимал участие в персональных и групповых выставках в Бердске, Искитиме, Кемерове и Новосибирске, а также в Италии и Германии. Педагогической деятельностью занимается уже более 40 лет, руководит студией живописи для детей на базе личной мастерской.
Однако творческий дуэт, как говорится, не собирается останавливаться на достигнутом. «Человек постоянно учится, самосовершенствуется, и чем становится старше, тем это желание больше. Учиться хочется всегда. И это правильно. Человек не должен стоять на месте», — считает Светлана Николаевна.
«Я учусь у природы-матушки, — добавил к словам жены Геннадий Александрович. — Хожу на этюды, пишу картины, словом, процесс познания окружающего мира происходит во время общения с природой. Эти знания помогают мне создавать живописные произведения. Мои картины на этой выставке керамической игрушки идут как бы фоном, перекликаясь с работами жены».
У Светланы Николаевны и Геннадия Александровича замечательные планы на будущее. «Не бросать любимое дело даже на пенсии, — говорит Светлана Николаевна. — Руки всегда будут просить заняться любимым делом. Поэтому, что будут просить руки, то и буду делать».
«Я тоже пишу, работаю, о возрасте не думаю, по-прежнему выставляюсь, — вторит ей Геннадий Александрович. — Пока жив и здоров, это будет продолжаться».
Василий Матвеюк, фото автора