Защитите детей… от бессмысленности

дети семья любовь

Фото носит иллюстративный характер

В День защиты детей принято говорить о многом. О безопасности на дорогах и в школах, о свое-временной выплате алиментов, о недопустимости семейного насилия… А вот о смыслах, чаще всего, поговорить забывают…

«Ты должен идти в садик, чтобы я могла пойти на работу и заработать денег нам на еду», — именно эту фразу часто можно услышать в ответ на слезы малыша, не желающего расставаться с мамой. Да, с бытовой точки зрения, такой «педагогический приём» кажется вполне логичным. А вот с точки зрения идеологической он ошибочен. Ведь таким образом родители с самого раннего детства выстраивают у ребёнка в сознании цепочку бессмысленности существования. Именно после таких установок из детей выросли молодые люди, которые сейчас заполняют интернет мемами по типу: «Я иду на работу, чтобы заработать денег на дорогу до работы».

Во-первых, мама идёт на работу вовсе не для того, чтобы заработать денег на еду (ну или, во всяком случае, не только для этого). Она идёт туда потому, что её работа необходима многим людям. Мама-врач их лечит, мама-продавец — помогает сделать покупки, и так далее. И именно поэтому мама никак не может свою работу пропустить, ведь это будет безответственно. Ребёнку почти в любом возрасте можно объяснить значимость любой профессии (правда, для этого взрослый и сам должен понимать — зачем он работает) и именно так начать прививать чувство ответственности перед обществом.

Во-вторых, ребёнок идёт в садик не потому, что «его некуда девать и с ним некому сидеть». А потому, что там он получает образование и учится общаться с людьми. Там он готовится к тому, чтобы пойти в школу, а оттуда — в следующее учебное заведение. Чтобы потом так же, как его родители, работать на благо общества, а для этого нужно образование. Уже в этом возрасте дети должны понимать всю его значимость. Правда, для этого взрослые сами должны в это верить…

Кстати, об образовании. На днях наконец-то было признано неудачным внедрение в России болонской системы «бакалавриат–магистратура» (о том, что это необходимо сделать в ближайшее время, уже говорилось в предыдущих колонках «ЧС»). Это и логично, для нашей страны она чужеродна, при этом главная её цель — признание российских дипломов за рубежом — так и не была достигнута. Теперь планируется, что в России будет разработана новая модель образования. Насколько хорошо будут реализованы эти планы, покажет время. Но в том, что это необходимо, никто не сомневается. В том числе многие выступают за частичный возврат к старой системе, которая была достаточно эффективна.

Правда, немало работников образовательной сферы уверены, что проблема не только (и не столько) в болонской системе, сколько в самом подходе к образованию, — как со стороны власти, так и со стороны населения. В этой самой бессмысленности.

Начиная с детского сада, затем — в школе и в наибольшей степени в университетах обучающиеся не понимают, зачем они учатся. Получение реальных знаний, умений и навыков зачастую подменяется профанацией, учёбой для галочки. А модные сейчас «софт скилс» полностью вытесняют такие необходимые «хард скилс». То есть, вместо того, чтобы учить студентов математике или физике (или другим предметам — в зависимости от специальности), их учат «коммуницировать», «подавать себя», «презентовать свой продукт», «быть уверенным и успешным» и другим новомодным трендам. Это всё, конечно, тоже важно, но не может заменить собой реальную работу. Ведь если человек ничему не научился, то как он создаст продукт, который будет «подавать и продавать»? К тому же, для этого существуют отдельные специалисты. Зачем же отвлекать на это представителей других сфер? Зачем заставлять учёных или инженеров продавать свой продукт, когда для этого есть маркетологи?

Особенно неприятные последствия эти тенденции получают, если абитуриенты (бывшие школьники, будущие студенты) и так плохо представляют себе, чем будут заниматься в будущем. Именно это приводит в итоге к тому, что многие выпускники даже не думают трудоустраиваться по специальности. Ведь очень часто они идут в вуз просто чтобы пойти («чтобы был диплом», «требуют родители», «за компанию», «тут дешевле», «проще поступить» и так далее). Так что вопрос низкого процента трудоустройства по профилю — не только к вузу, но и к школе.

Будем надеяться, что новая модель образования, которую планируют разработать в правительстве РФ, учтёт все эти моменты. И хочется верить, что она будет комплексной и учитывать сразу все ступени обучения, а также последующее трудоустройство выпускников и раннюю проф-ориентацию (для успешности этого трудоустройства).

Следующим же шагом в оздоровлении системы российского образования должна стать кардинальная реформа или отмена Единого государственного экзамена. К сожалению, плюсы, которые дало это нововведение, так и не перевесили минусы, которые оно принесло. В том числе — и в сфере смыслов… Ведь сейчас старшеклассники (а порой и учащиеся среднего звена!) буквально учатся только ради того, чтобы хорошо сдать ЕГЭ, совершенно забывая об остальных составляющих образования (а часто — даже об остальных предметах). В итоге смысл обучения полностью утрачивается, а порой выпускники даже перестают интересоваться будущей профессией, полностью погружённые в подготовку к тестам. И это не говоря о других минусах, о которых уже очень много написано. Поэтому систему образования в стране необходимо продолжать реформировать до тех пор, пока она не начнёт отвечать потребностям экономики и граждан.

Но главное — никогда нельзя забывать, что жизнь каждого человека должна быть наполнена смыслом: желанием ответственно трудиться на благо общества и менять мир вокруг себя к лучшему. И начинать формировать эти смыслы нужно с самого раннего детства. Конечно, не без помощи родителей и педагогов. Ведь только взрослые могут защитить детей от бессмысленности жизни.

Марина Вдовик, главный редактор газеты «ЧС» и сайта ЧС-ИНФО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *