В Госдуме рассмотрят новый законопроект о смягчении наказания за нарушение правил дорожного движения

Фото Павла Разуваева

Поправки в «автомобильную» главу Кодекса России об административных правонарушениях внесены депутатом от СР – Николаем Новичковым.

Автор этой разработки, кстати, выдвигавшийся на выборах 2021 года под первым номером в региональной (сибирской) группе № 31 (от Кемеровской, Томской областей и Ханты-Мансийского автономного округа) в Думе стал членом комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики. В этот раз доктор экономических наук Новичков предложил отменить штрафы за незначительные нарушения ПДД и, наоборот, ужесточить ответственность за более существенные административные проступки.

Вынесение предупреждения

Новая редакция КоАП предполагает, что сотрудники ГИБДД на местах ограничатся всего лишь предупреждением в случае выявления, например, грязного номера (ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ) и забытые дома права или документы на машину (ч. 2 и ч. 3 ст. 12.3 КоАП РФ). Также вне штрафных санкций предполагается сделать ответственность за невключенный поворотник (ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ), за нарушение правил пользования световыми приборами и за управление автомобилем с мелкими неисправностями. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).

– Внесение поправок в статью 12.5.1 КоАП РФ является вынужденной мерой: если применять положения Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, то Россия рискует оказаться в ситуации тотальной нехватки автомобильного транспорта, – вот точная цитата из текста пояснительной записке к внесённому законопроекту.

Также инспекторы ГИБДД ограничатся предупреждением водителям, которые перед маневром заблаговременно не заняли соответствующую крайнюю полосу проезжей части дороги. Но такое послабление допускается с оговоркой «на первый раз». За повторное нарушение будет уже назначен штраф в размере 500 рублей.

Что интересно, данные поправки задним числом узаконивают действующую административную практику – по распоряжению ГИБДД России, с середины апреля сотрудники Госавтоинспекции ограничиваются предупреждением, если такая санкция прописана в КоАПе наряду со штрафом. Теперь от штрафов за вышеперечисленные правонарушения предлагается отказаться вовсе.

– Необходимо снизить административную нагрузку на автомобилистов, допустивших незначительные нарушения ПДД, которые не ведут к фатальным последствиям, – отмечает автор законопроекта, депутат Государственной думы Николай Новичков. – Таким образом, порядок, который сейчас регламентируется указаниями ГИБДД, будет закреплен в законе.

Отменённый обязательный техосмотр

Поправки в КоАП регламентирую также запрет на вынесение штрафных санкций в отношении водителей, которые управляют транспортным средством, не прошедшим обязательный технический осмотр (грузовики и автобусы, личный малолитражный автотранспорт, который используется для коммерческих или служебных целей). Сегодня за отсутствие диагностической карты по ч.1.1 ст. 12.5, грозит штраф в две тысячи рублей.

«Отказ от наказания по ч.1.1 ст. 12.5 является прямым следствием нехватки пунктов технического осмотра, в которых можно было бы осуществить технический осмотр ряда видов коммерческого транспорта (автобусы, троллейбусы, грузовики и прочее). В результате в ряде субъектов РФ такая техника фактически эксплуатируется без оформления диагностической карты, что влечет за собой нарушение КоАП», – комментирует ситуацию пояснительная записка к законопроекту.

От пряников к кнуту

Вместе со смягчением наказания в новом законопроекте предусмотрено и ужесточение штрафных санкций за ряд административных проступков. Так за непристегнутый ремень безопасности (как у водителя, так и у пассажиров) штраф увеличится с одной тысячи рублей до пяти. Такую же сумму придётся заплатить родителям, которые перевозят ребенка в машине без детского кресла (на сегодняшний день – три тысячи рублей).

В добавок к этому предлагается увеличить в три раза (до 3 тысяч рублей) штраф за движение по автомагистрали транспортных средств, которые не могут ехать быстрее 40 километров в час, инструкторам за низкую скорость движения подопечных при учебной езде по скоростным дорогам, а также за движение по магистрали на грузовике далее второго ряда.

Кроме этого, в поправках планируется ужесточить наказание за повторное превышение скорости на 40−60 километров в час до уровня в пять тысяч рублей либо применять лишение прав до полугода по решению суда.

– Основная задача подготовленных поправок – смягчить санкции за мелкие проступки и ужесточить наказание за нарушения, которые потенциально могут привести к тяжелым последствиям, – констатирует Николай Новичков.

Возвращение понятия «Средняя скорость»

В заявленном законопроекте приписано также, что штрафы, предусмотренные за нарушения скоростного режима, действуют и в случае превышения средней скорости. В статью 12.9 КоАПа предлагается добавить фразу: «Превышение установленной скорости движения транспортного средства, а равно проезд контролируемого участка со средней скоростью, превышающей установленную».

Понятийный аппарат законопроекта, называет контролируемым участком – «участок дороги, начало и окончание которого оборудованы работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фотосъемки, видеозаписи, позволяющими определить среднюю скорость проезда данного участка транспортным средством». А средней скоростью предлагается считать «скорость транспортного средства, определяемую как отношение пути, пройденного транспортным средством, ко времени, за которое данный участок был пройден транспортным средством».

По словам разработчиков этих законодательных норм – «основными видами нарушений ПДД, ставшими причинами аварий в прошлом году, стали нарушения скоростного режима движения –17,5% от всех ДТП».

«Для совершенствования методов контроля за нарушением скоростного режима предлагается внесение поправок в статью 12.9 КоАП РФ, что является реализацией поручения заместителя председателя правительства РФ М. Ш. Хуснуллина», — говорится в пояснительной записке к документу.

Борьба с «кенгуру»

Также разработчики законопроекта предполагают, что возобновление практики контроля средней скорости сделает движение по трассам более равномерным и безопасным, а также позволить уменьшить на дорогах число так называемых кенгуру. То есть тех водителей, которые резко тормозят перед камерой, а проехав ее, так же резко набирают скорость. Считается, что такая манера езды чревата серьезными ДТП.

Однако в ответ на это замечание некоторые российские правозащитники, например, председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин, заявляют, что в своё время от пагубной практики оформления штрафов за превышение средней скорости отказались, поскольку она вступает в противоречие с действующим законодательством. В любом случае сейчас действуют прежние нормы КоАП по части административных наказаний и столкнуться с новой реальностью смягчения и ужесточения штрафной политики государства россиянам можно будет не раньше осени 2022 года.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *