Это имя во Вселенной: Леонид Сикорук отмечает 85-летие

Фото из открытого источника

Ученый, конструктор телескопов, кинорежиссер детских познавательных телепрограмм «Физика для малышей», педагог, инициатор создания Детского Астрофизического центра ― Большого Новосибирского Планетария, обладатель звания «Человек года» и Почетный гражданин города Новосибирска. Всё это наш земляк ― Леонид Леонидович Сикорук.

Леонид Сикорук родился 23 июля в 1937 году. И накануне своего 85-летия он вновь в строю, воплощает в жизнь серьезный проект для Новосибирской области ― Детский Академгородок. Как удивительно, непостижимо сочетаются в одном человеке творческое начало и наука, твердость характера, упорство в достижении поставленной цели и умение видеть в людях хорошее, он рассказал «ЧС».

Две линии жизни

Леонид Леонидович ― легендарная личность. Его познавательные телепрограммы «Физика для малышей» до сих смотрят дети во всем мире, а историки, любители астрономии знают его как конструктора телескопов и создателя Большого Новосибирского Планетария. Кино и астрономия ― две линии его жизни, они то идут параллельно, то пересекаются… И в итоге ― феноменальные результаты планетарного уровня. Биография Сикорука — это пример для многих.

Всё начинается в детстве

Всё не просто начинается, а закладывается в раннем детстве, лет до пяти. В этом абсолютно убежден Леонид Леонидович. О родителях он вспоминает с особой теплотой.

— У меня были прекрасные родители. Папа — строитель по образованию. Он мечтал, что я после школы поступлю в институт и тоже стану строителем, и он передаст мне огромный объем знаний, которым сам владеет. В 1937 году папу закрепили за трестом «Ленинуголь», отправили в Ленинск-Кузнецкий, а перед войной перевели на военный завод, там делали лигроин — искусственное топливо для самолетов. Все уже тогда понимали — войны не избежать. Отец получил бронь, и его фронт был на заводе. Помню, получал он 800 рублей, а буханка хлеба, если что, стоила 300 рублей. Поэтому он часто брал дополнительную работу домой. Рейсшина, угольник, рихтеровская готовальня, я хорошо их помню, и как он напевал «Наш паровоз вперед летит».

Мама по образованию — педагог дошкольного воспитания, она занималась воспитанием детей: у Леонида были брат Сергей и сестра Люба.

— У мамы была прекрасная музыкальная память и она часто напевала: «Что ты, соловеюшко, корму не клюешь? Вешаешь головушку, песен не поешь?», «На зеленой веточке весело я жил, в золоченой клеточке век буду уныл». Я слушал эту песню и ревел белугой — так жалко было соловеюшку. Я уверен, что грустные песенки и сказки помогают ребенку учиться переживать, сочувствовать.

Всё бывает впервые

— Родители часто брали меня в кино, даже на последние сеансы меня пропускали, я всегда спокойно смотрел фильмы. Помню эпизод: показывали гражданскую войну, и солдат грузили не в пассажирские, а товарные вагоны. И я, мальчишка, подумал, что за неграмотные люди снимали кино? Это было мое первое критическое замечание в области кинематографии. А еще мама рассказывала, как они с папой взяли меня на корпоратив, мне дали стакан чая и пирожное. Я сидел, слушал тосты выступающих, потом неожиданно залез на стол и громко сказал: «Да здравствует товарищ Ленин, Сталин, товарищ Пушкин, Горький и товарищ Сикорук ― мой папа!». Это было мое первое публичное выступление!

Открытие вселенной мира науки

В детстве, как и многие мальчишки того времени, Сикорук коллекционировал марки, но их было не так много видов, у всех одно и то же, поэтому интерес к филателии у него быстро пропал.

— Однажды, зайдя в книжный магазин, я увидел и купил серию «Научно-популярной библиотеки» — «Сколько звезд на небе», «Вулканы», «Землетрясение», «Электрический ток». Стоили они копейки, набралось штук десять, и отец мне говорит: разве книжки коллекционируют, их нужно читать! Я открыл брошюрки и стал читать, читать, и так увлекся, что наука стала для меня отдельным окном в мир.  А потом увидел роскошную книгу в суперкрасивой обложке под загадочным названием «Вселенная». Стоила она 10 рублей — я целую неделю собирал деньги. И потом сразу прочел ее от корки до корки.  Эту книгу храню до сих пор, Борис Александрович Воронцов-Вельяминов — потрясающий популяризатор! Так я влюбился в астрономию. А когда мне было 10 лет, в день своего рождения я купил книгу «Телескопы» гарвардского издания. Там была фотография №109, на ней были строители обсерватории в штате Вермонт США: группа молодых людей непринужденно беседует, и один из них в белых штанах. От снимка веяло таким благополучием! И я для себя решил ― тоже построю обсерваторию и куплю белые брюки.

И действительно, спустя почти полвека, Сикорук построил у себя на даче обсерваторию, а его супруга, зная о мечте мужа, купила ему те самые заветные белые брюки. Фото в семейном альбоме ― тому подтверждение.

Кстати, освоив книгу про телескопы, Леонид так увлек и своих друзей, что получился школьный астрономический кружок, переросший через пару лет в общегородской.

Астрономия ― любовь всей жизни

— Первый телескоп мне собрал отец. В Ленинске-Кузнецком тогда был оптический цех Новосибирского приборостроительного завода, и мужики на базаре сбывали брак. Отец купил две линзы, принес домой, мы собрали картонные трубки, вставили линзы, и получилась настоящая подзорная труба. Сам я телескопы делал из очковых стекол, сворачивал картонную трубку, также вставлял линзы и наблюдал Солнце. Кстати, уже тогда я заметил: чем больше пятен проходит по центру солнечного диска, через 7―8 часов жди грозу на Земле. Предсказывать погоду потом приловчилась и дочь Ирина. Знаете, она в детстве мечтала стать вулканологом, а потом мы поехали в Шадринск наблюдать солнечное затмение, и она вдруг переменила решение ― сказав, что будет учительницей. Так и вышло, она прекрасный педагог английского языка.

Сикоруковские телескопы

В жизни всё непредсказуемо. Конструирование любительских телескопов из хобби превратилось в серьезное дело.

В среде любителей телескопостроения Леонид Леонидович Сикорук — культовая личность. В начале 70-х годов он организовал Клуб любителей телескопостроения имени Д. Д. Максутова. За 16 лет существования клуба школьники изготовили более сотни телескопов размером до 315 мм. Но самое главное — наш герой положил начало серийному производству телескопов на Новосибирском приборостроительном заводе.

— Я мечтал о том, чтобы астроном-любитель мог купить телескоп, и даже снял фильм в трех сериях, где рассказывал, как можно построить прибор в домашних условиях.

В 1973 году вышло постановление ЦК о начале выпуска товаров народного потребления на военных заводах. Я позвонил на приборостроительный завод, рассказал о своей идее, мне сказали: идея хорошая, приходите.  Я прямо на проходной (Завод являлся режимным предприятием. ― прим.ред.) показал свой чертеж двум женщинам-конструкторам. И дальше началась наша интересная совместная работа с инженерами завода. Были доработаны некоторые узлы, и телескопы для любителей астрономии запустили в производство.

Сначала был выпущен маленький «Алькор», потом «Мицар», затем «Альтаир». Все они официально объединены в серию ТАЛ — «Телескоп астрономический любительский». Благодаря ТАЛам любительскую астрономию в стране удалось вывести на абсолютно новый уровень. Сикоруковские телескопы охотно раскупают не только в стране, но и за рубежом. В 1990 году английский журнал «Практическая астрономия» назвал «Мицар» телескопом года, а канадский «Орбит» признал его в своем классе вне конкуренции.

Астрономии Леонид Леонидович посвятили почти 75 лет своей жизни. Написал книги-руководства «Телескопы для любителей астрономии» (1982 г. и 1990 г.) и «Любительская астрофотография» (М., 1986 г.), а также книгу «Физика для малышей» (М., Педагогика, 1976 г.), которая переведена на 15 зарубежных языков.

Кино, кино…

У Леонида Сикорука всё как-то завязано в единый клубок. Детское увлечение астрономией спустя годы перешло на профессиональный уровень. Как и кино. Началось всё в строительном институте, куда Сикорук всё-таки поступил после школы, но так, увы, и не закончил.

— Там случилась со мной настоящая «беда». Я влюбился в кино! В мае 1956 года, еще будучи студентом Новосибирского строительного института, я был под большим впечатлением от чеховской «Шуточки», и мне хотелось снять по ней фильм. Помните: двое летят на саночках с горы, он шепчет ей: «Я люблю вас, Наденька…». Своими руками сделал кинокамеру по статье в журнале «Наука и жизнь», не было только кинопленки. Её тогда не продавали в магазинах. Мне подсказали, где ее можно достать: на кафедре гидравлики. Правда, потом не нашел костюмов чеховской эпохи и в итоге снял фильм «Весна, любовь и экзамены» по собственному сценарию, где роли исполняли наши ребята. Мне это дело так понравилось! Сессию я сдавать не стал и ушел из института. Отец, конечно, переживал, но промолчал, потому что понимал, что это мой выбор.

Уход из института совпал с рождением в Новосибирске телевидения. Леонид Сикорук стал одним из первых его кинооператоров. Он заочно заканчивает кинооператорский факультет ВГИКа, снимает ряд художественных и документальных фильмов, становится членом Союза кинематографистов СССР. Кажется, путь вперед определен четко и надолго. Но не для Сикорука. Увлечение астрономией не просто не отпускает, а заворачивает новый виток жизни.

Две вечных подруги ― кино и астрономия

А почему, собственно, телескопы и кино должны противостоять друг другу, подумал Леонид Сикорук и решил объединить два своих увлечения. К кинооператорскому умению, конечно, понадобился целый ряд других ― сценариста, режиссера, художника, композитора. Где их искать? А почему не попробовать соединить их в самом себе? Мысли были разные, но Леонид Леонидович привык действовать. Так на советском экране появилось новое жанровое направление научно-популярного кинематографа, которое после защиты диссертации получит название «Познавательно-мотивационный фильм для детей». А Сикорук получит звание кандидата педагогических наук.

«Физика для малышей»

Весной 1971 года появляется серия 15―20-минутных необычных фильмов. Сначала они назывались «Физика в забавах», но позже стали выходить как «Физика для малышей».

— Всё происходило в самой обычной комнате или просто на кухне, где двое-трое детей с помощью кого-то из взрослых используют самые обычные вещи: лист бумаги, линейку, папину бритвочку, чайник, или мамину шубу, и проделывают незатейливые полуфокусы-полуопыты. Делалось всё настолько увлекательно, что не повторить их самому после окончания фильма было просто невозможно. В этом и была наша главная идея. Например, мы выясняли, что у зайца большие и длинные уши совсем не для красоты, а чтобы заранее слышать об опасности. Или шуба, которая сама по себе не греет зимой, а только не дает холоду проникнуть к нашему теплому телу. Или я в кадре рассказывал о музыкальном произведении «Шествие гномов» Грига: кто такие гномы, чем они занимались в пещерах… Я всегда исходил из формул Бернарда Шоу, сказавшего, что «деятельность — это единственный путь к познанию», и Чайковского ― «в детстве человек сплетает золотой клубок впечатлений, который затем он распутывает всю жизнь». Вот я и старался придерживаться этих принципов. Помогая детям открывать новые миры, получать впечатления, знания и подталкивать их к развитию.

Надо сказать, что в съемках новосибирской «Физики для малышей» участвовали известные актеры, например, Андрей Болтнев.

В 1973 году «Физика для малышей» становится лауреатом 3-го Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов, а через год на международной ярмарке телефильмов ее покупает сразу 71 страна мира.

Кроме «Физики для малышей» на экраны вышли «Геометрия для малышей», «Астрономия для малышей» и «Академия детских наук. Музыка».

«Физика для малышей. 40 лет спустя»

«Старая мельница»

Еще один факт биографии Леонида Леонидовича — предприятие «Старая мельница», которое занималось производством кинофильмов и телепрограмм.

В 1994 году открывается областная школа-студия детской кинематографии, которая переросла в Детско-юношеский центр «Старая мельница». Сегодня ее хорошо знают не только в Новосибирске, но и далеко за пределами России. Почти три сотни детей под руководством опытных специалистов открывали для себя секреты кинематографа, воплощая в реальность свои идеи, обучались актерскому мастерству, вокалу, азам журналистики. Это была небольшая киностудия, в том числе с макетно-бутафорским цехом.

Все, кто когда-то работал с нашим героем, отмечали его удивительную способность общаться с детьми, быть с ними на равных и при этом оставаться классным педагогом.

Знаниями надо делиться

Интересный факт. Издательство «Педагогика» в 1975 году предложило Леониду Сикороку написать книгу «Физика для малышей». За сорок лет ее переиздавали 20 раз: 5 — на русском языке и 15 — на зарубежных, в том числе монгольском, хинди и кхмерском. Общий тираж книги — около миллиона экземпляров.

Еще одна книга — «Телескопы для любителей астрономии» — стала самой популярной и цитируемой среди любителей телескопостроения на всей территории бывшего СССР.

Планетарий

—  В 2006 году в Новосибирск приехал один из самых известных популяризаторов астрономии — американец Джон Добсон. И он был очень удивлен, что в Новосибирске, таком огромном городе, нет ни одного астрономического учреждения для детей. Я этим воспользовался и написал письмо мэру Владимиру Филипповичу Городецкому.

Письмо Леонид Сикорук начал с трех эпиграфов: «Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас» (Иммануил Кант); «Человек отличается от свиньи, в частности, тем, что ему иногда хочется поднять голову и посмотреть на звезды» (академик Виктор Амбарцумян); «Жалок тот, кто не видит звезд, пока не получит в зубы» (Станислав Ежи Лец). Рискованное начало прошения, нечего сказать. Но мэр согласился с доводами земляка, и работа над проектированием закрутилась. Весомую в этом роль сыграл заместитель мэра Василий Скосырский, увлекающийся астрономией, и Владимир Путин, который в то время был Председателем Правительства РФ. В семейном архиве есть его ответ на письмо новосибирца Сикорука.

— Я ведь проектировал, и город строил не планетарий, а детский астрофизический центр с любительской обсерваторией, где дети и молодежь могут заниматься научно-любительскими исследованиями. Астрономия — такая область, где любители до сих пор играют очень значимую роль: открывают кометы, ведут наблюдения за Солнцем, отправляют результаты в обсерватории и научные институты. Таким мы видели наш планетарий.

Астрофизический центр, по мнению Сикорука, должен быть очагом интерактивного просвещения в столице Сибири, где внутри лекции и кинопоказы познавательных лент, встречи с интересными людьми, учеными, а вокруг здания не просто детские аттракционы, но и спецплощадки для проведения различных экспериментов, позволяющие сделать первые шаги в познании астрономии. Многое, что сегодня происходит вокруг планетария, Леонида Леонидовича, мягко говоря, не устраивает… Но, видимо, другие времена, другие нравы и задачи. Поэтому предложение открыть Детский Академгородок под Новосибирском ему пришлось по душе. Этим он сегодня живет.

В человеке должна быть пружинка

— Где я брал силы на всё? А где их брал Чайковский или морской офицер и композитор Римский-Корсаков? Когда у человека есть пружинка внутри, он несмотря ни на что добьется поставленной цели. Вот и весь секрет.

Планета по имени Сикорук

9 января 2009 года во Вселенной появилась малая планета где-то за Сатурном под именем Sikoruk. Астероид 8561 вошел во все справочники и астрономические таблицы эфемерид.

— Известный «ловец астероидов» Тимур Крячко в 2008 году, открыв очередной астероид, разместил пост в астрофоруме и предложил всем вместе придумать ему имя. Первое же предложение было — Сикорук, но кто-то написал, что диаметр в 8 километров для Леонида Леонидовича маловато. Тогда Тимур Крячко нашел из ранее открытых ― астероид в 30 километров. Народ одобрил, и документы ушли в Международный астрономический союз.

Звания — это ответственность

В 2012 году Леонида Сикорука признавали Человеком года. В 2013 он становится почетным жителем города Новосибирска.

— Это приятно, почетно. С одной стороны ― признание достижений, и в тоже время накладывает ответственность за воплощение в жизнь еще одной идеи ― создания Детского Академгородка в поселке Морской. Есть проект, есть сподвижники. Осталось дело за здоровьем!

Что Вы цените в людях?

— Творчественность. Есть такое слово.

Жена, друг и сподвижник

Всего несколько строк. Лилия Тимофеевна ушла из жизни в феврале 2022 года. Кандидат медицинских наук, профессор, преподаватель в медуниверситете. И у нее всегда хватало времени и сил поддерживать все идеи мужа. Когда строили дачу, думали ― для семейного отдыха, а получилась киносъемочная площадка. Именно здесь снимались «Астрономия для малышей» и «Геометрия для малышей».

— Лилия Тимофеевна — удивительный человек, сподвижник. У нее было замечательное свойство ― она умела быть в тени. Ее не стало, и это как кусок сердца оторвали…

О Боге

Леонид Леонидович — человек верующий, как и его родители, и с супругой они были венчаны.

— Когда у меня случился инсульт, мои близкие за меня молились. И вот я живу, смотрю на небо, любуюсь звездами, читаю любимые книги и надеюсь успеть закончить проект с Детским Академгородком.

Редакция «ЧС» от всей души поздравляет Леонида Леонидовича с 85-летием, желает сибирского крепкого здоровья и воплощения в жизнь всех идей, которые не дают ему спать по ночам, а их у него еще немало.

Фото предоставлены семьей Л.Л. Сикорука, из открытых источников.